Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Uzun-Khadzhi_Saltinskii_774__politicheskii_774_i_religioznyi_774_deyatel_Dagestana_i_Chechni

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
3.47 Mб
Скачать

Прошу население не питаться всякими вздорными слухами

ине поддаваться наветам и сплетням большевиков и их сторонников. Ни о какой купле и продаже и речи быть не может.

Как бы не спелись враги Дагестана об этом твердить, ни к моему имени, ни к именам дагестанских офицеров эта грязь не пристанет.

Могу также уверить население – я никогда его не обманывал, что о возрождении монархической России ни в нашем офицерском кругу, ни в кругах Добровольческой армии не помышляют.

Желание дагестанского офицерства со мною во главе – это избавить наш родной край от той ужасной заразительной болезни, которая идет против Бога, против пророка, против его религии, от тех несчастных выродков человечества, которые не признают ни семьи, ни собственных детей, ни жену, ни мать, ни отца

иникакой собственности.

Икогда от этого ужаса будет избавлен тем или иным путем Дагестан и вся Россия будет тогда устраивать жизнь на новых началах независимости автономного Дагестана, смотря по тому, как это будет выражено на Всемирной конференции8.

Что же касается до намерения Добровольческой армии, то по заверениям её командования, в её цели также не входит создание в России монархического образа правления.

Не предвещая наперед того или иного строя, добровольцы самым категорическим образом высказываются против бывшей царской России. Прямая и ближайшая их задача – освобождение России от большевизма, восстановление в ней давно желанного всеми порядка и спокойствия и доведения России до Учредительного собрания9.

По отношению к Дагестану они заявляют, что пока сами будем справляться с нашими большевиками и устанавливать порядок и нормальные условия жизни до тех пор, [пока] ни один добровольческий солдат не войдет во внутрь Дагестана. Если же они увидят, что большевики и их приверженцы продолжают свою злостную и вредную агитацию и разрушительную деятельность, а Дагестанское правительство не будет в состоянии с этим бо-

41

роться, тогда они будут принуждены ввести бой куда следует и действует по обстоятельствам.

Вам джамааты10, также интересно знать как относятся к приходу Добровольческих частей англичане, американцы и другие союзники. Я имел возможность по этому поводу подробно переговорить с представителями тех и других в Шамиль-Кале11. Представитель английской миссии в Петровске и глава американской миссии на Кавказе высказали совершенно одинаковый взгляд на наше отношение к Добровольческой армии и, что Дагестан и все благомыслящие народы должны идти рука об руку с добровольцами и помогать им морально для борьбы с общим бичем – большевизмом. Вместе с тем союзники высказали уверенность, что о судьбе всех маленьких народов, особенно героического чудного Дагестана позаботиться Всемирная конференция, на которой мирное соглашение Дагестана с Добровольческой армией, разумеется, только послужит в пользу для нашей страны.

Заканчивая этими словами настоящее воззвание, я приглашаю дагестанское население спокойно заняться своими делами и не доверять никаким слухам, выпускаемым злонамеренными людьми.

Генер[ал] Халилов ЦГА РД. Ф. 8-п. Оп. 3. Д. 253. Л. 25-28. Копия.

№ 16 Рапорт начальника Аварского круга ротмистра1 К. Алихано-

ва2 правителю Дагестана генералу М. Халилову.

Сел. Хунзах, 6 июля 1919 г.

По имеющимся у меня достоверным сведениям шейх УзунХаджи дня три тому назад прибыл из Чечни с отрядом чеченцев в 300 чел. в селю Ансалтаз. Отсюда набирая людей, перешел в сел. Карата4. Из этого последнего селения он думает двинуться на Хунзах для захвата крепости. Это последнее сведение я имею из самого достоверного источника.

Донося об изложенном заявляю, что крепости Хунзах я не сдам Узун-Хаджи и даже постараюсь не пропустить его по направлению к Шуре через территорию, вверенного мне округа.

42

К этому добавляю, что у меня нет никаких средств для борьбы с бандами Узун-Хаджи, кроме постоянной милиции и поэтому, если дело дойдет до открытого столкновения, мне будет не легко.

Прошу экстренных указаний и распоряжений. Начальник Аварского округа.

Ротмистр К[айтмас] Алиханов ЦГА РД. Ф. 8-п. Оп. 3. Д. 251. Л. 36. Копия.

№ 17.

Из заявления шейх-уль-ислама Дагестана Али-Хаджи Акушинского главному представителю Добровольческой армии в Дагестане с требованием вывести войска из Дагестана.

