Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
саша диплом1.docx
Скачиваний:
85
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
190.43 Кб
Скачать

Глава.II Переселенческое движение русских крестьян.

2.1 Формы и факторы переселения

А.А. Кауфман указывал, что правительство заботилось о создании на окраинах земледельческого населения, пользуясь для этой цели и ссылкою, и "накликом" свободных хлебопашцев, которым представлялись разнообразные льготы и пособия и давалась в пользование земля. Попутно с этою правительст­венною колонизацией шла другая колонизация, вольнонародная25.

Переселенческое движение, по мнению М.К. Любавского, было связано

с потребностью населения в условиях экстенсивного ведения хозяйственной деятельности: по мере разработки земли и ее оскудения социально активная часть населения стремилась к перемещению на новые земли, благо существовавшее пространственно-географическое окружение позволяло это. Вызывает интерес перечень причин, закладывавших в земледельце черты по­тенциального переселенца.

М.К. Любавский акцентировал внимание на формы колонизации воль- нонародная, иногда, по определению академика, самовольная, правительст­венная, частнопредпринимательская.

Ряд историков дооктябрьского периода в своих работах, посвященных процессам колонизации или косвенно затрагивающих эту тему, отмечали такие формы переселенческого движения, как государственная, организованная, сти­хийная, административная, добровольная.

Н.А. Смирнов подчеркивал, что царское правительство усиленно разви­вало помещичью колонизацию на юге России, в том числе и на Кавказе, разда­вая землю дворянской служилой аристократии и бюрократии и переселяя гуда крестьян из внутренних губерний”26

Н.Г. Волкова, говоря о массовых переселениях на Северный Кавказ представителей различных национальностей, указывает, что часть этих пересе­лений в широких масштабах осуществлялась царским правительством, состав­ляя одну из сторон его колониальной политики, часть происходила независимо от этой политики под воздействием разнообразных социально-экономических и политических факторов и не только не встречала препятствий со стороны госу­дарственного аппарата, но всячески поддерживалась последним (например, пе­реселение армян и греков на Черноморское побережье Кавказа)"27.

П. Громов отмечает, что по своему характеру колонизация может быть крестьянской, военно-казачьей, помещичье-крепостнической.

В. Лурье выделяет государственную и народную формы колонизации, акцентируя внимание на модель русской крестьянской колонизации.

С.А. Чекменев, один из крупнейших современных исследователей пере­селенческого движения на территорию Предкавказья, в качестве основных коло­низационных элементов рассматривает казачество, крепостных и государствен­ных крестьян различных категорий, помещиков, отставных солдат, иностранных переселенцев, особо отмечая значение бывших на Северном Кавказе как важного звена в процессе закрепления позиций царизма в этом крае.

Военно-казачыо, гражданскую, дворянскую, крестьянскую, частнопред­принимательскую колонизацию Северного Кавказа в формах принудительного и добровольного переселений выделяет Л.Б. Заседателева .

Итак, мы рассмотрели существующие определения характера и форм колонизации в работах российских историков, начиная с дооктябрьского пе­риода, и убедились в отсутствии единой четкой классификации. Учитывая и опираясь на результаты исследований предшественников и изученные архив­ные материалы, мы пришли к заключению, что переселенческое движение мо­жет носить принудительный и добровольный характер. Последний подразделя­ется добровольный, санкционированный правительством и добровольно- стихийный. Колонизационный процесс протекает в форме правительственных заселений и народной колонизации, По нашему мнению, форма колонизации определяется посредством ответа на вопрос: кто является инициатором пересе­ления. Подправительственной колонизацией следует понимать переселения, организованные правительством, которые отвечали его внутриполитическим и внешнеполитическим задачам и претворялись в жизнь в соответствии с царским за­конодательством. Критериями правительственных переселений являются: а) согла­сие на переселение властей тех губерний, откуда осуществлялись Переселения; б) разрешение кавказской администрации на вселение; в) материальная помощь пере­селенцам со стороны российского правительства или войсковой администрации; г) льготы разного рода (например, по выплате податей, освобождение от воинской службы, однако последний из перечисленных критериев в планах правитель­ства присутствовал не всегда. Правительствешая политика находила правовое во­площение в издании законов и распоряжений по вопросам переселений.

