Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
саша диплом1.docx
Скачиваний:
85
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
190.43 Кб
Скачать

2.2 Ход переселения

Руководство переселенческой политикой осуществлялось в центре импе­ратором и Сенатом, Министерством внутренних дел и Военным министерством.

Для переселения на Северный Кавказ были учреждены следующие органы.

В Ставрополе в 1806 г. была создала контора по переселению, находившаяся в ведений гражданского губернатора. Чиновники конторы посылались для проведения личной переписи и переклички в тех местах, где найдутся переселенцы.

Для Северо-Западного региона Кавказа были учреждены следующие органы, “Для приема и оказания помощи переселенцам в Черноморском казачьем войске приказом от 6 сентября 1821 г. был учрежден особый Комитет в составе трёх асессоров, секретаря, четырех чиновников для особых поручений (полковых есаулов), под общим председательством войскового атамана”32. Согласно распоряжению командира отдельного Кавказского корпуса генерала от инфантерии А.П. Ермолова от 24 ноября 1821 г, в Состав комитета несколько раз менялся за время его существования. В обязанности чиновников входили объезды порученных им селений, сбор пожертвований и оказание помощи переселенцам, а также привлечение последних «к трудолюбию и хозяйственным работам и отнюдь не допущение их до тунеядства». Обо всех чрезвычайных случаях, которые могли случиться, они должны были сообщать комитету с нарочными.

26 декабря 1821 г. Комитет для водворения переселенцев был открыт в г. Екатерннодаре, В его функции входили: подробный учет прибывающих, переселенцев, в том числе способных носить оружие, оказание помощи в размещении их на зимовку и дальнейшее водворение, распоряжение лесом для строительства домов, организация сбора пожертвований и выдача провианта, оказание помощи медикаментами.

Комитет был закрыт 20 сентября 1826 года на основании того, что переселение в данным момент завершилось и в продолжении его функционирования нет необходимости. В дальнейшем успешный опыт по организации переселенческих комитетов был использован в дальнейшем, так 1848 года начал свою работу временный комитет по водворению переселенцев, открытый также в Екатеринбурге.

Ответственность за организацию и ход переселения полностью возлагалась на губернаторов тех губернь от куда отправлялись партии переселенцев. Под их руководством разрабатывались правила (инструкции) по переселению, суть которых сводилась к следующим положениям.

Переселение проводилось добровольно. Желающие сообщали о своем намерении в Волостное Правление и предоставляли туда удостоверение, свидетельствующее о том, что в податях и обязанностях они не состоят и частных долгов, препятствующих выходу из селения, - не имеют. Волостному Правлению поручалось сформировать поименные списки семейств, утверждавшиеся губернским начальством.

Переселяющиеся получили право продавать свои дома и прочее имущество по своему усмотрению. А принадлежавшие им участки земли полагалось «предоставлять остающимся на старых местах того же селения крестьянам, которые в вознаграждение за передачу имущества, обязаны оказать переселенцам пособие в переходе.

Для обозрения мест своего будущего поселения и условий жизни в переселенцам разрешалось направлять ходоков, снабжавшихся от имени губернатора «срочным видом (пашпортом)», а от администрации денежным пособием.

На месте их удостоверили «о всех тех выгодах, какие они иметь будут, дабы тем лучше обеспечить переселенцев в удовлетворении их желаний». К этим выгодам относились обещанные плодородные участки земли, рыбные ловли, предоставление полной свободы хозяйственной деятельности наравне с проживающими здесь черноморцами, освобождение от государственных податей «во вновь заводимых селениях» на 3 года, в старых - только на 2.