16 июля 1919 г.

Я, Али-Хаджи Акушинский, шейх-уль-ислам Дагестана, поставивший себе жизненной миссией вести народ по пути божьему, по пути любви, добра и мира, имею честь обратиться от всего народа Дагестана к представителю Добрармии в Дагестане со следующим заявлением.

Дагестанский народ не приглашал частей Добровольческой армии в пределы своей территории. Он не давал им никакого повода к вторжению и ко всем упомянутым агрессивным действиям дагестанский народ не находит не только никакого оправдания, но и никакого объяснения к насилованию его воли и священного для него шариата частями Добровольческой армии. Дагестан, состоящий весь из трудовых элементов – рабочих и земледельцев, тяготеющих экономически к России не открывал никакого фронта против Российской государственности. Поэтому дагестанский народ не признает никакого права за Добровольческой армией навязывать Дагестану свою волю в вопросе о форме общегосударственного управления, разрешения каковою он ставит в зависимость от справедливо выраженной воли всех народов России.

Датировано по дате публикации в газете «Молот».

43

Дагестанский народ не намерен терпеть ни с чьей стороны актов, противоречащих его воле, ни внутри самого Дагестана, ни извне до выяснения общей воли народов России.

На основании вышеизложенного я, Али-Хаджи Акушинский, шейх-уль-ислам Дагестана, в полном согласии с шейхом Узун-Хаджи и другими высокочтимыми алимами, в полном единении со всем дагестанским народом и от его имени имею честь настаивать перед представителем Добровольческой армии:

1)Очистить от частей Добровольческой армии города Те- мир-Хан-Шуру и Дербент и вывести эти части за демаркационную линию Дагестана, согласно сообщению Великобританского правительства.

2)Отказаться от всякого вмешательства во внутренние дела Дагестана, признав публичным актом за дагестанским народом, и только за ним, полное право на самоуправление, точно также, как дагестанский народ признает за казаками и остальным народом России их право на самоуправление.

3)Отменить приказ о назначении правителя Дагестана1, а также отказаться от всякой поддержки офицерско-бекской сословной диктатуры над Дагестаном.

4)Если условия дагестанского народа, выраженные в вышеуказанных пунктах будут приняты командованием Добровольческой армии, я, как шейх-уль-ислам Дагестана, обязуюсь не вести враждебных действий против Добровольческой армии, и также дагестанский народ оставляет за собой свободу действий, в противном случае возлагаю на Добровольческую армию всю ответственность за могущее произойти последствия.

5)Ответ в письменной форме на настоящее мое заявление прошу предать моему представителю в течении 24 часов с момента вручения его Вам.

Опубл. в кн.: Али-Хаджи Акушинский – шейх-уль-ислам Дагестана патриот и миротворец Махачкала, 1998. С. 161, 162.

Текст на русский язык перевел заведующий школьным и судебным отделом Совета Обороны Северного Кавказа и Дагестана Рашкуев Шарапутдин Магомедович (Г.К.).

44

№18 Рапорт командующего карательными отрядами сел. Карата

Андийского округа титулярного советника М. Саадуева1 правителю Дагестана генералу М. Халилову.

Сел. Карата, 17 июля 1919 г.

10 сего июля 1919 г. Узун-Хаджи Салтинский прибыл в сел. Ботлих2 с избранными им в горной Чечне войсками большевиков во главе с известным в Чечне большевиком [Арсланбеком] Шериповым и другими, скрывшимися в горной Чечне большевиками. Тот же час он приступил набирать войска для себя в Андийском округе. Каратинский участок, выделивший от округа и не желая подчиниться Узун-Хаджи, послал делегацию в Аварский округ к начальнику округа с просьбой помощи и покровительства. Начальник округа ротмистр [Кайтмас] Алиханов, приняв все зависящие от себя меры, отправил меня в Каратинский участок для командования каратинскими участковыми боевыми силами. До моего же прибытия каратинцы во главе с начальником участка Гиреем Хадисовым [вместе] с Загановым Тауш Магомаевым и самым Хадисом Хаджиевым3 заняли позицию на Преображенском мосту через реку Андийское Койсу. Начальник милиции [капитан] Хадис Хаджиев, распустив в Ботлихе милицию, тоже примкнулся к Каратинскому отряду.

Мною приняты меры к недопущению войск Узун-Хаджи на правый берег реки Койсу. Всюду расставлен караул Узун-Хаджи 15-го числа [июля] со своими войсками напал на общество сел Ансалта , отказавшегося подчиниться ему и силою оружия вынудить его отдать войска.

