Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ekonomicheskiy_rost_v_stranakh_Vostoka_Kniga_2

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
4.55 Mб
Скачать

технологий, реализация «окон возможностей», возникающих на китайском рынке в условиях торговой войны КНР с США.

Таблица IV-2.2. Российско-китайское инвестиционное сотрудничество, 2018 г.

Источник: Минкоммерции КНР, ГСУ КНР.

В немалой степени такое положение возникло из-за того, что уже в течение нескольких десятилетий Китай последовательно проводит курс на создание и укрепление целостной и высокотехнологичной промышленной системы, с успехом решая задачи защиты внутреннего рынка и внешней товарной экспансии. Россия же практически отказалась от промышленной политики и соответствующей внешнеэкономической стратегии, что сказывается на всех географических направлениях, включая китайское. Улучшить ситуацию могло бы более тесное сотрудничество промышленников двух стран, в том числе в рамках ОПОП и его сопряжения с ЕАЭС, однако без кардинальных перемен в общей хозяйственной политике России серьезных сдвигов вряд ли можно ожидать. Есть лишь некоторые надежды на частичную модернизацию производ-

231

ственного потенциала РФ с помощью китайских технологий и оборудования (их доля в нашем импорте имеет тенденцию к росту).

С сожалением приходится констатировать, что многие благоприятные для взаимного сотрудничества предпосылки остаются нереализованными, что, в свою очередь, снижает ценность сотрудничества для партнеров из обеих стран, усиливает обоюдный скептицизм, недоверие и потенциальные риски взаимодействия. Немалый негативный осадок оставляют намеченные, но несостоявшиеся крупные двусторонние проекты (широкофюзеляжный самолет, скоростная железная дорога).

Отражением невысокого предпринимательского тонуса по поводу развития двустороннего сотрудничества является инвестиционная сфера (см. таб. IV-2.2). Китайские прямые инвестиции, накопленные в экономике России, в 2018-2019 гг. сокращались и составляют в настоящее время около 10 млрд. долл. С российскими прямыми инвестициями в КНР дело обстоит еще хуже: их накопленный объем едва достиг 1 млрд. долл.

Между тем прямые зарубежные инвестиции Китая в 20182019 гг. продолжали увеличиваться несмотря на их значительное сокращение в страны Запада, особенно США.

Это явление объясняется, на наш взгляд, своеобразием нынешней стадии развития китайского хозяйства, в котором сохраняется высокий уровень сбережений и накопления, а национальные промышленные корпорации, опираются на мощную внутреннюю научно-производственную базу. Фактически в стране происходит исторически беспрецедентный процесс капиталообразования в реальном секторе, переросший в новом веке национальные рамки. В отличие от западных ТНК китайские корпорации охотно инвестируют в развивающиеся страны, хозяйства которых представляются им вполне перспективными, поскольку и сам Китай в недалеком прошлом был относительно бедной и неразвитой страной.

Экономическая асимметрия двух моделей сохранится на ближайшую и среднесрочную перспективу. Для «равенства» партнерства Россия должна компенсировать свое экономическое

232

отставание от Китая сохранением лидерства в военно-стратегиче- ских компонентах и развитием инновационно-технологической составляющей собственной экономики.

Конечно, у России есть уникальные характеристики, связанные с размером территории, мощным оборонным потенциалом, особой ролью в геополитике и международных отношениях. Однако рассчитывать только на эти факторы в строительстве отношений с практичными китайцами было бы, по-видимому, недостаточно. Другое дело, что эти же факторы могут служить «российским приданым» в продвижении ОПОП, которой при такой постановке вопроса следовало бы трактовать как «Общий пояс, общий путь» и еще как важный элемент стратегической концепции «Большой Евразии», предусматривающей, помимо прочего, значительное улучшение отношений России со странами Европы.

