Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Существенно доработать. Иванцова ЭУП 111.Золото...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
61.44 Кб
Скачать

Золотое правило в истории нравственности и этики

Первые несомненные упоминания о золотом правиле относятся к 6 – 5 векам до нашей эры.

В известном памятнике древнеиндийской культуры «Махабхарата» (5 век до нашей эры) легендарный носитель мудрости Бхишма дает перед смертью наставления: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям. Кто спутался с чужой женой, что может сказать другому? Но то, что он тогда сделал другому, для себя не захотел бы, кто для себя хочет жизни, как может убить другого? Надо позаботиться для других о том, что для себя желают».

В учении Конфуция (6 – 5 века до нашей эры) золотое правило осмысливается как основа поведения. Он определил слово, которым можно руководствоваться всю жизнь, а именно: «снисходительность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Также древне иудейские источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к разным просвещенным людям и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было почерпнуть, стоя на одной ноге. Наконец он пришел с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилелу. Тот улыбнулся и ответил: «не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».

Европейская культура в интересующем нас плане также не составляет исключения. Это правило приписывается двум из семи греческих мудрецов – Питтаку и Фалесу. На вопрос: «Каким образом нам прожить наилучше и наисправедливее?» - Фалес ответил: «Если мы сами не будем делать того, что порицаем в других». Золотое правило нравственности можно встретить в «Одиссее» Гомера, в «Истории» Геродота, а также в других источниках.

Для полного обзора древних источников надо сослаться на Библию, в которой золотое правило упоминается, по крайней мере, трижды: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Раз возникнув, золотое правило получило широкое распространение, прочно вошло в общественное сознание в виде пословиц, очевидных требований житейской мудрости, которые в своей совокупности отражают определенную нравственную ориентацию. Есть множество поговорок в русском языке и даже не немецком, которые соответствуют золотому правилу. В той или иной форме золотое правило входит в моральное сознание всех цивилизованных народов.

Анализ содержания золотого правила является одной из знаменитых тем в истории этической мысли. В античной этике можно часто встретить рассуждения по вопросам, которые по своему существу весьма близки к интересующему нас правилу. Однако само по себе это правило в древней этике упоминается редко и всегда как требование житейской нравственности, но не как этический принцип. Наряду с приводившимся ранее высказыванием Фалеса представляет интерес одно место из «Писем к Луцилию» Сенеки, где он говорит о коротких, но западающих в душу истинах: «Что ты другим, того же от других ты жди».

Можно так же указать на соответствующее высказывание Эпиктета: «Чего не желаешь себе, не желай другим: тебе не нравится быть рабом, не обращай и других в рабство».

Позже картина меняется. Уже один из «отцов церкви», Августин, придает золотому правилу концептуальный смысл. Он, с одной стороны, рассматривает его как принцип естественной нравственности, которому необходимо следовать в практическом поведении. Сообщая юношам правила жизни, советуя им воздерживаться от «приманок чрева и горла», «от тщеславия и властолюбия, даже от неумеренного желания похвалы»…, он завершает свои наставления следующим образом: «В отношениях же и обращении с людьми достаточно сохранять одну эту поговорку: никому пусть не делают ничего такого, чего не желают себе».

С Августина начинается традиция рассмотрения золотого правила как основополагающего принципа естественного права и нравственности, которой в течение столетий следовали многие философы средневековья и которую в известной мере наследовали философы Нового времени.

Золотое правило органически входит в социальную систему английского философа материалиста 16 века Гоббса, выступая в качестве критерия, позволяющего установить, является ли действие противоречащим естественным законам или нет, и формулируется следующим образом: «Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе». К нему сводятся все естественные законы, и само оно есть «закон всех людей». Здесь присутствуют две особенности:

  1. Оно обеспечивает равное ущемление эгоистических притязаний и тем самым создает основу социального единства.

  2. Оно доступно и понятно каждому человеку, «даже если он необразован и туп», ибо в нем не содержится никакой особой премудрости, кроме требования, чтобы в каждом затруднительном случае человек представил себя на месте того, по отношению к которому он намеревается совершить действие.

Эти же особенности золотого правила отмечает английский мыслитель Локк. Он называет его «непоколебимым нравственным правилом», «основой всякой общественной добродетели» и в отличие от Гоббса дает позитивную формулировку: «Всякий должен поступать с другими так, как он хочет, чтобы с ним поступали другие». Предпосылкой золотого правила выступает согласно Локку природное, изначальное равенство людей.

Тщательному анализу золотое правило подвергается немецким просветителем Томасиусом и другим известным немецким просветителем – Гердером. Гердер считает, что моральному человеку присущ «единственный главный закон: чего хочешь, чтобы другие тебе делали, делай то и другим». В этом законе согласно Гердеру сконцентрирована нравственная сущность человека, и он запечатлен в сердце каждого.

Золотому правилу значение концептуального принципа придавал также русский революционер, один из идеологов анархизма, Кропоткин.

Итак, в золотом правиле мы имеем такое нравственное требование, которое, начиная с раннеклассового общества, в той или иной форме присутствует в исторически меняющемся моральном сознании и одновременно служит постоянным предметом споров и интерпретаций в истории этики.