Были случаи, когда по возвращении депутатов переселенцы отказывались от переезда. “Так, в октябре 1808 г. возвратившиеся посланцы сел Смелого и Протасовки Роменского уезда Полтавской губернии сообщили, что они «нашли тамошнее жительство невыгодным, в рассуждении того, что по такому количеству в семействах их душ не могут исправлять службы по тамошним заведениям, и что они, разведав, как там жители тамошние часто умирают от нездорового климата, опасаются выводить туда семейств своих, дабы над ними не сбылось того, что над переселившимися уже из Черниговской губернии жителями, коих пришло туда 19 семейств, из них 14 умерло и 5 только в живых осталось, и по сим причинам они желание своё к переселению оставляют» . Это Заявление было подано от 18 мужчин и 15 женщин названных сел, изъявивших ранее желание переселиться”33.

С ранней весны 1809 г. началось массовое пополнение Черноморского войска. Вместе с семьями, скотом, имуществом украинские крестьяне отправлялись организованными партиями, в каждой не более 30 семейств. Возглавлял партию старейшина, у которого находился «открытый лист» с именным списком всех семей и разрешением на свободный проход до назначенного места .

Не обязательно старейшиной - становился человек пожилого возраста или из числа зажиточных переселенцев. Это мог быть и молодой уважаемый всеми казак или крестьянин из благонадёжнейших и трезвенного поведениях Согласно полученным инструкциям он по ходу движения решал возникающие вопросы и имел «строгий надзор за поведением, старался предупредить всякие ссоры и драки и не допускал уменьшения или увеличения численности партии во время ее следования. По приходу на назначенное место он был обязан представать в Черноморское правление все имеющиеся документы, касающиеся пришедших переселенцев.

Полиция и губернские власти тех мест, через которые проходила партия, должны были «оказывать нужное пособие и покровительство, отряжая чиновников или унтер-офицеров или солдат, для ограждения их в пути от притеснения и остановок, равно и для соблюдения между самими переселенцами порядка. К предупреждению всякого покушения на поступки не позволенные.

Как правило, при переселении партии колонистов разрешалось право в бесплатном пользовании пастбищами, обеспечивавших ночлегом и помогавших всем заболевшим определиться в войсковые военные и комиссариатские лазареты. Министерство государственных имуществ, заботясь о беднейших семьях, предоставляло им путевое.

Власти старались держать под контролем переселенческий процесс и не допускать самовольных переходов в партию беглых людей или с имеющимися долгами. С этой целью колонистам выдавались специальные пропуски – “письменные виды”, без которых вновь прибывший мог подвергнуться аресту с целью дознания, как и откуда он появился в данном месте заселения. Но, если таковые всё-таки обнаруживались, то согласно правилам, их немедленно высылали «посредством земских полиций для обращения на прежнее место жительства.

Часто во время пути следования среди переселяющихся распространялись массовые заболевания и наблюдалась высокая смертность. Согласно правительственным инструкциям, если вдруг кто-то из переселенцев заболевал и продолжать путь был не в состоянии, предлагалось не останавливать ход целой партии.

Местное городское или земское начальство, удержав заболевшего, не разлучало его с семейством, принимало под свой надзор и покровительство, а по выздоровлении снабжало письменным видом, показывающим все число душ и количество скота, отправляло к назначенному месту в одном семействе или с новой партией, которая на то время может случиться.

Начавшееся переселение и водворение крестьян из центральных губерний проходило не всегда удачно. Вместо назначаемых сроков по переселению, зачастую затягивалось на большой срок. Так переселение из “Полтавской и Черниговской губерний проходило в этот раз неудачно. Вместо назначенного по проекту трехлетнего срока переселение растянулось на шесть лет, с 1821-1826 гг. и сопровождалось голодом, потому что 1819-1821 гг. выдались неурожайными и вдобавок налетевшая (в 1821 г.) «в несметном количестве саранча» уничтожила не только хлеб, но и травы3. К тому же уменьшение войсковых доходов лишало Войсковую канцелярию всякой возможности помогать продовольствием и провиантом прибывающим переселенцам”34.

К тому же во время следования партий полиция и губернские власти должны были отряжать чиновников или унтер-офицеров для их сопровождения в пути. На деле оказывалось, что некоторым партиям вообще не предоставили проводников. В результате их скот был отбит и угнан разбойниками, от чего они ещё больше «потерпели разорение».