Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
100 лет дактилоскопическому учёту.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
3.34 Mб
Скачать

Проблемные вопросы использования территориальных адис в раскрытии преступлений

Внедрение современных автоматизированных систем дактилоскопических учетов в МВД России за последние 15 лет произвело существенные позитивные изменения в работе не только экспертных подразделений, но и уголовного розыска, отделов дознания, следствия и других подразделений МВД. Уже сегодня возможно обмениваться дактилоскопической информацией между регионами России. Как показывает практика, такой обмен дает неоценимый результат. В настоящее время большинство регионов прошли начальные этапы роста, работа АДИС стала стабильной, налаживается взаимодействие между регионами.

Глобализация дактоучетов дает большие возможности и в то же время требует организационно-методического контроля и совершенствования. Но проблемы глобализации не должны закрывать проблем, стоящих перед территориальными АДИС, – основной конструктивной деталью огромной системы, которая в настоящее время выстраивается в общенациональном масштабе.

От успешности работы территориальных АДИС во многом зависит общий результат. На этом уровне осуществляется формирование оперативных дактилокартотек, наиболее эффективных в раскрытии преступлений; идентифицируются большинство следов. Качественная организация взаимодействия с другими службами может существенно улучшить результаты работы не только АДИС, но и других смежных служб подразделения; поможет предотвратить мно­гочисленные дублирования.

Именно на территориальном уровне во многих подразделениях наиболее отчетливо видны проблемы АДИС, особенно в субъектах, в которых изначально не было создано региональных АДИС ЭКЦ и каждый комплекс АДИС существовал автономно. При наличии силь­ных региональных АДИС территориальные АДИС осуществляют свою деятельность под их руководством: контролируются организационные вопросы, уровень профессионализма сотрудников и др.

В 90-х гг., ввиду отсутствия централизованной программы автоматизации дактилоскопических учетов, в отдельных регионах (например, в Республике Коми) развитие АДИС проходило очень болезненно. Деятельность территориальных АДИС напрямую зависела от субъективного отношения к ним руководства подразделений ОВД. Во многих подразделениях при заполнении емкости систем они приходили в упадок или практически прекращали свое существование. Техническое и программное обеспечение не модернизировалось. Замкнутость систем, отсутствие взаимодействия с АДИС других подразделений, невозможность контроля со стороны руководства ЭКП (ввиду специфики работы) и отсутствие понимания необходимости использования в АДИС подготовленных экспертов – все это приводило к тому, что кодировка следов и дактилокарт находилась в отдельных подразделениях на очень низком уровне, это снижало эффективность работы АДИС. Кодировка следов и просмотры рекомендательных списков были переложены на операторов, которые не имели соответствующей дактилоскопической подготовки.

Многие из перечисленных проблем стоят остро и сейчас. Отсутствие централизованного решения по организационно-штатной струк­туре в таких подразделениях создает нестабильность в работе, что сказывается на ее результатах. Анализ развития АДИС в Республике Коми показывает, что результат работы определяется во многом субъективными факторами: в подразделениях, где к работе с автоматизированными системами привлекались эксперты – профессионалы высокого класса, обладающие организационными навыками, положительный результат работы АДИС был предрешен. В других подразделениях те же системы с тем же количеством сотрудников не давали практически никакого результата (в частности, в городах Ухте, Воркуте). Повторные перекодировки следов с этих подразделений специалистами АДИС «Папилон» ЭКО по г. Сыктывкару при проверках по родительской базе давали существенные положительные результаты.

АДИС УВД г. Сыктывкара существует с 1998 г. Как и прежде, это территориальная АДИС, наряду с пятью другими АДИС подразделений ОВД Республики. Первый комплекс в Республике был установлен в 1994 г. в г. Ухте, однако результат работы не стимулировал развитие системы в Республике. Результативность работы невысока и в настоящее время. Все комплексы подразделений Республики так и остались одномашинными. В УВД г. Сыктывкара с момента установки комплекса регулярно проводилась его техническая и программная модернизация. Так, через полгода активной деятельности комплекса потенциальные возможности пополнения базы были уже исчерпаны. В дальнейшем он регулярно модернизировался и в настоящее время существует в виде 4-машинного комплекса. В ИЦ сервер не установлен, поэтому проверка по данной базе осуществляется через СЗФО.