Отмеченная выше асимметрия экономических потенциалов России и Китая содержит не только риски, но и возможности для России, располагающей теперь партнером, сопоставимым с западными странами в качестве источника модернизации производительных сил. Здесь важно определиться с собственными потребностями, тщательно изучать на глазах меняющийся Китай, не впадая в излишний оптимизм по поводу намерений Поднебесной.

233

ПОСЛЕСЛОВИЕ

С начала XXI в. ощутимо стали проявляться изменения соотношения сил в мировой экономике. Неравномерность и противоречивость социально-экономического развития отдельных стран и регионов нарастали с такой быстротой, что привели к кардинальным сдвигам в мировом порядке конца ХХ в.

Принципы мировой экономики XXI в., особенно если ее

рассматривать в рамках социальных институтов и институциональных связей, все более приближаются к философии неомодернизма. Категория, получившая название неомодернизма, широко используется при характеристике современной мировой политики1, но пока еще не вошла в парадигму экономических понятий. Однако многочисленные изменения, происходящие на социальноэкономическом пространстве стран Востока, убедительно свидетельствуют о необходимости внедрении новых подходов к исследованию экономического роста, а точнее говоря – о более глубоком осмыслении (и возможно преобразовании) уже разработанных теоретических концепций, таких как институционализм, холизм, противоречие Восток–Запад, подчинении индивидуума общественным и традиционным ценностям.

Возможно, используя категориальную базу неомодернизма, объяснение некоторых аспектов неравномерности экономического роста и неравенства социального развития в странах Востока примет более законченный вид. Одним из детерминантных понятий неомодернизма выступает холизм2. Экономический холизм исходит из того, что решающее влияние на поведение

1Кузнецов В.А. Арабские общества эпохи неомодерна: поиск новых единств.

Восток (Oriens). 2020. №2. С. 28-40.

2Кортунов А.В. От постмодернизма к неомодернизму, или воспоминания о будущем // «Россия в глобальной политике». №1 Январь–февраль 2017 https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ot-postmodernizma-k- neomodernizmu-ili-vospominaniya-o-budushch/?sphrase_id=42172196

234

людей оказывают принятые в обществе правила, т.е. экономическое поведение индивидуума в значительной степени подчиняется институциональным соглашениям и социальным правилам. Данный аспект играет важнейшую роль в объяснении поведения агентов производства. В частности, в сельском хозяйстве Индии (и ряда других стран Азии) принятие решений в деревнях, где преобладают традиционные отношения, по преимуществу зависит от неформальных институтов. Сам по себе этот факт не мог бы свидетельствовать о нарастании неформальных связей, если бы не возвращение к таким отношениям в ряде стран и районов Южной, Юго-Восточной, Средней Азии. Действие неформальных институтов консервирует, а в процессе быстрого экономического развития других отраслей – усиливает как неравномерность экономического роста, так и социальное неравенство.

Возрастание внимания с начала XXI в. к новой институциональной теории (Д. Норт, Р. Коуз, А. Аузан) косвенно подтверждает невозможность объяснения поведения экономических агентов посредством привычных западному миру классической, неоклассической, кейнсианской теорий. Психология, религиозные, межличностные взаимоотношения в экономическом поведении выходят на первое место, причем, как показывают события 2020 г., уже не только в развивающихся странах Востока, но и в развитых странах Запада.

В XXI в. в планировании экономического роста начинает приобретать высшее значение процесс выбора цели развития, или целеполагание. Темпы экономического роста, увеличение производительности ресурсов (труда, капитала) не могут служить целями сами по себе. Появляются такие концепции, как экономическое развитие без экономического роста, зеленый рост, инклюзивный экономический рост, т.е. в теорию экономики возвращаются идеи эпохи модерна, которыми по большому счету пренебрегали в эпоху постмодерна. Приведем несколько позитивных примеров, подтверждающих смену вектора целеполагания, причем наиболее остро они обозначились с 2010-х гг. Концентрация внимания государства не на количественных показателях экономического

235

роста, а на социальном положении населения (Япония, Россия), построение общества «сяокан» и сохранение экологии в Китае, создание космического корабля Crew Dragon частной компанией Илона Маска, принятие ООН программы Цели в области устойчивого развития (ЦУР), известные как «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Подобные планы в конце ХХ в. вряд ли могли иметь серьезную подоплеку.

