Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Согласно энциклопедии Бракгауза и Евфрона.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
27.11.2019
Размер:
52.9 Кб
Скачать

Определение понятия

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона [1], монашество (монахи, монастыри — от греческих сл. μόνος — один, одинокий, μονάζειν — быть одному, жить уединенно, μοναχός, μοναστής — живущий уединенно, μοναστήριον — уединенное жилище) — означает первоначально уединенное, одинокое житье. Это название применяется, однако, к жизни не только отдельных лиц, но еще более обществ, обрекающих себя на безбрачие и отречение от всех благ мира, подчиняющихся обыкновенно определенному уставу и имеющих своей целью служение идеалам, достижимым лишь путем самоотречения и удаления от мира.

Большая Советская энциклопедия [2] определяет это понятие как социальную религиозную группу, члены которой принимают на себя ряд обязательств: в первую очередь — "уход из мира"; как правило, отказ от имущества; воздержание (обязательное безбрачие); разрыв старых родственных и социальных связей; подчинение суровой дисциплине. Обязательным для монахов является прикрепление (для большинства) к монастырю, выполнение его правил (устава). В центре монашеской этики — молитва и размышление о божественном (медитация).

Что значит быть монахом

Путь монаха начинается с такого церковного обряда как пострижение, имеющего 3 степени. В словаре Брокгауза и Ефрона [1] он описывается следующим образом: при посвящении так называемых новоначальных (т.е. новопоступивших в монастырь), после чтения покаянных тропарей (краткое молитвенное песнопение) и молитв о постригаемом, совершается крестообразное помазание посвящаемого, с произнесением следующих слов:”Во имя Отца и Сына и Св. Духа”, после чего его облачают в рясу и камилавку (головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра). Этот обряд именуется “последованием в одеяние рясы и камилавки”. Вторая степень начинается по совершении обряда, называемого “последованием малые схимы”. Его можно условно поделить на 2 части: оглашение (т.е. произнесение обетов и наставления давшему обеты) и, непосредственно, сам постриг. Совершающий обряд игумен трижды испытывает твёрдость намерения постригаемого повелением подать ему ножницы и отвержением их. Он как бы даёт постригаемому последний шанс как следует обдумать этот шаг, взвесить все “за” и “против” и, возможно, отказаться от пострига. Каждый раз, подавая ножницы, постригаемый целует руку игумена. Наконец, в третий раз приняв ножницы, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя, что символизирует окончательное отречение от мира, уход от прошлой жизни. Затем, постриженный облачается в хитон, параман (четырёхугольный плат из материи), рясу, пояс, мантию, камилавку, клобук, сандалии и получает вервицу (узелковая разновидность чёток). Что же касается великосхимников (лиц, занимающих высшую ступень монашества, отрекающихся от всего мирского и посвящающих себя всецело Христу), то их пострижение, носящее название “последование великии схимы”, отличается от обряда малой схимы по большей части лишь большей продолжительностью и торжественностью.

В отличие от священства, строгая богоугодная жизнь в прошлом не является безоговорочным требованием пострига. Единственное, что требуется от кандидата — искреннее покаянное настроение. Поэтому монашество можно считать подвигом непрестанного покаяния, коему следует предаваться всякому грешнику.

Однако, согласно Православной энциклопедии [6], существует ряд других условий для желающих принять монашеский постриг. Вот некоторые из них:

1) Предварительный послушнический искус (служба при монастыре, испытание), длящийся 3 года. Этот срок может быть сокращён при наличии тяжкой болезни или для лиц, имеющих очевидное расположение к иноческому житию.

2) Свободное и непринуждённое стремление к иночеству.

3) Ищущий пострига должен быть свободен от обязанностей, не совместимых с монашеством. Например, запрещено подстригать мужа при живой жене (и наоборот).

4) Запрещено подстригать лиц, обременённых долгами, находящихся под судом, состоящих на военной и гражданской службе без увольнения от городских или сельских обществ.