Для более эффективной работы по раскрытию преступлений (ввиду отсутствия взаимодействия между комплексами Республики и отсутствия сервера ИЦ) в инициативном порядке была расширена база дактилокарт за счет базы дактилокарт других подразделений. Таким образом 50-тысячная база города превратилась в 100-тысяч­ную. Кроме того, база дактилокарт была выборочно пополнена за счет дактилокарт ИЦ, которые находятся в электронном виде на компакт-дисках при отсутствии сервера. Так были влиты дактилокарты призывников, сотрудников МВД Республики Коми и мигрантов. При ограниченности потенциальных возможностей комплекса и в связи с нецелесообразностью его модернизации в настоящее время это было оптимальным решением. Дело в том, что в последнее время идет постоянное снижение количества преступлений, по которым изымаются дактилоскопические следы, вливаемые в следотеку (за 5 месяцев 2007 г. снижение достигло 30 %). При этом количество идентификаций по г. Сыктывкару выросло на 10 %.

По пополнившейся базе дактилокарт АДИС ЭКО по г. Сыктывкару после предварительной перекодировки стали проверяться следы рук, поступившие из ЭКП ОВД Республики, а также следы собственной базы, поэтому количество преступлений, по которым произведены идентификации, выросло в прошлом году почти на 50 % и достигло 382. Кроме того, были идентифицированы 67 лиц – сотруд­ников, оставивших следы на месте происшествия.

АДИС ежегодно идентифицируются 80–90 неопознанных трупов. За годы работы АДИС в базе накапливалось большое количество несработавших дактилокарт неопознанных трупов. Сотрудники уголовного розыска на наши запросы по «чистке» базы позитивно не реагировали, так как сами не имели систематизированной информации. По нашей инициативе сотрудниками УУР МВД эта информация была систематизирована. В результате стала возможной «чистка» базы дактилокарт неопознанных трупов, которая таким образом сократилась в 5 раз. Дактилокарты неопознанных трупов, которые многие годы не раскрывались по базам АДИС ЭКП и дактилокартотеке ИЦ Республики Коми, были направлены для проверки в регионы России по электронной почте МВД; срабатывала каждая пя­тая дактилокарта неопознанного трупа. Этот результат был получен кроме плановых проверок по АДИС-СЗФО. Кроме того, были получены новые установочные данные лиц, находящихся в розыске по тяжким преступлениям.

Работая многие годы на территориальном уровне и анализируя по талонам обратной связи результаты использования идентификаций, можно твердо сказать, что следы, идентифицированные в течение суток, вызывают наибольший интерес соответствующих служб, а преступления расследуются не только быстрее, но и результативнее. Если проверка следов в течение дежурных суток была прак­тически нормой еще несколько лет назад, когда они поступали на предварительное исследование, то в связи с вступлением в силу новых процессуальных норм следы стали поступать только по постановлениям, т. е. после возбуждения уголовного дела. Это стало причиной того, что поступление следов в дежурные сутки не только прекратилось, но ввиду отсутствия стимулирующих факторов основная масса дактилоскопических следов стала поступать в АДИС более чем через 10 суток. Так, на июнь прошлого года 50 % следов стало поступать «со сроком давности» более 20 суток, причем не наш­лось ни одной службы, которая смогла бы воспрепятствовать этому.

Проведенные по инициативе ЭКЦ мероприятия привели к сок­ращению этого срока до 7 суток (к началу 2007 г.), а в дальнейшем (к маю 2007 г.) – до 5 суток, но и этот срок является, на наш взгляд, недопустимо большим. Отсутствие возможности вынесения постановления о назначении экспертизы в дежурные сутки по каким-ли-бо объективным причинам не должно останавливать процесс использования дактилоскопической информации в расследовании и раскрытии преступления. При наличии сети АДИС и отработанной электронной почты МВД по Республике Коми, обеспечивающей связь подразделений с базой данных АДИС, при оснащенности дежурного эксперта цифровой фототехникой, а также благодаря стабильному и подготовленному составу экспертов, все дактилоскопические следы с осмотров мест происшествий в виде электронных изображений могут в кратчайшие сроки поступать в АДИС. В ЭКЦ было подготовлено рекомендательное письмо о возможности использования изображений дактилоскопических следов в дежурные сутки (с соблюдением процессуальных формальностей, согласующихся с методикой осмотра места происшествия), которое было направлено в подразделения. В настоящее время, кроме ЭКО по г. Сыктывкару, работают уже некоторые подразделения куста.

