Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MINIПечатать.Церковная.Политическая этика..docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
43.45 Кб
Скачать

Коллективизация совести

Совесть человека загадочна. Чего только о ней не наговорено, не написано. Николай Бердяев исходил из того, что совесть есть Божественное и сугубо индивидуальное начало: «Совесть есть глубина личности, где человек соприкасается с Богом».

В словаре В. Даля совесть определяется как «тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка». Не вычисляется, не аргументируется, подчас не осознается даже, а отзывается. Совесть не подчиняется разуму.

Совесть, догоняющая человека на каком-то, чаще всего позднем рубеже, реанимирующая добрые клетки души, о существовании которых он, может быть, не подозревал, очищающая покаянием, - один из видов или, лучше сказать, одна из ипостасей совести. Существуют два вида совести. Есть совесть, которую условно можно назвать невостребованной- это та, которая не успевает догнать человека в земной жизни, однако составляет некий потенциал, ни у кого никогда не равный нулю. Но самый главный вид совести – действующая, повседневная направляющая поступки человека. Догоняющая и невостребованная суть лишь отложенные, отсроченные проявления действующей совести, которая по разным причинам не успела себя реализовать.

Бердяев неслучайно подчеркивал индивидуальный характер совести: «Я антиколлективист , потому что не допускаю экстериоризации личной совести, перенесения ее на коллектив». Дело в том, что человек, будучи свободным, одинаково открыт добру и злу. В вечной борьбе добра и зла действующая совесть призвана быть главным советником и наставником.

Но призвана быть- еще не значит, что всегда бывает. При всей своей индивидуальной крошечности совесть подчас неожиданно сильна и тем неудобна для кого-то. Она способна путаться в ногах огромного коллектива, замедляя решения различных грандиозных задач.

Конечно, человеческие души нельзя национализировать подобно земле или заводам. Людские совести не загонишь в конюшню, не сложишь в один сарай, как сельскохозяйственный инвентарь. И тем не менее коллективизация совести существует. В основе этого явления лежит то, что Бердяев назвал экстериоризацией совести. Совесть как бы покидает душу, как бы сливается с некой коллективной совестью, как бы растворяется в ней. Тем самым она устраняется в качестве возможного препятствия в решении грандиозных задач.

Экстериоризация совести может быть удобна для самого ее носителя и потому иногда осуществляется незаметно, спонтанно. Она вроде бы устраняет тот невидимый, но способный причинять страдания плацдармик души, на котором извечно сражаются светлые и темные силы. В этом смысле экстериоризация совести срадни многим другим биологически защитным реакциям индивида. Человек уклоняется от мучительного нравственного выбора, перекладывая его на коллектив понимаемый, впрочем, весьма неопределенно: «как другие, так и я». Социальная усталость души конформизм, безучастие, активное равнодушие со всей очевидностью сопрягаются с экстериоризацией совести.

Из этого видно, что экстериоризация и коллективизациия совести близки, но не тождественны. Первая составляет лишь возможную предпосылку и внутреннюю основу второй. Коллективизация совести начинается там и тогда, где и когда этот процесс намеренно форсируется из вне и даже насильственно внедряется в массовых масштабах. Объект экстериоризации коллектив, на который переносится моральная ответственность здесь обретает достаточно четкие очертания- это уже не просто «все», а определенная группа людей, объединенных какой-то программой, задачей.

А как же быть с идеей коллективизма, с социальностью человека? А никак. Никто не оспаривает ни того ни другого. Верно, что « один в поле не воин», «одной рукой и узла не завяжешь». Верно, что «на миру и смерть не страшна». И даже верно ленинское: «Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества». Да здравствуют человеческие сообщества разного рода, в том числе и политические партии. Но нужно знать раз и навсегда, что совесть у человека одна на одного. Неприемлимы никакие формы ее коллективизации, никакие социальные институты и партии, посягающие на мой и только мой «информационный канал», связывающий человека с чем-то неизмеримо более важным, нежели и его социальность, и политика, и даже экономика.

Для каждого это свое. Постоянное. Неизбежное. Вечное. Божественное

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]