Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по ИЗЛ.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
508.93 Кб
Скачать

Два основных повеств.-комп. Типа романа:

  1. роман центробежный – есть отправная точка, и действие развивается по спирали, охватывая все большее и

большее пространство и время. Это как правило соц.-псих. романы.

  1. действие стремится к центру, которое являет внутр.мир человека, его психология. Это психологич. романы

как правило.

На рубеже 19-20вв возникает движение «Новой драмы». Оно не связано с определенной национальной традицией. Основоположник – Ибсен.

Драма нова и по своей тематики и по поэтике. Перенос акцента с внешнего мира на внутреннее состояние человека. Это связано с тем, что трагизм чел.сущ-ия заключен в повседневном течении жизни. Конфликт в драме социальный, основой перестает столкновение «+» и «–» героев. Это драма идей, драма дискуссий. Между героями может и не быть межличностных сторкновений. Это драма точек зрения.

Многогеройность не свойственна, исчезает строгая иерархия героев. По ходу действия пьесы на первый план выдвигается то одни, то др.герои.

Вопрос №2. Натурализм как литературное направление и художественный метод. Философские и эстетические предпосылки развития натурализма. Нату­рализм во Франции. Концепция «экспериментального романа» Э. Золя.

Из лекций: натурализм развивается на протяжении всей второй половины 19 века. Связан с возникновением нат. школы.Человек рассматривается как часть природы, только после этого как часть социума. Он руководствуется прежде всего инстинктами.

Позитивизм становится основой натурализма в Европе. Позитивисты считали, что поведение человека зависит от инстинктов. Задачей ученых считали наблюдение и эксперименты, но не анализ и систематизацию.

Первые писатели-натуралисты считали себя реалистами, но с другой стороны, пытались преодолеть недостатки реализма, прежде всего заменить принцип типизации принципом фотографичности (документальная основа). Принципа отбора материала у натуралистов нет. Научный метод эксперимента как основа.

Тэн выделил три великих фактора, которые проявляются в любом произведении: раса, среда и момент. Биологический фактор расы перерастает в наследственность 9чаще натуралисты говорят об отриц качествах, которые пробуждаются в определенной сложившейся ситуации). Среда историческая, социальная и физическая. Историческая среда связана с определенной исторической эпохой. Социальная – с состоянием современного общества, физическая – с географическим положением, климатом и т.п. Момент – это взаимодействие расы и среды, описание того момента, когда наследственность вступает во взаимодействие со сложившимися обстоятельствами.

Натуралистические романы лишены психологизма. Психологическое начало заменяется физиологическим. Расцвет натурализма всязан с именем Эмиля Золя. История натурализма заканчивается с завершением 19 века. Как направление он существовал только во Франции. Другие страны ориентировались на франц натурализм.

Как художественный язык и совокупность эстетико-мировоззрен-ческих принципов творчества натурализм (от лат — природа) — один из основных ненормативных стилей европейской и американской литературы XIX—XX вв.

У натурализма имеется несколько измерений. Первое из них связано с тем, что он заявил о себе через отрицание своего непос­редственного предшественника, романтизма (который к середи­не XIX в. стал во Франции господствующей литературной тен­денцией), а также разного рода постромантических образований.

Не принимая романтизм 1830— 1850-х годов за его якобы необуз­данное воображение, цветистость письма, дидактичность, различ­ные языковые и образные штампы, натурализм представлял со­бой новое поколение авторов, желавшее выражаться «прямо», «без посредников», опираясь на языковые возможности личной при­роды (проявляющей себя как сознательно, так и бессознательно). Природа творчества, в представле­нии натуралистов, существует до всякого опыта, предопределе­на (расой, темпераментом, наследственностью, складом психи­ки) и свободна, имеет длящийся характер — заново раскрывается в каждом художественном переживании, структурируя и опредмечивая его, сообщая личный тон.

В связи с этим натуралисты часто проводили аналогию между литературой и вошедшей в моду в 1860-х годах фотографией. Не­смотря на кажущуюся идентичность процесса съемки одного и того же объекта, каждый снимок уникален, сфокусированный свет все­гда по-новому преломляется через объектив и, пронизывая тем­ноту камеры, преобразует химические элементы на фотопластине в образ.

Натуралисты исполнены трагиче­ского отношения к бытию, что позволяет отнести их творчество к эпохе декаданса, «конца века». В главном звене совре­менной природы, человеке, они видят трещину, катастрофу в дей­ствии. Там, где природа величаво «плодится и размножается», без­мятежно приходит и уходит, человечество преследует рок. У этого обстоятельства имеется социально-биологическая подоплека.

Насилие над землей, природой труда, «малыми мира сего», телом (брак по расчету, проституция), животными ради капитала и беззастенчивого приумножения богат­ства привело к общественной дисгармонии, к вырождению, а глав­ное, к девальвации того, в чем человек, казалось бы, наиболее ес­тественен — любви. Однако поруганная и загнанная в «подполье» природа мстит — опрокидывает буржуазный мир как кажимость: взрывается катастрофами, восстаниями рабочих, войной между мужчиной и женщиной. Самая страшная месть — месть любви. Глав­ное обвинение натуралистов цивилизации в том, что та любовь, которая в природе, вопреки биологическому насилию слабого над сильным, оказывается источником продолжения жизни и мировой гармонии, в человеке преобразуется в инстинкт смерти. Отсюда и личностный аспект трагедии «нового Адама» — переживание как конечности человеческого существования, так и неискоренимого конфликта между бытием и сознанием.

