Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Западная Сахара.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
27.11.2019
Размер:
136.7 Кб
Скачать

75 Государств мира к 1994 официально признали правительство Сахарской Арабской Демократической Республики (садр) в изгнании.

В 1995 в САДР были проведены выборы на высшие государственные посты. Результаты выборов породили много споров, из-за которых один из лидеров сахарцев Омар Хадрами вышел из ПОЛИСАРИО и руководства САДР и поддержал политику Марокко на территории Западной Сахары. Вскоре Омар Хадрами начал новую карьеру в качестве губернатора и помощника министра внутренних дел Марокко по делам Сахары. Действия Омара Хадрами для многих наблюдателей стали показателем внутренних конфликтов в руководстве ПОЛИСАРИО. Сам Омар Хадрами неоднократно подчеркивал, что одной из причин смены им политической позиции стал факт господства в руководстве ПОЛИСАРИО представителей племени регейбат и проводимая ими политика «племенного фаворитизма». Кроме того, он объявил идеи ПОЛИСАРИО устаревшими.

В Марокко все действия, связанные с развитием событий в Западной Сахаре, находились под непосредственным контролем короля Хасана II. Среди государственных деятелей Марокко, определявших политику в отношении Западной Сахары, выделяются министр внутренних дел Дрисс Басри и генерал Беннани, входившие в ближайшее окружение короля.

Многие иностранные наблюдатели обвиняли марокканские власти в нарушении прав местного населения в Западной Сахаре. В 1992–1993 правительство Марокко приказало арестовать группу сторонников независимости Сахары, протестовавших против проведения выборов в марокканский парламент на территории Западной Сахары. Все они были приговорены к длительным срокам заключения без проведения судебной процедуры. В 1993 Международная организация по правам человека «Эмнести интернэшнл» представила правительству Марокко список из 485 сахарцев и 79 марокканцев, исчезнувших в марокканских тюрьмах, куда они были брошены за политические выступления в поддержку независимости Западной Сахары.

После проведенных в Марокко выборов 1993 в Западной Сахаре формально имеются муниципальные и парламентские структуры. Вместе с тем управление территорией в целом возложено на министерство внутренних дел Марокко и подчиняющихся ему губернаторов.

ЗАПАДНАЯ САХАРА (Сахарская Арабская Демократическая Республика)

История и текущее состояние конфликта вокруг Западной Сахары

В Средние века территория страны входила в состав различных государств, выходивших к северо-западному побережью Африки, в числе которых Гана (IX—XI вв.) и государство Альморавидов (XI—XII вв.). Начало европейских завоеваний связано с открытием в 30—40-х годах XV в. португальцами побережья современной Западной Сахары. В 1436 г. Афонсу Гонсалвиш Балдая открыл глубоко вдающуюся в берег бухту, которую ошибочно посчитал устьем крупной реки и назвал Рио-де-Оро — «золотой рекой». Ложной оказалась и привязка открытой местности к драгоценному металлу: полученный от местных берберов золотой песок, как впоследствии оказалось, происходил из более отдаленных мест, возможно из самой Ганы (Золотого Берега). Жуан Фернандиш пересек западную часть Сахары на верблюде и оставил подробное описание своего путешествия. Первоначальные интересы европейцев в бесплодных западносахарских пределах были связаны с охотой за рабами. Позднее, исчерпав наиболее подходящие для них людские ресурсы, португальцы потеряли интерес к Западной Сахаре, сконцентрировав внимание на более лакомых для них Бразилии, Анголе, Мозамбике, Тиморе, колониях в Индии. Западная Сахара на столетия стала ничейной землей, обитавшие здесь немногочисленные кочевники имели связи с марокканским государством и арабскими племенами современной Мавритании.

В 80-х годах XIX в. на пустовавшие пространства Западной Сахары положила глаз Испания, уже успевшая к тому времени потерять основную часть своей колониальной империи. В 1884 г. испанцами создается протекторат Рио-де-Оро, охвативший побережье Атлантического океана между мысами Бахадор (современный Буждур) и Кап-Блан (на сегодняшней границе с Мавританией). В следующем году потомки конкистадоров заложили на узком полуострове при бухте Рио-де-Оро пост Вилья-Сиснерос и открыли в нем рыболовную базу. Испанское проникновение в глубь континента блокировалось французами, активно осваивавшими в то время Мавританию, а также отрядами местного шейха Мааля Айнана, который в 1904 г. основал город Смара и сделал его своей столицей. Территория к северу от Рио-де-Оро, получившая по уэду Хамра имя Сегиет-эль-Хамра, была окончательно поставлена под контроль Испании лишь к середине 30-х годов ХХ в., к самому началу гражданской войны в метрополии.

