Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии.pdf
Скачиваний:
111
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
1.53 Mб
Скачать

Может быть она поэтому (кроме иных причин) оказала и продолжает оказывать мощное воздействие на культуру Европы, а через это и на культуру всего мира.

При этом, надо помнить еще и о культуре Византии, восточно-римской империи, своеобразие которой по-видимому удобнее рассматривать отдельно, в связи с развитием особенностей славянских культур.

1.См.: Боннар А. Греческая цивилизация от Илиады до Парфенона. М., 1992.

С.18.

2.Там же.

3.См.: Круглов В. Л. Эстетическое сознание Древней Греции. Основные характеристики мифологемы. Учебно-метод. пособие. Красноярск, 1998. С.6.

4.Там же. С.7.

5.Моммзен Т. история Рима. СПб.: Лениздат, 1993. С.12.

6.Там же.

7.См. об этом подробнее: Культура Древнего Рима. М.: Наука, 1985. С.8 и далее.

8.См.: Культура Древнего Рима. С.8–9.

9.См. Виппер Р. Ю. История древнего мира. М.: Республика, 1993.

10.См. об этом: Культура Древнего Рима. М.: Наука, 1985. С.23–33. 11.См. об этом: Федорова Е. В. Люди императорского Рима. М.: МГУ, 1990.

12.См. об этом; напр.: Тронский И. М. История античной литературы. М.: Высшая школа, 1988. С.423.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА В ЕЕ ОСОБЕННОСТЯХ

Термин “средневековье” употреблялся и употребляется до сих пор в самых разных смыслах и значениях. Долгое время к нему добавлялись эпитеты “мрачное”, “темное”. Общества так называемых “средних”веков казались просвещенным европейцам по-варварски недоразвитыми. Понятие средневековой цивилизации выглядело по меньшей мере странным. А средневековая культура оценивалась в качестве низкой ступени культурного развития. При этом, средневековое европейское общество во многом отличалось от подобных ему японского, китайского, среднеазиатского, российского наконец. Оно и внутри себя не было однородным. Средневековье на севере западной Европы и, скажем, в Италии или Испании, – разное.

Но ведь было и что-то общее, что проявилось в разных регионах Земли (и даже не в одно время) в периоды после умирания древних цивилизаций, или там, где их не было, – выросло прямо из первобытности. Очевидно, впрочем, что модель средневекового общества, которую позже “наложили” на все похожие, была создана при осмыслении более чем тысячелетней жизни Западной Европы, начиная с падения Рима, с V века нашей эры.

СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЕВРОПЫ

Процесс формирования своеобразной европейской цивилизации и культуры начался даже несколько ранее V века, и шел сложно местами до XV, а местами и до XVII века включительно. А что касается европейских славянских стран, то этот процесс захватил XVIII и, в чем-то, даже XIX века.

Средневековая европейская цивилизация возникла на развалинах античной: земледельческой, морской, торговой. Но она многое взяла и от других культур, в том числе и типологически отличных от античной. Римская империя, расширившаяся за счет овладения землями соседей-варваров, уже с III века испытывала мощные варварские вторжения в свои пределы. Племена аламанов, франков, готов, аланов, тайфалов, гуннов, сарматов, вандалов и т. д., – разрушали империю извне. Внутри же империя с ее провинциями представляла собой конгломерат разноязычных племен: галлов, германцев, разных азиатских этносов, и др.

Позиция Рима в отношении в варварам была, как отметил Ж. Ле-Гофф [1], явно двойственной. Римляне воевали с ними, частично порабощали, но и селили пришлых на землях империи, не препятствуя сохранению их нравов и обычаев. Римляне использовали их в своих интересах, не считая полноценными людьми. Римские авторы описывали варваров как существ диких, необузданных, жестоких,

вероломных, видя в них врагов. На деле римляне поздней империи едва ли не превосходили своих противников в жестокости, вероломстве, пьянстве, разврате.

Варвары воевали с Римом, расселялись в пределах империи, смешивались с другими племенами (с которыми тоже воевали). Они осваивали часть достижений римской цивилизации, частично перенимали римские нравы. Их властители делали образованных римлян своими советниками. Происходила сложная конвергенция римской и разных варварских культур. Рим также варваризовался, разрушаясь и изнутри, и под ударами оседлых беженцев (спасавшихся от орд кочевников) и кочевников. Новая цивилизация возникала на обломках старой. И начальный этап ее возникновения недаром характеризуется как упадок и цивилизации и культуры.