Решается еще одна проблема – увеличение количества преступлений, по которым изымаются дактилоскопические следы. В последнее время эксперты забывают, что фотографирование следа с фиксацией соответствующей УПК РФ является не только обязательной по методике, но иногда и единственно возможной формой изъятия следа. Качество фотоизображения следа в настоящее время, при наличии цифровой техники, можно контролировать, а факт фотографирования фиксировать в протоколе. Технология сверки экспресс-следов и следов, представленных на информационных карточках, отработана.

Конечно, такая форма работы повышает требования к работе дежурного эксперта. В то же время это заставляет эксперта быть активным участником расследования преступления «по горячим» следам, стимулирует его интерес и творческое отношение к работе, способствует повышению профессионализма. В тех подразделениях, где постановление о назначении экспертиз выносится в дежурные сутки, вопрос о внесении следов в АДИС в дежурные сутки реша­ется проще, хотя также требует контроля со стороны руководства подразделения.

Эффективность работы АДИС в раскрытии преступлений во многом зависит от базового показателя – максимально возможного изъятия следов на месте происшествия. Успешное развитие АДИС в МВД России должно стать фундаментом для совершенствования технической базы по выявлению, изъятию и фиксированию дактилоскопических следов экспертно-криминалистическими подразделе­ниями. В предыдущие 15 лет техническое оснащение ЭКП МВД Республики Коми развивалось очень слабо. Развитие АДИС должно способствовать научно-техническому развитию этого направления: проведению целенаправленных разработок методов обнаружения и изъятия следов; оснащению ЭКП современными техническими средствами. Если такие разработки и технические средства имеются, то в ЭКП должны поступать не просто рекламные проспекты производителей, а методические экспертные рекомендации, положительные примеры работы, проводиться повышение квалификации экспертов.

В настоящее время для выявления дактилоскопических следов нет простейшей сажи, дорогостоящие порошки, видимо по коммерческим соображениям, вытесняют старые испытанные недорогие дактилоскопические порошки. Не выдерживает критики поступающая темная пленка, превратившаяся в пленку неопределенного цвета, которая не контрастирует со светлыми порошками, следовоспринимающий слой течет даже в наших северных условиях. Половина территории России, где большая часть года – зима, нуждается также в средствах для выявления следов при низких температурах.

Отсутствует литература, доступная для практических работников. В сборнике «Экспертная практика» в последнее время нет серьезных статей по дактилоскопии, не говоря уже об освещении опыта работы АДИС, которые действуют более 15 лет. За годы работы АДИС сформировался коллективный опыт работы. Многие методические вопросы, которые возникают (кодировка следов с межпапиллярными линиями, следов с минимальным количеством признаков), могут решаться путем обмена опытом экспертов АДИС между собой и с разработчиками программ. Целесообразно наладить регулярный выпуск бюллетеня, в котором можно было бы задать конкретные вопросы и получить конструктивные ответы, распространить передовой опыт, информировать сотрудников АДИС о новых разработках, программах и многом другом. Бюллетень был бы полезен для сотрудников не только АДИС, но и смежных подразделений ОВД. Путем внедрения в жизнь такого издания можно было бы не только оживить методическую работу, но и влиять на организационные вопросы, устранять разрозненность и отсутствие взаимодействия подразделений, оказывать помощь в решении многих существующих проблем.

