Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История культуры, 3 курс.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
167.94 Кб
Скачать

Русское искусство XVII в.

Со времён принятия христианства семь веков искусство было целиком религиозным. Рубежом стал XVII век, когда на Руси закончилась эпоха религиозного искусства и началась эпоха искусства светского. В Европе аналогичные перемены наступили гораздо раньше, в XV-XVI вв., когда там произошли религиозные революции и войны. Ереси и бунты на Руси были менее ярко выражены, но своеобразным аналогом европейской Реформации стал Раскол церкви в эпоху патриарха Никона. Объективно Реформация ускорила социально-экономическое развитие Европы. Русь подталкивал к переменам запад, но не напрямую, а опосредованно. К России были присоединены части Украины, Белоруссии, Прибалтики, испытавшие на себе влияние Реформации; усилился культурный с Западом (приезжали художники, привозились произведения искусства). Итак, XVII в. – век обмирщения русской культуры.

Архитектура XVII в.

Изменения в архитектуре выразились в том, что стало превалировать декоративное начало. Оно проявилось в многообразии форм, появлении мелкого орнамента, многоцветье в оформлении фасадов за счёт цветных изразцов, уложенных полосками или «ремнями». Изразцы присутствуют на стенах практически всех построенных в ту эпоху храмов. Изразцовые камины в домах русской знати начала XVIII в. ведут свою историю из традиций XVII в.

Типична колокольня в Больших Вязёмах, построенная на рубеже XVI-XVII вв. даже её шатры превращены в декоративный элемент. Прежде подшатровое пространство расписывалось, а теперь под ним был плоский потолок, сами же шатры вследствие этого уменьшаются в размерах.

Очень много шатровых колоколен XVII в. сохранилось до наших дней в Подмосковье. Именно такие изображены на картинах Саврасова.

Бровка над окном, висящая «гантель» над крыльцом, кокошник, наличник – элементы мирского мировосприятия, где главное – не вера, а услаждение глаза. Оно пришло на смену прежнему аскетизму.

Максимума эти традиции достигают в деревянном зодчестве, поскольку дерево даёт больше возможностей для реализации фантазий. Характерной постройкой в этом смысле был деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный в 1667-1668 гг. До наших дней он не сохранился, но сейчас заново отстроен. Здание напоминает современные театральные декорации к сказочным фильмам или былинам; нет симметрии, всё очень разнообразно и непохоже.

Ещё один пример – ансамбли церквей и монастырских построек XVII в. в Коровниках и Толчкове (в Ярославле). В центре всегда пятиглавый собор (по примеру Успенского собора московского кремля), рядом 1-2 шатровые колокольни, одна из которых могла быть башней с лестницей на хоры. Стены украшены большим количеством декоративных элементов, заимствованных из деревянной архитектуры, и разноцветьем изразцов.

К концу XVII в. декоративные тенденции в архитектуре начинают оформляться в единые стилистические рамки, напоминающие европейское барокко; стиль называется «нарышкинским барокко». Пример – храм Покрова в Филях конца XVII в.

Иконопись и живопись XVII в.

В начале XVII в. наиболее известной становится иконописная мастерская Строгановых. Это артель мастеров высокого уровня, многие из которых работали семьями (например, бывшие крепостные Чирины и Савины). Отличительная черта икон – тщательная прорисовка мелких деталей (положившая начало будущей палехской росписи), при том что сами иконы невелики размерами.

Кроме икон появляется новый вид изображений – форсуна, по технике что-то среднее между иконой и портретом. Они появляются в первой трети XVII в. в отличие от иконы, на них изображался конкретный человек, а не святой, но техника была иконописная: доски, скреплённые шпонками, темпера, выступ по периферии, называемый «ковчег», и т.д.

Первая форсуна – изображение князя Скопина-Шуйского (хранится в Третьяковской галерее). Писалась человеком, знавшим его лично, либо со слов, поскольку заметно желание передать портретное сходство, при том что сам князь к тому времени уже скончался. Представляет собой изображение по плечи на золотом фоне, как у икон. Изготовлено для Архангельского собора, где был захоронен Скопин-Шуйский. На стене храма его изображение писать не могли, т.к. он не святой, и вместо этого над надгробьем вешали портрет.

Другая известная форсуна с изображением Иоанна Грозного хранится в Копенгагене.

В середине XVII в. центром художественной жизни России становится Оружейная палата Московского кремля. В ней работали все известные русские художники, а также голландцы и немцы; они разбивались по мастерским, из которых главной была иконописная, возглавляемая Симеоном Ушаковым. Он – последняя крупная фигура традиционного русского искусства. Писал трактаты ученикам, где предлагал при написании иконы разбивать её на квадраты и писать святого как живого человека, с соблюдением анатомии, натуралистично, объёмно, что знаменовало окончательный отход от абстрактности и плоскостности.

Пример творчества Симеона Ушакова – «Троица», хранящаяся в Русском музее. Мы видим объёмное изображение ликов и драпировок с тональной моделировкой, чувствуется трёхмерность; на столе вместо одной чаши, как у А. Рублёва, целая трапеза; очень много деталей как на переднем плане, так и на заднем, т.е. в иконах появляется повествовательность, чего избегали прежние иконописцы.

Икона «Богоматерь Владимирская, или насаждение Древа Государства Российского» - произведение фантазийного сюжета, в котором от иконописного канона сохранился только список иконы Богоматери Владимирской в центре Древа. На кроне портреты здравствовавших митрополитов, в нижней части картины Успенский собор московского кремля и красные кремлёвские стены, а также семья царя Алексея Михайловича, сажающая Древо.

Одновременно с иконописной работала живописная мастерская. Слово «живопись» появилось в русском языке во второй половине XVII в. Со второй половины XVII в. живописцы по примеру европейцев работали масляными красками и на холстах. В Европе переход с темперы на масло произошёл в XV в. Русские холсты второй половины XVII в. представляют собой набор заплат: то ли не было целых холстов, то ли их намеренно составляли из обрезков.

К концу XVII в. количество написанных форсун в Москве начинает превышать количество написанных икон. При Петре I созданы форсуны «Преображенской серии» (портреты людей из Преображенского полка).

В форсуне, в отличие от портрета, не раскрывается внутренний мир героя, персонаж выглядит выхваченным из среды, похож на куклу, а так как уровень исполнения был очень низкий, лица напоминали маски, а пальцы – трубки. К тому же форсуны часто копировали, сохраняя все недостатки оригинала и добавляя собственные, в результате чего списки имели ещё более низкий художественный уровень. Наиболее часто были копируемы форсуны матери и первой жены Петра I.