Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1(1).pdf
Скачиваний:
140
Добавлен:
06.02.2015
Размер:
2.72 Mб
Скачать

— в Закавказье, Турцию, Средиземноморье (протяженность границ с Грузией и Азербайджаном — 1150км). По характеру рельефа Южнороссийский регион можно достаточно четко разделить на две зоны: северную, равнинную, и южную, горную. При этом равнинное пространство с вкраплениями небольших возвышенностей явно преобладает: лишь на крайнем юге с северо-запада на юго-восток простирается обширная горная система, охватывающая Кавказский хребет и его отроги. Доминирование равнинного рельефа на территории Юга России является благоприятным условием для ведения механизированного сельскохозяйственного производства.

Географическое положение Юга России во многом определяет не только его место в общенациональном разделении труда, но и обусловливает его военно-политическое и геостратегическое значение для Российской Федерации. К региону приковано пристальное внимание со стороны других государств (Германии, США, Западной Европы, Ирана, Турции и др.): как Балканы и Ближний Восток он является зоной конкуренции и противостояния ведущих мировых держав. Исторически Южнороссийский регион являлся своеобразной этноконтактной зоной, здесь осуществлялся и осуществляется непосредственный контакт двух крупнейших мировых цивилизаций — христианской и мусульманской. Локализация на территории Южнороссийского региона или в непосредственной близости от него множества сложнейших и трудноразрешимых очагов межэтнических и др. конфликтов — Чечни, Абхазии, Аджарии, Южной Осетии и т.п. — делают Юг России одним из самых напряженных регионов мира.

3. ИСТОРИЯ ЮЖНОРОССИЙСКОГО РЕГИОНА

Территория современного Южного федерального округа Российской Федерации, по мнению ряда специалистов, может быть структурирована на три относительно самостоятельных (в пределах региональной целостности) образования: Азово-Черноморский регион (Краснодарский край,

49

Ставропольский край, Ростовская область), СевероКавказский регион (национальные республики Северного Кавказа) и Нижне-Волжский регион (Астраханская и Волгоградская области, Калмыкия), что отражает исторические особенности российского регионогенеза и его современный этап. Существуют различные периодизации истории Юга России, но в границах двух первых субрегионов Северо-Кавказского и Азово-Черноморского, которые образуют Северо-Кавказский экономический регион России. Долгое время в отечественной литературе советского периода доминировал формационный подход. В наиболее развернутом виде он представлен в периодизации фундаментальной многотомной истории народов Северного Кавказа (1988):

1.Первобытнообщинный строй (500 тыс. лет назад — IX в. до н.э.).

2.Становление первых государственных образований (III

в. до н.э. — IV в. н.э.).

3.Феодальные отношения (IV—XVII в. н.э.).

4.Присоединение к Российской империи (XVIII — первая половина XIX в.).

5.Пореформенное развитие, становление капиталистических отношений ( 60-е гг. XIX — первая четверть XX в.).

6.Советский период (1920-1991 гг.). Традиционная стадиальная периодизация представлена в новейшем учебнике по истории Дона и Северного Кавказа:

1.Древность (ок. 400 тыс. лет назад — IV в. н.э.)".

2.Средневековье (IV-XV вв.).

3.Северный Кавказ и Дон в борьбе между великими державами (Иран, Османская империя, Россия V — первая половина XIX в.).

4.Модернизация (вторая половина XIX в. - начало XX в.).

5.Советский период ( 1920—1991 гг.).

Оригинальная, содержащая значительный познавательный потенциал, концепция всемирной и региональной истории разработана кубанскими учеными. Она сочетает формационный, культурологический и цивилизационный подходы:

50

1.Период первобытной локальности (500 тыс. лет назад —

IV тыс. до н.э.).

2.Время очаговых цивилизаций (IV—III тыс. до н.э. — I тыс. до н.э.).

3.Древние «мировые» державы (I тыс. до н.э. - IV в.

н.э.).

4.Период средневековых «мировых» держав (V-XV вв.).

5.Эпоха колониальных империй ( XVI—XIX вв.)

6.Переход от «конфронтационной» интеграции к интеграции на основе сотрудничества (ХХ в.).

На основе цивилизационно-культурологического и геополитического подходов нами предложена следующая периодизация:

1.Палеокавказская общность (500 тыс. лет до н.э. —

III тыс. до н.э.).

2.Взаимодействие кавказских народов с кочевниками Евразии (IV—III тыс. до н.э. — конец I тыс. до н.э.).

3.Народы Черноморско-Каспийского региона в полосе древних цивилизаций и государств (IX в. до н.э. -

IV в. н.э.).

4.Взаимодействие государственных образований горских, кочевых народов и восточных славян (V—XII вв.).

5.Этнокультурное и политическое развитие в составе или под влиянием Золотой Орды.

6.Формирование кавказской горской и русской цивилизаций

входе совместной борьбы с натиском великих восточных империй ( XVI-XVII вв.).

7.Присоединение Азово-Черноморско-Каспийского региона к России в борьбе с империями Запада и Востока (XVIII-XIX

вв.).

8.Формирование Юго-Востока России в ходе модернизации и социокультурного синтеза (60-е гг. XIX в. - начало XX в

J.

9. Формирование социально-экономического и историкокультурного Северо-Кавказского региона (20-80-е гг. XX

в.).

10. Становление Юга России как целостного региона. Каждая из этих периодизаций имеет свою аргументацию, но не лишена внутренних противоречий и нуждается в дальнейшей разработке через призму регионогенеза Юга России.