Характерными чертами правительственных переселений были их перио­дичность, строгая регламентация, массовость, участие в колонизации различных социальных групп. Пере­селения осуществлялись организованно, под надзором государственных чинов­ников в места и сроки, определяемые властями. Правительственная политика льгот и пособий не отличалась постоянством. Пособия выдавались тем группам переселенцев, которые соблюдали все формальности, предписанные правитель­ством, а именно заручились согласием на переселение властей своих губерний и кавказской администрации, а так же одобрением Министерства внутренних дел.

Следует отметить, что правительственная колонизация наиболее полно отражена в исторических источниках.

На протяжении XIX в. народная колонизация сопутствовала правитель­ственной и тесно переплеталась с ней. М.С.Авербух подчеркивал, что "в усло­виях крепостнических порядков организованная принудительная колонизация не может быть особенно успешной и неизбежно перерастает в колонизацию стихийную, добровольную"28.

Народная колонизация - это свободное переселение населения на земли, привлекающие его по какой-либо причине, которое осуществлялось, как прави­ло, в обход царского законодательства, в обстановке преследований централь­ных и местных властей. В основе народных переселений лежат причины соци­ально-экономического плана: а) до отмены крепостного права - растущее угне­тение со стороны помещиков и феодально-крепостнического государства, б) малоземелье; в) частые стихийные бедствия (засухи, неурожаи, голод и т.п.); г) гонения официальной церкви, на примере общины молокан; д) поиск лучшего применения своих сил и вло­жения имеющихся финансовых средств. Последний пункт относится, в основ­ном, к таким колонизационным элементам, как купцы, мещане и стал прояв­ляться на территории Северо-Западного Кавказа только с конца 60-х годов XIX века. В процесс народной колонизации вовлекается не только беглое крепост­ное крестьянство, но и различные категории юридически свободного населе­ния, искавшего в данном регионе облегчение своего положения. Народная ко­лонизация осуществлялась непрерывно и носила интенсивный характер вопре­ки запретам властей. Беглые крепостные составляли наиболее колоритно выра­женный элемент народной колонизации.

На результате представленных мнения можно сделать вывод о том, что ко­лонизации имела несколько форм: а) военно-казачья колонизация; б) гражданская колонизация.

Удержать ситуацию в организованном и подконтрольном правитель­ству русле до конца не удалось. Усиленные ожидания крестьянства России, связанные с освобождением от крепостнической зависимости, давящее мало­земелье слишком часто содействовали стихийности и внесценарному проте­канию переселенческого процесса. “В крестьянской среде к 40-м годам XIX века прочно укрепилось мнение, что положение дел на Кавказе вынудило правительство приглашать крестьян, в том числе и помещичьих, в этот отда­ленный край, при этом за труды и опасности даруя безвозмездно «пустопо­рожние» земли, наделяя денежными пособиями на первоначальное обзаведе­ние и освобождая от всяких податей и повинностей”29.

В этой связи Кавказ для крепостного крестьянства Российской импе­рии стал видеться «землей обетованной». Крестьяне толпами с семьями и пожитками срывались с мест прежнего проживания и вопреки всяческим пре­пятствиям, жаждали увидеть «кавказский рай». “Ответом на запретительные решения и действия властей явились серьезные беспорядки и бунты среди крестьян”30.

Власти стали небезосновательно опасаться, что такое течение дел, могло подорвать социально-экономические основания всего государственно­го устройства - разорить помещичьи хозяйства. При этом до манифеста об отмене крепостного состояния крестьян и начала проведения крестьянской реформы в России переселенческого движения как «явления народной жизни в стране» не существовало. Практиковались отдельные и спорадические вы­зовы, прежде всего, государственных крестьян со стороны правительства, ко­торые инициировались кавказскими властями. Итогом такой переселенче­ской политики было расселение к началу 50-х годов XIX века в районы.

“Степного Предкавказья на земли, занимавшие площадь в 13 млн. десятин свыше 740 тыс. человек. Из них насчитывалось линейных и черноморских казаков — 432 тыс. человек; государственных крестьян, прибывших туда по вызову правительства, - 172 тыс. человек, а помещичьих крестьян - около 17 тыс. человек”31.

И хотя в 50-е годы XIX века первостепенными оставались военно- стратегические задачи покорения Кавказа, главная экономическая роль в хо­зяйственном и культурном освоении Кавказа, подведении прочной почвы гражданственности и государственности в регионе принадлежала государст­венным крестьянам.