Таким путем, по сведениям, он намерен заставить всех обществ поставить ему войска. Пока добровольно ему подчиняется в Андийском округе часть Технуцальского участка и Андийский участок, выбравший его в имамы. Ни гумбетовцы, ни унцукульцы, ни дидоевцы ему не подчинялись. Но в тех участках отсутствия организаторов войск противника легко ему будет подчинить их.

Сельское общество Ансалта находилось в Андийском округе в Технуцальском наибстве.

45

Общее положение Андийского округа таково: с УзунХаджием сейчас около 700 человек. Кои при первом же бою могут разбежаться. Объединить и поставить против него все население некоему и я сейчас не в силах, хотя принимаю все зависящее [от меня] меры. Уверен я в том, что если из Шуры через Хунзах прибудет хотя бы сотня конницы с боевыми патронами для местных добровольцев, то все войска Узун-Хаджи разбегутся без сомнения.

Докладывая об изложенном, покорнейше прошу экстренного распоряжения о высылке к нам на помощь одной сотни конницы из Дагестанского полка с офицером для командования, находящимися сейчас в моем распоряжении более 800 вооруженных людей , а также предписать начальнику Аварского округа, дабы по возможности скорее предотвратить насилие Узун-Хаджи над бедными обществами.

ЦГА РД. Ф. 8-п. Оп. 3. Д. 249. Л. 61. Копия.

№ 19 Рапорт помощника начальника Аварского округа

Правителю Дагестана генералу М. Халилову.

Сел. Хунзах, 18 июля 1919 г.

Доношу Вашему Превосходительству, что начальник округа ещё вчера выехал навстречу Узун-Хаджи, который собирался якобы напасть на Аварский круг. Сегодня я получил от Алиханова [Кайтмаса] служебную записку, где он предлагал мне донести Вашему Превосходительству о полной ничтожности сил УзунХаджи, состоящих из работников чеченцев, что почти все общества Андийского округа отказываются примкнуть к его авантюре и везде оказывают ему сопротивление. Ликвидация этого движения – вопрос нескольких дней. Что же касается Аварского округа, то он все как один человек стал против Узун-Хаджи и последний ни при каких обстоятельствах не сумеет пройти на Шуру.

Ожидаем указаний и распоряжений Вашего Превосходительства.

Пом[ощник] нач[альника] Ав[арского] окр[уга]. Подпись.

В тексте «силами».

46

Резолюция на документе: По штабу:

1.Составить сообщение штаб Ком[мандования] Кн. Нацбольского

2.Выслать патронов в Хунзах и Ботлих распоряжение [начальника] округа.

3.Телеграмму генералу Алиеву1 об открытии дороги на Ведено и необходимости воздействия на чеченцев.

Подпись ЦГА РД. Ф. 8-п. Оп. 3. Д. 251. Л. 36. Копия.

№20 Из доклада члена Кавказского краевого комитета РКП(б) в

ЦК РКП(б) и Реввоенсовет XI-й Армии о положении в Дагестане.

19 июля 1919 г.

Бюро [Кавказского] краевого комитета партии, получив письменный доклад из Левашей, от Бориса Шеболдаева1 (председателя Реввоенсовета XI Армии здесь) и информацию дагестанских делегатов о положении наших сил в Дагестане постановило санкционировать, оказать всевозможную поддержку и взять под свое руководство восстанием и военные действия дагестанцев против Добровольческой армии. Хотя у нас очень мало денег осталось, но, считаясь с важностью этого движения, Бюро Кавказского краевого комитета на это ассигновало миллион рублей азербайджанскими знаками [бонами]. На днях делегируем своего представителя туда тов. Юрия Фигатнера2. Терского народного комиссара по внутренним делам. По нашим расчетам уже функционирующий Военный Совет Дагестана должен был начать действия, ибо, кроме общей подготовки, все формальности выполнены.

Али-Хаджи Акушинский от имени дагестанского народа передал ноту англичанам и ультиматум с суточным сроком Добровольческому командованию об очистке Дагестана от добровольцев, противном случае он не отвечает за возможные осложнения.

Фамилия не установлена.

47

Собственно говоря мы торопимся потому, что Ингушетия и Чечня уже в 10-х числах июля восстали против казаков и ведут упорные бои пока с некоторым успехом, имея центром движения Назрань3. Бои идут в двух направлениях Владикавказ и Грозный, железнодорожная линия Грозный –Беслан отрезана. Должен прибавить также то, что, по сообщениям Шеболдаева, к Али-Хаджи Акушинскому примкнул также и Узун-Хаджи (духовный вождь чеченцев) и обещал полную поддержку этому движению.

