Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы ИР полная версия.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
922.62 Кб
Скачать

7.Внешняя политика России в 1833–1848 гг.

Во время правления Николая I во главе российского МИДа про­должал оставаться Карл Васильевич Нессельроде, получивший чин вице-канцлера (с 1845 г. — канцлера) и графский титул.

Восточное направление- главное напр. в этот период.

2 узла на Бл. Вост.: 1. между западными державами и Россией за преобладающее политическое влияние в Константинополе; 2. англо-французские колониальные противоречия в Египте, Сирии и Ливане.

- Англия – главный противник России: 1838 г.- эк. соглашение с Турцией, торговая экспансия; В Констан­тинополе оказывала значительную поддержку турецким по­литическим деятелям, осуществлявшим реформирование страны (танзимат); антирусская кампания в прессе с целью запугивания обществен­ности "русской угрозой".

В 1839 г. начался второй турецко-египетский конфликт -общеевропейский кризис.

- разгром Турецкой армии египтянами.

-На стороне Турции- Англия и Авст­рия

-На стороне Египта (за его отделение)-Франция

-Россия – пришлось сменить политику: до кон. 30-х годов- пол. "свободы рук"- без вмеш-ва Европ. гос-в, вопр. проливов- внутр. вопр. России и Турции; после 2го кризиса – позиции Р.на Бл. Вост. ослабли, вынуждена искать союзников.

- Ошибочно выбрали Англию в союзники, так как считали что она д. занимать благожелат. позицию из-за общего враждебного отношения к Франции (Россия после рев. 1830г., Англия – колониальн. противоречия в Египте и Сирии).

1840г.: Первая Лондонская конвенция по вост. вопр.: направлена против Фран­ции и Египта. Ее подписали Англия, Россия, Австрия и Пруссия, ко­торые выступили гарантами целостности Турции и противниками египетской независимости. Конвенция впервые провозгласила меж­дународный принцип закрытия проливов для России и других евро­пейских государств "пока Порта находится в состоянии мира". В силу конвенции 1840 г. состоялась англо-австрийская военная экс­педиция в Сирию для приведения Мухаммеда Али к покорности султану. Николай I был удовлетворен итогами соглашения, так как считал, что оно обеспечило политическую изоляцию Франции.

1841 г.: после успешного раз­решения турецко-египетского кризиса и полного приведения к покор­ности Мухаммеда Али была подписана вторая Лондонская конвенция с участием Франции. Она целиком касалась судоходного режима Бос­фора и Дарданелл. Судоходство в проливах ставилось под междуна­родный контроль, провозглашался принцип их закрытия для военных кораблей всех европейских держав в мирное время.

Невыгодно для России: Конвенция 1841 г., заменившая Ункяр-Искелесийский договор, лишила Россию права решать свои отношения с Турцией в вопросе о проливах путем двусторонних актов и изолировала ее флот в черноморском бассейне. Соглашение не обеспечивало также безо­пасности южных рубежей империи: так, в случае начала военных Действий Порта могла открыть проливы для кораблей иностранных Держав: они беспрепят­ственно проходили через проливы во время Крымской кампании 1853—1856 гг. и Первой мировой войны 1914—1918 гг.

Попытка изменения этого нового режима России не удалась.

-естественный распад Османской империи под влиянием внут­ренних факторов- прекращение действия Лонд. конв. В связи с этим Российское правительство посчитало необходимым договориться с Великобританией о совместных действиях на случай окончательного распада Османской империи: одновременный десант русских сухопутных сил на Босфоре и английских военно-морских в Дарданеллах. Однако Англия эти предложения отвергла.

- охлаждение русско- англ. отношений (с 1846 г.,Г. Пальмерстон); укрепляется англо-французское единение ( союз "Сердечное согласие") против России.

Балканы- ослабление влияния России. В 30-е годы ее авторитет в этом регионе был чрезвычайно высок. Для сер­бов, черногорцев, греков, молдаван, валахов и болгар Россия оста­валась неизменной их защитницей и покровительницей. В 1830-35 г. Россия активно боро­лась за соблюдение Портой обязательств по отношению к балканс­ким народам, участвовала во внутренних преобразованиях молодых государств, оказывала им материальную помощь, способствовала ре­шению пограничных вопросов.

К концу 30 - началу 40-х годов ситуация стала меняться. В новых государственных образованиях на Балканах развивались ка­питалистические отношения. Опека России, зачастую осуществляв­шаяся в форме открытого вмешательства во внутренние дела мо­лодых государств, стала тяготить их и порождала стремление из­бавиться от обременительного контроля.

Итог: политические успехи России на Ближнем Вос­токе, достигнутые в 30-е годы XIX в., постепенно сошли на нет, что явилось одной из причин обострения восточного вопроса в начале 50-х годов (Крым. война).

Во второй четверти XIX в. большее значение, чем раньше, при­обрели среднеазиатское и дальневосточное направления. Колони­альная политика западных держав по отношению к Цинской им­перии, "опиумная война" 1840—1842 гг. и подписание западными государствами неравноправных договоров с Китаем заставляли рус­ское правительство усилить внимание к этому региону.

Средняя Азия в первой четверти XIX в. мало занимала вни­мание российских дипломатов. Оренбургская укрепленная линия, от­делявшая Россию от Малого и Среднего Жузов (Западный и Цент­ральный Казахстан), вполне устраивала русское правительство. Во второй четверти XIX в. ситуация стала меняться: созрело понима­ние необходимости закрепления своих позиций в этом регионе. Россия нача­ла активное изучение Средней Азии и подготовку своего продви­жения в этот регион, заинтересованность в котором проявляла и Великобритания. Однако частичная неудача первого похода на Хиву, осуществлен­ного в 1839 г. отрядом под командованием генерал-адъютанта В. А. Перовского, и сильное противодействие Великобритании за­тормозили этот процесс на долгие годы.