Колония, которая стала называться Испанской Сахарой, простиралась от реки Драа в современном Марокко до мыса Кап-Блан (ныне Нуадибу) на границе с французскими владениями. Колония имела важное стратегическое значение, контролируя оживленный путь вдоль побережья Северо-Западной Африки и являясь континентальным прикрытием Канарских островов.

В 1956 г. была провозглашена независимость Королевства Марокко, образовавшегося на месте бывших французских и испанских владений в этой стране. С самого момента восстановления своей государственности Марокко твердо заявляло о своих правах на Испанскую Сахару, иногда расширяя свои притязания и на Мавританию (независима с 1960 г., признана Марокко как отдельное государство лишь в 1969 г.). В 1958 г. марокканцам удалось добиться от Мадрида территориальных уступок и включить в состав своей страны так называемое Испанское Южное Марокко с городами Тарфая и Тан-Тан; в 1969 г. был восстановлен суверенитет Марокко над испанским полуанклавом Ифни. Тем не менее Испания сохранила за собой значительную часть Испанской Сахары (в 1958 г. она была признана заморской провинцией Испании), а также города Сеута и Мелилья на Средиземноморском побережье Марокко (последние остаются испанскими и по сей день, несмотря на возражения марокканского правительства).

Интерес к Западной Сахаре многократно возрос в 1963 г., когда испанскими исследователями были открыты гигантские месторождения фосфоритов в ее пределах. Разработка фосфоритов началась в 1972 г. в районе Бу-Кра, тут же ставшим одним из крупнейших горнопромышленных ареалов мира. Возросшая цена вопроса побуждала стороны территориального спора к активным действиям. Уход испанцев из Западной Сахары стал возможен после смерти в 1975 г. диктатора Франко и восстановления в Испании монархии как гаранта демократизации общества. К тому времени в группу сторон, оспаривающих испанский суверенитет над территорией, вошли Мавритания и западносахарский Фронт ПОЛИСАРИО, созданный при поддержке Алжира в 1973 г. Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (аббревиатура ПОЛИСАРИО от испанского Frente Popular de Liberacion de Saguia el Hamra y Rio de Oro)получил оружие и боевой опыт от алжирцев, уже закончивших свою борьбу с французами, и обратил их против временной испанской администрации.

С ноября 1975 г. до полного вывода испанского контингента Западная Сахара управлялась совместно Испанией, Марокко и Мавританией. Одновременно вопрос о статусе территории был отдан на рассмотрение Международного Суда в Гааге, после всестороннего анализа решившего, что ни одна из сторон не имеет неоспоримых прав на Западную Сахару, а потому будущее территории должен решать сам ее народ на референдуме. Оказывая давление на мировое общественное мнение, король Марокко Хасан II в начале ноября 1975 г. организовал «зеленый марш» 350 тыс. невооруженных марокканцев на территорию Западной Сахары, что накалило обстановку и ускорило подписание 14 ноября Мадридского соглашения, в соответствии с которым Испания с 28 февраля 1976 г. передавала территорию Западной Сахары под «временное административное управление Марокко и Мавритании до проведения референдума». К Марокко отходило 2/3 бывшей Испанской Сахары (Сегиет-эль-Хамра и северная половина Рио-де-Оро — все перспективные на фосфориты территории), к Мавритании — юг Рио-де-Оро (до одноименной бухты).

За день до вступления в силу мадридских договоренностей, 27 февраля 1976 г. в западносахарском оазисе Бир-Лахлу руководителями Фронта ПОЛИСАРИО была провозглашена Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР). С этого момента вооруженные формирования Фронта ПОЛИСАРИО, поддерживаемые Алжиром, вступили в военные действия с регулярными армиями Марокко и Мавритании. В 1979 г. более хозяйственно слабая Мавритания, экономика которой не выдержала войны и вылазок отрядов Фронта, заключила перемирие с западносахарскими повстанцами, ее сектор Западной Сахары сразу же был занят Марокко.

В 1991 г. при активном участии ООН, в обстановке дипломатического сближения Марокко с Алжиром стороны конфликта в Западной Сахаре — правительство Марокко и Фронт ПОЛИСАРИО — приняли соглашение о прекращении огня. Это соглашение соблюдается до сих пор, если не считать происходящих время от времени мелких стычек. Позиция ООН и ее Генеральной Ассамблеи базируется на решениях, принятых в Гааге еще в 1976 г.: судьбу Западной Сахары может решить лишь референдум среди ее жителей. Марокко не отрицает возможности проведения народного волеизъявления, но считает, что в нем должно участвовать все наличное население Западной Сахары, включая многие тысячи переселенцев из Марокко, которые, разумеется, выступают за продолжение марокканского присутствия. Позиция ПОЛИСАРИО и ООН состоит в проведении референдума только среди тех жителей, что проживали на территории Испанской Сахары в 1974 г. (74 тыс. человек по переписи того времени), и их непосредственных потомков. При этом в референдуме должны принять участие и беженцы из Западной Сахары, укрывшиеся от преследований марокканских властей в районе алжирского Тиндуфа. В четырех основных лагерях беженцев там проживает более 100 тыс. человек.

