Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Западная Сахара.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
27.11.2019
Размер:
136.7 Кб
Скачать

Перспективы

В случае с Западной Сахарой мы наблюдаем затянувшийся территориальный конфликт, время для наиболее рационального урегулирования которого уже безвозвратно потеряно. Активные шаги надо было предпринимать еще 30 лет назад, до тех пор, пока не пролилась кровь, не появились многотысячные беженцы и не началась полоса дипломатического признания САДР.

Сегодня единственным союзником Фронта ПОЛИСАРИО на межарабской арене остается Алжир, руководство которого связывает решение западносахарской проблемы с вопросом создания Великого Магриба. Не случайно потепление мароккано-алжирских отношений на рубеже 80-х и 90-х годов было связано именно с созданием новой региональной интеграционной группировки — Союза арабского Магриба. Первоначально предполагалось, что САДР станет полноправным участником Союза, наряду с Марокко, Алжиром, Тунисом, Мавританией и Ливией, но марокканская дипломатия приложила максимальные усилия для того, чтобы этого не произошло. На первой магрибинской конференции в Марракеше в феврале 1989 г. алжирское руководство фактически обязалось прекратить официальную поддержку Фронта ПОЛИСАРИО, однако затем взяло свои слова обратно.

В мае 2005 г. в Триполи был сорван первый за период после 1994 г. саммит Союза арабского Магриба, еще загодя признанный историческим, ведь казалось, что участники Союза смогут урегулировать взаимные проблемы, мешавшие им собраться за одним столом более 10 лет. Однако накануне встречи президент Алжира снова заявил о своей поддержке Фронта ПОЛИСАРИО. Заявление алжирских властей подверглось резкой критике со стороны руководства Марокко, а король Мухаммед VI официально отказался от поездки в Триполи, саммит отложен на неопределенное время.

Тем не менее Фронтом ПОЛИСАРИО предпринимаются определенные шаги по достижению примирения с марокканцами. 22 августа 2005 г. Фронт освободил последнюю группу марокканских военнопленных (404 человека), удерживавшихся более двух десятилетий на базах повстанцев в Алжире.

По словам генерального секретаря ООН Кофи Аннана, выступившего в феврале 2002 г. на Совете Безопасности, существует четыре пути разрешения конфликта в Западной Сахаре: референдум, автономия, разделение территории между противоборствующими сторонами и полный вывод марокканских сил (то есть признание САДР). Специальный представитель генсека ООН по Западной Сахаре — известный американский политик Джеймс Бейкер в январе 2003 г. предложил план урегулирования противоречий путем самоопределения населения страны. Согласно этому предложению, САДР на некоторое время отказывается от самопровозглашенной государственности и преобразуется в Администрацию Западной Сахары. За это правительство Марокко предоставляет ей территориальную автономию на пятилетний срок. За этот переходный период в Западной Сахаре должен был быть проведен референдум, откладывающийся с 1976 г. Население должно выбрать из двух возможных путей: независимость (в форме САДР, но уже признанной ООН и мировым сообществом) или присоединение к Марокко (возможно, в форме автономной части королевства). Несмотря на серьезность настроений спонсоров урегулирования, план даже не начал реализовываться, так как шел вразрез с программами как ПОЛИСАРИО, так и Марокко. Последние месяцы омрачены новыми столкновениями в Западной Сахаре, в мае 2005 г. в Эль-Аюне и Смаре началось восстание (интифада) не лояльного марокканской администрации населения.

Современное состояние конфликта

На март 2012 года в зоне конфликта поддерживается режим прекращения огня. Соглашения 1991 года предусматривали проведение в Западной Сахаре референдума по вопросу о независимости, однако возникла неясность с избирательными правами населения страны. Референдум постоянно откладывался, и его перспектива до сих пор остаётся неясной. В Западной Сахаре по-прежнему находятся военные силы Марокко и ПОЛИСАРИО; таким образом, конфликт окончательно не урегулирован. Фронт ПОЛИСАРИО несколько раз заявлял о готовности возобновить боевые действия, если возникнет такая необходимость.