Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая зарубежка.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
42.66 Кб
Скачать

Раздел 2. Трагедия «Сид»

    1. Классицистические черты в произведении Корнеля «Сид»

«Сид» («Le Cid», 1636), был поставлен в театре Маре в самом конце 1636 г. с актером Мондори в заглавной роли. Пьеса имела невиданный до того в летописях французского театра успех, возраставший с каждым ее представлением. Все предыдущие пьесы Корнеля отошли в тень перед его новым творением, которое сразу было объявлено шедевром. Весь Париж бредил «Сидом», повторял наизусть целые пассажи из любимой пьесы. Была пущена в ход крылатая фраза: «Cela est beau comme le Cid». («Это прекрасно, как Сид»). Все эти восторги относились прежде всего к стилистическим достоинствам пьесы, в которой Корнель впервые развернул во всю ширь свое поэтическое мастерство. Пьеса была написана изумительными стихами, подобные, которым никогда еще не раздавались на французской сцене.

Героем своей пьесы Корнель сделал испанского героя XI в. Руй (Родриго) Диаса, прозванного «Сидом», победителя мавров, подвиги которого отразились <в многочисленных народных преданиях, зафиксированных в ряде литературных памятников испанского средневековья — в поэме «Родриго», в «Поэме о Сиде», в целом ряде романсов. Незадолго до Корнеля этого любимого испанского национального героя вывел в своей пьесе «Юность Сида» («Las Mocedades del Cid», ок. 1618) испанский драматург Гильен де Кастро. Пьеса его и явилась непосредственным источником корнелевского «Сида». Корнель очень мало отступил от своего испанского образца, воспроизведя как его основную сюжетную линию, так и отдельные мотивы.

Главным новшеством Корнеля явилось то, что он значительно упростил фабулу испанской драмы, ее стилистическую и метрическую фактуру и сделал свою пьесу менее живописной, менее пестрой и беспорядочной.

Родриго, изображается растущим на наших глазах. Из никому не известного юноши он превращается в бесстрашного воина и искусного полководца. Слава Родриго — дело его рук. Слава не достается ему по наследству, не дана от рождения. Он далек в этом смысле от феодальных традиций и является наследником эпохи Возрождения.

Для Корнеля как представителя культуры XVII в. характерен пристальный интерес к человеческой мысли. Человек действует у него после глубоких размышлений. В «Сиде» обращают на себя внимание в этой связи монологи Родриго и Химены: герои независимо друг от друга обсуждают ситуацию, сложившуюся в результате оскорбления (пощечины), которое наносит отцу Родриго граф де Гормас. Родриго чувствует себя обязанным отомстить за дона Диего, но не хочет лишиться и Химены.

Очень большое значение для Корнеля имело обсуждение так называемых «трех единств» в драматургии. Для Корнеля, правило «трех единств» было не простой условностью, которой он вынужден был скрепя сердце подчиняться. Он использовал и те внутренние возможности, которые были заключены в этом эстетическом правиле. Борьба с преимущественным изображением внешнего мира предполагала более детальное раскрытие души человека, области сознания. Душа человека представлялась Корнелю как бы более объемной и вместительной. В ней открывалось разнообразие чувств, желаний, влечений. Родриго, Химена, инфанта не ограничены в «Сиде» одной страстью, которая всецело владела бы каждым из них. У Химены совмещаются и любовь к Родриго, и мысль о своей фамильной чести. В Родриго сосуществуют и страсть к Химене, и преданность роду, и любовь к родине. Семейный и патриотический долг для Родриго — это не трезвые веления рассудка, а прежде всего неодолимый зов сердца.

Во внутреннем мире героев Корнеля заключены противоборствующие силы. Душа его персонажей раскрывается в драматическом конфликте. Это не сфера, в которой мирно сосуществуют чуждые друг другу состояния. Это своеобразное «поле битвы, на котором сталкиваются душевные потоки» [9, 123].

Гуманистические тенденции Корнеля сочетаются в его сознании с признанием королевской власти как наиболее авторитетной общественной силы современности. Мотивы, направленные на утверждение исторических заслуг абсолютной монархии, с особенной силой звучат в трагедиях, созданных Корнелем в начале 1640-х годов.

Что касается «Сида», то в этом произведении образ самостоятельного, преисполненного гордости центрального персонажа никак не смягчен; образ Родриго, организовавшего независимо от короля сопротивление завоевателям, говорил скорее об обратном. Но «Сид» недаром был отвергнут Ришелье. Против пьесы была предпринята целая кампания, длившаяся два года, на нее был обрушен ряд критических статей, полемических заметок, написанных Мере, Жоржем Скюдери, Клавере и др. Против нее было обращено и специальное «Мнение Французской Академии о „Сиде“», отредактированное Шапленом и инспирированное Ришелье. Корнеля осуждали за то, что он не соблюдал в своей пьесе требования трех единств и особенно за апологию Родриго и Химены, за образ Химены, полный обаяния, несмотря на то что в конце концов она выходит замуж за убийцу своего отца. Нападки на пьесу до такой степени подействовали на драматурга, что сначала он замолчал на целых три года, а затем попытался учесть пожелания, которые были ему высказаны. Но эта попытка не удалась.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]