Быстрое развитие научно-технического прогресса, вступление в эру Четвертой промышленной революции изменили соотношение сил в мировой экономике, в лидеры экономического роста выдвинулись новые страны, в результате чего изменились традиционные схемы «Запад–Восток» и «Север–Юг». В результате сам процесс неравномерности экономического роста приобрел не только новые формы, но и новую сущность.

С середины ХХ в. в международных экономических отношениях преобладала схема «Центр–Периферия» – «Центр», воздействуя на «периферию», преобразует ее путем вовлечения в орбиту международного разделения труда через торговые, финансовые, технологические потоки. Тем самым «центр» создает в масштабах мирового хозяйства экономические пространства, в которых он сохраняет за собой ведущую роль, опираясь на наиболее передовые технологии, отрасли, монополизируя «вершину» научно-технического прогресса. Однако с начала XXI в. эта схема начала постепенно расщепляться. Появились новые страны – Китай, Индия, Япония, Россия, которые по ряду направлений технологического развития берут на себя роль лидеров и создают новый тип международных связей. Эти связи уже не укладываются в привычные схемы и формируют новую реальность – процесс, набирающий силу с 2010-х гг. К этим странам начинают подтягиваться новые индустриальные страны (НИС) с первой по четвертую волну. Таким образом, постоянно меняющаяся неравномерность становится перманентным рычагом международных экономических отношений.

236

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение к §3.9

Приложение 3.9.1. Структура занятости в не нефтяных арабских странах (1991-2018)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алжир

 

70%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хозяйство

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Услуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0%

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

2011

 

 

 

1991

1993

1995

1997

1999

2001

2003

2005

2007

2013

2015

2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ирак

 

70%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хозяйство

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Услуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0%

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

2011

 

 

 

1991

1993

1995

1997

1999

2001

2003

2005

2007

2013

2015

2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

237

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иордания

80%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельское

30%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хозяйство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Услуги

10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0%

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

2011

 

 

 

1991

1993

1995

1997

1999

2001

2003

2005

2007

2013

2015

2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ливан

 

70%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

30%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельское хозяйство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Услуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0%

 

 

 

 

 

 

2005

 

 

 

 

 

 

1991

1993

1995

1997

1999

2001

2003

2007

2009

2011

2013

2015

2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ливия

 

70%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хозяйство

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Услуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0%

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

2011

 

 

 

1991

1993

1995

1997

1999

2001

2003

2005

2007

2013

2015

2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

238

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марокко

 

50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

30%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хозяйство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Услуги

0%

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

2011

 

 

 

1991

1993

1995

1997

1999

2001

2003

2005

2007

2013

2015

2017

 

 

 

 

 

Западный берег и сектор Газа

70%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хозяйство

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Услуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0%

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

2011

 

 

 

1991

1993

1995

1997

1999

2001

2003

2005

2007

2013

2015

2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судан

 

60%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

30%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельское хозяйство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Услуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1991

1993

1995

1997

1999

2001

2003

2005

2007

2009

2011

2013

2015

2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

239

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сирия

 

60%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хозяйство

10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Услуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0%

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

2011

 

 

 

1991

1993

1995

1997

1999

2001

2003

2005

2007

2013

2015

2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тунис

 

60%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хозяйство

10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Услуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0%

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

2011

 

 

 

1991

1993

1995

1997

1999

2001

2003

2005

2007

2013

2015

2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йемен

 

60%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хозяйство

10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Услуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0%

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

2011

 

 

 

1991

1993

1995

1997

1999

2001

2003

2005

2007

2013

2015

2017

Источник: Всемирный банк.

 

 

 

 

 

 

240