51

3.1. Юг России в древности: на пороге цивилизации

Азово-Черноморско-Каспийский регион — одна из областей первичного заселения территории России древнейшим человеком, область сапиентации, т.е. формирования человека современного вида. Археологические исследования последних десятилетий относят процесс заселения Северного Кавказа и Юга России к ашельской эпохе нижнего палеолита (500—800 тыс. лет назад), т.е. к донеандертальской стадии. Регион заселялся с нагорий Передней Азии, позднее пересекаясь с миграционными потоками из степей Юго-Восточной Европы. Разнообразные формы взаимодействия аборигенов с кочевниками многие века составляли содержание этнополитической истории региона.

Территория региона была одним из очагов расообразования, население входило в ареал формирования южно-европейской расы. Здесь преобладали кавкасионский, каспийский и понтийский антропологические типы. В контактных зонах происходили процессы взаимных влияний и смешивания.

По мнению большинства ученых, еще в первой половине верхнего палеолита сложились кавказское языковое единство, общность археологических культур и антропологическое родство. В результате неолитической революции, перехода от присваивающего хозяйства к производящему усиливаются культурно-экономические связи Кавказа с Месопотамией, Малой Азией, Восточным Средиземноморьем" и Волго-Донским междуречьем. Процессы этнической и антропологической интеграции с разными пришлыми группами приводят к распаду палеокавказской этнокультурной общности в IV—III тыс. до н.э. на западную (абхазо-адыгскую), восточную (находагестанскую) и южную (картвельскую) ветви.

С первой половины IV тыс. до н. э. на Кавказе начали использовать металл. Начало бронзового века на Северном Кавказе совпало с образованием в степях Евразии кочевых скотоводческих общностей. Взаимоотношения с кочевниками характеризовались как мирным процессом

52

разностороннего взаимовлияния, обменными связями, так и нашествиями степняков на территорию Северного Кавказа. В эпоху ранней бронзы в местной этнической среде ассимилировались ираноязычные пришельцы из степных пространств севера и востока. Более четкими становятся хозяйственные и этнокультурные размежевания различных областей региона, что находит отражение в многочисленных археологических культурах, активно взаимодействовавших друг с другом.

На Юге России, который является Меккой для археологов, сосредоточены десятки археологических культур (Майкопская, куро-аракская, дольменная, катакомбная, кобанская, прикубанская и др.). Археологические, антропологические, лингвистические комплексные исследования позволяют ставить проблемы этногенеза. В последнее десятилетие в ряде публикаций эта проблема решается упрощенно, часто политизировано. Авторы прямолинейно «доказывают» генетическое родство современных народов Юга России с создателями археологических культур и древнейшими цивилизациями Востока. Националистическая археология пытается сформировать основы этнических мифов, обосновывающих территориальные претензии и сепаратистские идеи. Современная наука очень осторожна в этнической идентификации археологических культур, предпочитая говорить о «культурно-исторических общностях», которые постоянно испытывали процессы консолидации (слияния родственных племен), ассимиляции (растворения одних племен в составе других) и интеграции (формирования общих черт в культуре в результате процессов взаимодействия).

На рубеже II—I тыс. до н.э. Юг России втягивается в общий процесс передвижения народов. В этот период складываются важнейшие коммуникации через Кавказ (Дербентский и Дарьяльский проходы, Меото-Колхидская дорога) и южнорусские степи. Северокавказские дружины участвовали в формировании союзов племен, имевших отношение к созданию Хеттского государства, Урарту и других государственных образований. В ассиро-вавилонских и греческих источниках впервые упоминаются жители Северного Причерноморья — киммерийцы («гимирри»).

53

Впервой половине I тыс. до н.э. происходит интенсивное проникновение с востока на Северный Кавказ и южнорусские степи ираноязычных племен — скифов (в их составе, возможно, были тюркские и иные этнические группы). Скифам сопутствовали сарматы Волго-Донского междуречья. Их военно-политическая активность привела к разрушению отдельных поселений, активизации миграции и разной степени синтеза материальной и духовной культуры местного населения (меоты и другие племена Причерноморья, нахские племена) с формами культур ираноязычного мира.

VI в. до н.э. стал временем древнегреческой колонизации Северного Причерноморья. Античные авторы упоминают свыше 30 возникших в разное время греческих городов и эмпорий, наиболее значительными из которых были Пантикапей и Фанагория. В V в. до н.э. скифо-меотские племена вошли в состав Боспорского царства, под влиянием которого, по мнению некоторых исследователей, у синдов — предков адыгов, возникает государство Синдика. В результате тесного экономического и политического взаимодействия складывается и культурное взаимодействие греков и синдомеотов: распространение привозных вещей, заимствование приемов градостроительства, синкретизация религиозных культов, заимствование мифологических сюжетов.

Впоследние два века до н.э. Северный Кавказ и южнорусские степи испытали мощный натиск ираноязычных племен, что еще более усилило иранизацию народов Северного Кавказа и синкретизацию культуры местных народов при доминировании автохтонных культур. Значительная часть Южного Дагестана на рубеже II—I вв. до н.э. входила в состав Кавказской Албании. С Албанией связано распространение христианства и албанской письменности. Народы Северного Кавказа были втянуты в торговые отношения с эллинистическим миром, входили в сферу влияния Рима. Важную роль в процессе культурного взаимодействия народов региона играл Великий шелковый путь — система караванных путей, связывающих Китай через Среднюю Азию и Восточный Кавказ с Передней Азией и римскими провинциями.

54

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]