5) Что же касается возраста, то постригаться в монахи можно по достижении совершеннолетнего возраста, т.е. 18 лет. Однако, христианская церковь осознаёт всю важность и ответственность пострига, поэтому рекомендует таким молодым людям как следует обдумать своё решение, проводит с ними беседы с целью выяснения причины желания уйти в монастырь. Оптимальным же считается возраст, равный 30 годам, когда человек уже успел приобрести жизненный опыт, окончательно сформировался как личность и полностью осознаёт все последствия ухода от мирской жизни.

Всю свою “новую” жизнь, монах проводит в непрестанной борьбе со своими страстями. Церковь готова предложить особые средства победы над ними, называемые обетами. Особое место среди них занимают 3 — послушания, воздержания и нестяжательства.

А) Высочайшим образцом и примером совершенного послушания является образ Иисуса Христа, неукоснительно следовавшего воле Отца Небесного (так, по крайней мере, утверждает церковь). Он заповедовал своим последователям совершенное послушание, не принуждая к тому, а предоставляя доброй воле каждого (т.е. добровольно).

В самом начале своего духовного пути, в своём совершенном самоотвержении и смирении монашествующий должен избрать себе духовного руководителя — более опытного монаха, называемого старцем, который берёт на себя обязательство научить новопостриженного монашеской жизни — и совершенно предаться его воле. В РПЦ, согласно 2-му правилу Двукратного Собора (поместный собор Константинопольской церкви, состоявшийся в 861 г.), духовным отцом должен быть настоятель монастыря. Под его руководством, послушнику легче переносить влечения страстей и греховных желаний, чужд гордости и тщеславия, потому что действует не по своей воле, а по наставлению руководителя, постепенно утверждаясь в смирении и благочестии. Послушник подчиняет себя духовному наставнику не как человеку, а как служителю Господа, представляющему лицо Иисуса Христа и тем вернее направляющему волю к угождению Богу (см. Послание к Ефесянам 6, 5-7).

Б) Суть обета воздержания состоит в ограничении чувственных, инстинктивных потребностей человеческого организма, т.е. в отречении от чувственных удовольствий. По разнообразию предметов удовольствий, от которых воздерживается монах, напрямую зависят и добродетели: ограничение приёма пищи и питья — умеренность, вплоть до строгого поста, трезвость, рассуждение полового вожделения — целомудрие, девство, для сохранения душевной и физической чистоты требующее подавлять не только похоть, плотские ощущения, но и нечистые помыслы. Это воздержание должно распространяться даже на самый дух — на отсечение желания духовных утешений и сердечных услаждений, называемые строгими подвижниками духовным прелюбодейством.

В) Обет нестяжательства предполагает, что монах/монахиня добровольно обрекает себя на бедность. Это есть ничто иное, как душевная потребность избавления (добровольное намерение) от каких-либо материальных привязок (т.е. от личной собственности), обхождение самым необходимым для жизнедеятельности (по причине тленности земных вещей) ради наработки вечных духовных ценностей. Иметь можно ровно столько, сколько нужно для жизни, согласно уставу монастыря, но, главное, ничего не считать своим. Разрешается пользоваться, но не иметь на это право собственности. Монаху разрешено иметь средства личной гигиены, а вот кров, пища и всё необходимое, предоставляются самим монастырём. Также, помимо несения духовных служб и обучения, монахи должны трудиться в монастырском хозяйстве, ослуживающем самого себя (мастерские, огороды и.т.д.).

Также следует отметить, что монахам запрещено вступать в брак, уставом монастыря им запрещается употребление мяса, они не могут быть восприемниками (участвовать в воспитании детей), так как обязанности, накладываемые этим, не совместимы с принципом удаления от мира, монахам воспрещаеся служение в приходских церквах и совершение приходских треб (см. 84-ю статью “Номокамона” при Большом Требнике) и, особенно, венчание браков. Всё имущество, внесённое ими в монастырь, должно быть отдано впользование всему монастырю.

Все эти обеты даются пожизненно. По этой причине самовольное возвращение в мир при сложении с себя иноческих обетов рассматривается официальной церковью как тяжелейшее каноническое преступление, карающееся анафемой (см. 7-ое правило Халкидонского Собора 451 г.).

Какого-то официального обряда “размонашивания” не существует. Обычно, при желании монаха снять с себя сан, он пишет официальное прошение на имя архиерея. Одной из наиболее уважительных причин для снятия сана считается желание монаха вступить в брак [8].