Одна из таких проблем – это качество кодирования следов. Огромное количество подразделений даже по электронной почте МВД распространяют для проверки следы, качество кодирования которых свидетельствует о низком профессионализме специалистов-экспер­тов, либо об использовании для выполнения этой работы операторов, не имеющих опыта экспертной работы. Пора твердо заявить, что оператор – неопытный эксперт-дактилоскопист не годится для работы со следами рук. Валовые проверки следов практически закончились с «залповыми вводами». В настоящее время очень остро стоит проблема качества кодирования следов. Необходимо принять срочные меры по повышению качества этой работы; организовать обмен мнениями, а также обучение. Самопроизвольно процесс подготовки специалистов происходить не может. На примере работы отдельных АДИС Республики Коми можно утверждать, что эта проб­лема без принятия специальных мер не решается, причем контроль и методическое профессионально-экспертное обучение специалистов АДИС не являются функцией ООО «Папилон». Это задача самих экспертных структур, в том числе организационные функции лежат на центральных структурах. За годы работы АДИС во многих подразделениях подготовлены специалисты высокого класса, потенциал которых должен быть использован для повышения общего профессионального уровня. Формы обучения и контроля могут быть разные, в том числе заочная, с использованием предложенного бюллетеня.

Для повышения эффективности работы АДИС по раскрытию преступлений приходится осуществлять контроль над количеством и, особенно, качеством дактилокарт, так как другие службы не проявляют в этом инициативы. Если количество поступающих из подразделений дактилокарт легко контролируется (еженедельное статистическое информирование руководства, регулярные аналитические обзоры), то добиться должного уровня качества дактилокарт, даже при жестком контроле, не удавалось. Как показала практика, актуальным в этом плане является постоянное обучение личного соста-ва подразделений методике дактилоскопирования, причем обучение должно проводиться начиная с уровня учебных подразделений. Доля качественных дактилокарт в этом случае может достигать почти 100 % (при установившемся уровне 30 %).

Единая информационная система дактилоскопических учетов должна развиваться комплексно: раскинутая сеть должна иметь ячейки, через которые не сможет потеряться ни один дактилоскопический след.

Из сказанного можно сделать следующие выводы.

1. Для повышения эффективности работы территориальных АДИС в раскрытии преступлений все более возрастают их неспецифические функции:

организационные – укомплектование качественной дактилокартотеки, обучение личного состава методике дактилоскопирования;

«чистка» базы дактилокарт неопознанных трупов;

контроль над талонами «обратной связи».

Территориальные ЭКП, в чьи полномочия входят перечисленные задачи, не ведут систематизированной работы в этом направлении, занимая иждивенческую позицию.

2. Использование дактилоскопических следов в раскрытии преступлений «по горячим» следам в отдельных территориальных АДИС, в связи с исключением из практики работы ЭКП предварительных исследований, резко упало, что снижает роль и эффективность работы АДИС в раскрытии преступлений. Другие возможные формы работы с дактилоскопическими следами в дежурные сутки в некоторых подразделениях не отрабатываются.

3. С развитием АДИС в России необходимо принять соответствующие меры по укреплению материально-технической и научно-методической баз ЭКП в целях повышения эффективности обнаружения, изъятия и фиксации следов рук при осмотре места происшествия.

4. В связи с глобализацией системы учетов и объединением ее в общенациональную информационную систему, которая уже на нынешнем уровне дает неоценимый результат, существенно возрастает значимость повышения квалификации специалистов АДИС, в первую очередь по кодировке следов рук. В настоящее время во многих ЭКП ОВД России качество кодировки следов находится на низком уровне.

5. В целях совершенствования организационно-методической работы АДИС, повышения профессионализма сотрудников, организации взаимодействия ЭКП ОВД России, делового сотрудничества с фирмой-разработчиком необходимо организовать выпуск специализированного бюллетеня (возможно, в электронном варианте).

6. Целесообразно производство выборочных проверок следов из базы ЦДС по базам данных федеральных округов, субъектов Российской Федерации. При этом возможно предварительное направление таких следов ЦДС в подразделения АДИС для выборочной (по усмотрению специалистов на местах) перекодировки следов с последующей проверкой их по всем имеющимся базам данных дактилокарт МВД России. Такая работа могла бы проводиться на конкурсной основе и способствовала бы повышению профессионализма сотрудников, выявлению лучших специалистов и дополнительному раскрытию следов по тяжким и особо тяжким преступлениям.

А.Г. Сухарев, кандидат физико-математических наук (Саратовский юридический институт МВД России)