Европа после падения Рима, казалось, утратила все, что дала или предлагала ей античность. Прекрасные сухопутные римские дороги и города, ремесленные и торговые центры, – разрушались. Торговля измельчала. Для нее, как пути, стали использоваться в основном реки. Освоение морей для торговли и путешествий произойдет значительно позже, как бы заново. Хозяйство в целом аграризовалось, став замкнутым, как для Европы в целом, так и в пределах многочисленных маленьких ее областей. Главным богатством стала земля с домашним скотом. Но технология и организация сельского хозяйства оказались примитивными, и эффективность его – крайне низкой. Варвары, хотя и пытались воспринять от римской цивилизации и культуры то, что от них оставалось, – больше утратили и разгромили.

Комфортность жизни, достигнутая верхушкой римского общества, теперь отсутствовала даже у очень состоятельных людей, у родоплеменной знати раннего средневековья. Раннесредневековый мир (как показывают разные его исследователи) был ослабевшим, нищим, полуголодным, терзаемым эпидемиями. Сравнительно высокое развитие античной нравственности – уже в римской империи, и особенно перед ее падением и после него, – было фактически забыто. Процветали насилие, разбой, грабежи, всяческий разврат и, если была возможность, – обжорство. Множество мелких властелинов-деспотов враждовало друг с другом. Знаменитое римское право вспомнили значительно позже, а пока, если и действовали, то законы наподобие “салической правды” (Кто вырвет другому руку, ногу, глаз или нос, платит 100 солидов, но если рука еще висит, то

63солида...).

Вэтом, во многом еще языческом хаосе, начинается становление христианской Европы. Христианская церковь занимает активную и ведущую позицию. Епископы и монахи к своей религиозной роли именно на этом этапе добавили роль политическую. Они, наряду с рыцарями-воинами, оказались также властителями в отношении к остальному населению. И не просто духовными пастырями своих прихожан. Христианская церковь, скапливая земли, увеличивая доходы, все лучше организуясь, – стремилась к полноте власти и в отдельных регионах и в Европе в целом. Она, правда, наталкивалась при этом на

сопротивление слоя воинов, которые тоже хотели обогатиться, иметь неограниченную власть, а поэтому были вынуждены как-то организовываться.

Крупная попытка организации европейского (германского) мира была предпринята в VIII–X веках, когда на территории Франции, Северной Италии и Германии сложилась Каролингская (по имени Карла I) империя, боровшаяся с мусульманами и горцами-басками в Испании. И боровшаяся уже, вроде бы во имя Христа, с иноверцами. Папа римский вручил Карлу императорскую корону. Империя каролингов приобрела на время солидную военную силу, идеологическое единство, некоторый внешний блеск. Но она оказалась неустойчивой и быстро разваливалась под ударами викингов, мусульман и мадьяр. И уже на развалинах этой империи стали складываться европейские нации и государства, и вообще – западный христианский мир, христианские цивилизация и культура. Может быть точнее – цивилизации и культуры, но единые по типу и духовной основе.

Складывание этой цивилизации выразилось в медленном, но все-таки развитии торговли и городов (торговых центров), некотором прогрессе сельского хозяйства, ремесла и строительства (замкового и соборного). Постепенно шло увеличение населения Европы, которое с 27 млн в 700 году возросло до 73 млн в 1300 году. Замкнутое и слабое сельское хозяйство не могло обеспечить его нужд. Освоение новых земель происходило повсеместно через уничтожение лесов, осушение болот, отвоевывание участков земли у моря. Началось и военное продвижение Европы, в основном на Восток и на Юг, связанное с имущественными и торговыми интересами и с интересами церкви, осуществлявшей посредством крестовых походов насильственную или полунасильст-венную христианизацию.

Походы на Восток, несмотря на то, что в военном отношении они не были очень удачными, – расширили связи Европы с иным миром, породили новые потребности (в том числе и в роскоши) у европейцев, для удовлетворения которых развились торговля с восточными странами, а также некоторые ремесла. Оживление городов, становившихся центрами не только торговли и ремесла, но и, в известной мере, христианства (с городскими соборами, школами, оттеснившими монастырские), – вызвало к активной жизни расширившийся слой горожан – ремесленников и купцов, наряду со слоями духовенства, крестьян и военныхфеодалов.

Сословное деление населения постепенно приобрело определенность. Оно и вообще было важно в жизни средневекового общества. Но в нем существенно выделение духовенства (как специфического слоя), городских слоев (что особенно сказалось в позднем средневековье) и рыцарей-феодалов, чьи отношения между собой и с крестьянами-земледельцами стали едва ли не определяющими для общества данного типа, которое часто именуют феодальным.

Феодализм – это система личных связей иерархически объединяющих членов высшего слоя общества, между которыми устанавливаются сеньоро-