Мы принимаем все меры, к тому, чтобы Азербайджан, оказал помощь Дагестану деньгами или оружием, но очень мало надежды на азербайджанцев. Необходима денежная помощь с Вашей стороны.

Без подписи. Опубл. в кн.: Али-Гаджи Акушинский шейх-уль-ислам Да-

гестан, патриот и миротворец. Махачкала, 1998. С. 35-36.

№ 21 Информация председателя Астраханского Совета депутатов

трудящихся Г. Гончарова1 в газете «Известия Темир-Хан- Шуринского Совета рабочих, земледельческих и красноармейских депутатов» о боевых действиях красноармейских частей в районе сел. Араканы.

25 июля 1919 г.

В ночь на 29-е сего июля [1919 г.] военным штабом было получено известие о том, что большие силы противника, двигаясь в направлении на Верхнее Казанище2 при 6 орудиях и 8 пулеметах поставили себе целью пройти аулы Верхнее Казанище, Нижнее Казанище3 и Дженгутай4, овладеть Шурой и продолжать наступление на Петровск.

Спешно мобилизованные нами части, прибыв в Казанище в 2 часа 40 мин. ночи, через 2 часа повели наступление в направлении на Араканы.

Обходным путем неприятельские банды были отбиты со своих основных позиций и, беспорядочно отступив на Араканы, не смогли удержаться на новых позициях, принимая наши атаки.

В тексте «выпались».

48

Но мощным ударом наших красноармейских частей, при поддержке артиллерии и пулеметов противник был отбит с последних своих позиций и в панике бежал, бросая снаряжение и оставляя пленных. Отступающий противник преследуется нашим авангардом.

31-го июля в 5 часов 40 мин. вечера со стороны противника была выслана мирная делегация с предложением мира Делегация была принята. Условия мира с нашей стороны были выставлены следующие:

1)разоружение и сдача всех крепостей контрреволюционеров,

2)полное разоружение контрреволюционных банд, выдача Узун-Хаджи и всех остальных предводителей,

3)признание советской власти.

Ответа на эти условия до выпуска настоящей телеграммы не получено.

От имени Астраханского краевого Совдепа приветствую все красноармейские части мужественно и энергично подавивших наступление контрреволюционных банд.

Я верю, что в каждый момент местные красноармейские части будут высоко держать славное знамя революционного социализма.

Председатель Астраханского Краевого Совдепа Г. Гончаров

Опубл.: «Известия Темир-Хан-Шуринского Совета рабочих земледельческих и красноармейских депутатов». 1919. 25 июля (7 августа). № 22.

ЦГА РД. Ф. 8-п. Оп. 3. Д. 253. Л. 40. Копия.

49

№ 22 Обращение1 горской интеллигенции к населению Северного

Кавказа о создании Союзного Меджлиса (Парламента) Горской Республики в эмиграции.

Тифлис, 27 августа- 3 сентября 1919 г.

Горцы! Съезд горских деятелей в Тифлисе (от 27 августа – 3 сентября) [1919 г.] постановил образовать Союзный Меджлис горских народов Кавказа.

Союзный Меджлис горских народов берет на себя руководство всей политической жизнью горцев.

Союзный Меджлис горских народов ставит своей целью объединение всех горских народов Кавказа под единым знаменем воссоздания Горской Республики.

Союзный Меджлис горских народов считает основной задачей политической жизни горцев изгнание Добровольческой армии с горской территории и свержения теперешних горских правителей со всеми их агентами, занявших свои нынешние посты путем измены и предательства горского дела.

Союзный Меджлис горских народов в целях осуществления основной политической задачей изгнания Добровольческой армии с горской территории организует и поддерживает всякое движение среди горцев, носящее освободительный характер и в первую очередь то движение, которое ныне возглавляется в Чечне Узун-Хаджи Салтинским, в Дагестане Али-Хаджи Акушинским.

Союзный Меджлис горских народов действует в интересах широких трудовых масс населения и объявляет: земля должна быть достоянием тех, кто будет обрабатывать её личным трудом.

Союзный Меджлис горских народов одновременно с очищением горской территории от Добровольческой армии [намерен] создать Великий Союзный Меджлис горских народов, который возьмет на себя учредительные функции установить форму государственного управления горских народов и характер взаимоотношений Горской Республики с Республиками Кавказа.

Союзный Меджлис горских народов стремится воплотить на территории горских народов принципы демократии и ввиду общности политических задач, считает необходимым установление

50