Второе измерение натурализма — идеологическое. Борясь за но­визну и «жизненность» слова, натуралисты пытались в эстетике творчества опереться на «громкие» открытия в точных науках (фи­зика, химия, астрономия, биология, медицина) и их интерпрета­цию, предложенную в различных теориях прогресса, эволюции (О.Конт, И.Тэн, Э.Ренан во Франции, Дж.С.Милль, Ч.Дарвин, Г. Спенсер в Англии). Важны для некоторых из них и протестант­ская библейская критика (Д. Ф. Штраус), и учение о смене форма­ций К. Маркса.

Третье измерение литературного натурализма — структурное. На первый взгляд натурализм жестко отделяет себя от идеализма и всех видов воображения. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что в своих сочинениях натуралисты не столько пре­одолевают романтизм, сколько вписывают языки субъективности (главное открытие культуры XIX в.) в необычную систему твор­ческих координат, воспроизводят на новых, подчеркнуто пред­метных и социальных основаниях. Натурализм привел романтизм в историческое движение, дифференцировал его, показал возмож­ности эстетизации всего повседневного, поставив «красоту» мате­риала в зависимость от концентрированности его восприятия и переживания. Иными словами, граница между натурализмом и романтизмом, натурализмом и пришедшим ему на смену симво­лизмом не столь существенна, как это обычно считается.

Впервые натурализм программно заявил о себе во Франции в 1860-е годы в творчестве Э. и Ж. Гонкуров и Э. Золя (романы «Жер-мини Ласерте», 1864; «Тереза Ракен», 1867). Преддверием натура­лизма этих писателей можно считать роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» (1857). Натурализм и его эволюция представлены во Фран­ции романами Э. и Ж.Гонкуров, Э.Золя, Г. де Мопассана, А.До­де,

Культурологический смысл натурализма проявился на фоне ус­корения секуляризации, кризиса дворянской культуры, урбаниз­ма и индустриализации, общественного резонанса научно-техни­ческих открытий, формирования позитивно-эмпирической систе­мы ценностей. Были у него и литературные предпосылки: несколь­ко поколений романтиков все больше и больше расшатывали клас­сический тип литературной условности, а также языковые нормы риторической традиции. Творчество Бальзака и Стендаля, Лермон­това и Гоголя наглядно показывало, что романтизм весьма гибок, изменчив и в своем движении от «голубого цветка» и «неведомого шедевра» к «мертвым душам» и «героям нашего времени» спосо­бен освоить не только новый тип социума, но и поэзию социаль­ного романа.

Натурализм вместе с тем явился литературным откликом на позитивизм. Ипполит Тэн — историк, философ, искусствовед, один из основателей литературоведения как науки. Общая установка Тэна сводится к тому, что все в творчестве можно объяснить и что каждый литературный факт (как явление сознания) является следствием физиологического факта — непос­редственных ощущений, переживаний, «нервов». В нравственном и физическом мире, по Тэну, все состоит только из ощущений и движений. Все остальное по Тэну — ложь, спиритуализм. Человек — подобие духовно-природного автомата, а писатель — регистратор его действий. Поэтому литература — подобие «реальной галлюцина­ции», «непрерывная череда метеоров, которые загораются с тем, чтобы погаснуть». Литература как бы вырастает из среды, а писатель становится своего рода Гомером, «грезящим наяву». У каждой на­ции свой способ переживания жизни, «идеала». Он реализуется и в творчестве конкретного автора, и в создаваемых им характерах.

Тэном предлагаются понятия «раса», «сре­да», «момент». «Раса» — врожденные, наследственные склонности, антропологическая структура индивидуума, позволяющая ему ес­тественно для себя приспособиться к жизни. «Среда» — конкрет­ные условия окружающего мира — физические (к примеру, кли­мат) или социальные обстоятельства; наслаиваясь на расовую пер­вооснову, они изменяют ее. Наконец, «момент» — синтез «расы» и «среды», внутреннего и внешнего: под давлением обстоятельств врожденные человеческие свойства («национальный гений») по­лучают конкретную историческую форму.

Из суммы «моментов» складывается культурный организм кон­кретной национальной цивилизации, ее «скорость роста». В этом, считает Тэн, каждый народ подобен растению; на разных стадиях его развития доминирует та или иная «созидательная идея», «кар­тина мира и его первоосновы», общая для всех сфер деятельности и мысли (религия, философия, искусство).

Нату­рализм утвердил особый тип психологизма. Автор не столько мани­пулирует персонажем в нужных ему целях или в любой момент осу­ществляет от своего лица вторжение в его внутренний мир, сколько создает иллюзию «безличности» рассказа. Речь идет об «овнешнении» сознания. Мысль персонажа равнозначна его зрению, переме­щению в пространстве, физическим ощущениям. Эту поэтику экс­позиции, показа сложного через простое и характера через среду его обитания имеет смысл назвать подтекстом.