С начала 80-х годов правительство Марокко, неся большие расходы по ведению военных действий и существенные потери в живой силе, применило новую тактику борьбы с действовавшими партизанскими методами силами ПОЛИСАРИО. Наиболее важные экономические и административные центры Западной Сахары были обнесены «стенами безопасности» — сплошными песчаными валами до 5 м высотой с железобетонными оборонительными сооружениями и наблюдательными постами, с минированием подходов. К концу 80-х годов такие укрепления были возведены практически по всему периметру западносахарской границы, их протяженность достигла 2500 км. «Марокканская стена» — самое длинное сооружение подобного рода в мире, превосходящее и межгерманский «железный занавес» и сильно укрепленный разделительный рубеж на Корейском полуострове. Жители Западной Сахары, выступающие за независимое развитие страны, называют эту фортификационную линию «Стеной позора», справедливо считая ее серьезным препятствием для интеграции двух частей единого народа. Вдоль стен расположено около 500 постов с постоянными воинскими гарнизонами, имеющими электронную систему наблюдения. На постах служит до 120 тыс. марокканских солдат, противостоящих 8—10 тысячам вооруженных сторонников независимости. К западу от стены расположено 2/3 территории Западной Сахары, где сосредоточена почти вся хозяйственная деятельность. Эта зона находится под контролем марокканской администрации. Территории к востоку от стены контролируются Фронтом ПОЛИСАРИО, то есть правительством САДР, но эти пространства бесплодны и почти безлюдны. Новая тактика противодействия повстанцам значительно снизила эффективность партизанской войны. С 1991 г. территория, примыкающая к стене, находится под контролем вооруженных сил ООН, наблюдающих за соблюдением перемирия.

САДР — самопровозглашенное государство, лишь в малой степени контролирующее заявленную территорию, но при этом признанное более чем 70 странами мира. Первым, еще 28 февраля 1976 г., САДР признал Мадагаскар (опередив Алжир — главного спонсора западносахарской государственности), впоследствии к нему присоединились многие страны Африки, Азии, Латинской Америки и Океании. В числе признавших много стран, шедших по некапиталистическому пути развития или имеющих сложные отношения с США: Ангола, Мозамбик, КНДР, Эфиопия, Вьетнам, Лаос, Гренада, Никарагуа, Куба, Иран, Сирия, Ливия, Зимбабве, Венесуэла. Официально САДР поддерживают и такие крупные государства, как Мексика, Индия, Нигерия, Колумбия, с 1984 г. признает соседнюю республику и Мавритания. Список продолжает пополняться, с 2000 г. САДР признали Парагвай и ЮАР, в июне 2005 г. 77-й страной в этом ряду стала Кения. Марокко не поддерживает дипломатических отношений со странами, признающими САДР. В 1982 г. САДР большинством голосов была принята в Организацию африканского единства (Марокко в знак протеста покинуло ОАЕ) и автоматически получила место уже в Африканском Союзе. Решения ОАЕ спровоцировали в свое время подъем национализма в марокканском обществе: практически все политические партии — монархические, буржуазные, демократические — стали активно поддерживать политику властей по западносахарскому вопросу. Известно высказывание покойного ныне короля Хасана II о том, что он сторонник соблюдения прав человека, но у врагов территориальной целостности Марокко не может быть никаких прав.

САДР имеет все органы государственной власти, тесно переплетающиеся с органами ПОЛИСАРИО, действующие, правда, не в пределах своей страны, а в изгнании — в Тиндуфе (Алжир). Функции законодательного органа выполняет Сахарский национальный совет, высший исполнительный орган — Исполком Фронта. Глава государства — президент, функции лидера уже почти три десятилетия исполняет Мохаммед Абдельазиз, глава Фронта ПОЛИСАРИО.

С точки зрения Марокко, вся территория Западной Сахары находится под марокканским суверенитетом, она не имеет ни автономии, ни местного самоуправления и считается обыкновенной частью королевства. В 1997 г. в результате укрупнительной реформы административно-территориального деления на территории Западной Сахары создано три административных района — Уэд-Эд-Дахаб—Лагуэра, Эль-Аюн—Буждур—Сагиет-эль-Хамра и Гулимин—Эс-Смара (последний распространяется и на территорию Королевства Марокко в границах 1958 г.).