Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
tarabrina_n_v_praktikum_po_psihologii_posttravm...doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
2.04 Mб
Скачать

Часть I. Теоретические основы посттравматического стресса

Глава 6. Диссоциация и посттравматический стресс

83

Объединяя феномены деперсонализации и дереализации в один ряд, Ясперс приводит следующие основные черты этих переживаний: изменение осознания собственного наличного бытия, сознание потери чувства собственного «я»; изменение осознания принадлежности «мне» тех или иных проявлений психического. Говоря о деперсонализации, часто употребляют выражение Фромма о диссоциации между наблюдающим и переживающим эго (см. van der Kolk, van der Hart, Marmar, 1996).

Диссоциативные изменения идентичности. Диссоциация может приводить и к изменениям идентичности, которые, как и другие диссоциативные феномены, расположены вдоль континуума «норма-патология» и выражаются либо в транзиторных, скоропереходящих состояниях, либо в тяжелых формах психопатологии, например, в расстройстве диссоциированной личностной идентичности.

«Переживание фундаментального единства "я" может подвергаться заметным изменениям. Например, иногда во время разговора мы замечаем, что говорим словно автоматически; мы можем наблюдать за самими собой и слушать себя как бы со стороны. Если такое раздвоение длится достаточно долго, обычное течение мыслей нарушается; но за короткий промежуток времени мы переживаем "раздвоенность" собственной личности без каких бы то ни было расстройств» (Ясперс К., 1997, с. 163).

Ясперс подчеркивает, что в данном случае речь идет не о конфликте мотивов, страстей и моральных установок и т. п., и не о случаях множественной личности (раздвоение личности, представляющее собой «объективную данность при альтернирующем состоянии сознания»).

«Переживание раздвоенности... возникает..., когда характер развертывания двух рядов событий психической жизни позволяет говорить о двух отдельных, абсолютно независимых друг от друга личностях, каждой из которых свойственны свои переживания и ассоциации в сфере чувств» (там же).

Амнезии. Этим термином обозначаются расстройства памяти, относящиеся к определенному ограниченному отрезку времени, о котором ничего (или почти ничего) не удается вспомнить; кроме того, под «амнезией» понимаются менее жестко привязанные к определенному времени переживания. Возможны следующие случаи: 1) никакого расстройства памяти вообще нет; есть состояние глубоко расстроенного сознания, совершенно не способного к апперцепции (способности к охвату целостного содержания) и соответственно к запоминанию;

никакое содержание не получает выхода в память; соответственно ничто не вспоминается; 2) апперцепция становится возможна на какой-то ограниченный промежуток времени, но способность к запоминанию серьезно нарушена, вследствие чего никакое содержание не удерживается в памяти; 3) в условиях аномального состояния возможно мимолетное, едва заметное воспоминание, но материал, отложившийся в памяти, разрушается под воздействием органического процесса; наиболее отчетливо это наблюдается при ретроградных амнезиях, например после травм головы, когда все, что было пережито в течение последних часов или дней перед получением травмы, совершенно угасает; 4) имеет место расстройство способности вспоминать. Содержание в полном объеме присутствует в памяти, но способность к его воспроизведению утрачена; успешное воспроизведение этого содержания становится возможным под действием гипноза. Амнезии этого последнего типа были исследованы Жане. Индивиды не могут вспомнить некоторые переживания (систематическая амнезия), или какие-то определенные периоды своей жизни (локализованная амнезия), или свою жизнь в целом (общая амнезия). Такие индивиды не кажутся субъективно пораженными амнезией. В конце концов, амнезия может исчезнуть — либо сама собой (нередко она периодически исчезает и появляется вновь), либо под влиянием гипноза.

Различаются два вида спонтанных воспоминаний:

1) суммарное воспоминание: смутное, не детализированное воспоми

нание о самом существенном;

2) воспоминание о массе разрозненных, мелких, несущественных под

робностей, при котором ни их взаимоотношение во времени, ни их

контекст не выявляются» (Ясперс К., 1997, с. 220-221).

Методы, среди которых наиболее поразительным является гипноз, позволяющие выявлять целостные систематические контексты, целостные комплексы переживаний, подходят, главным образом, к истерическим амнезиям и амнезиям, наступающим после особо сильных аффектов (Ясперс К, 1997, с. 489).

Подвергшийся расщеплению (диссоциации) материал сохраняет определенную связь с сознательной психической жизнью: он влияет на осознанные действия и тем самым, так сказать, возвышается до уровня сознания. Ясперс полагает, что для диссоциативных явлений метафорическое обозначение «расщепление психических комплексов» было бы весьма удачным. Он говорит о том, что это всего лишь мета-

84 Часть I. Теоретические основы постгравматического стресса

фора, теоретическое построение, со всей тщательностью разработанное Жане для описания определенного рода случаев, но вовсе не обязательно применимое к психической жизни в целом. «Тем не менее предполагается существование единого механизма, служащего основой для значительного числа истерических (в данном контексте — диссоциативных) явлений.... Последние проистекают из определенных шокирующих переживаний — психических травм» (Ясперс К., 1997, с. 491).

Методики для оценки диссоциации

Для измерения различных аспектов диссоциации разработан психометрический инструментарий, который можно разделить на два основных класса: опросники и структурированные интервью.

Опросники деперсонализации. До 1980-х гг. было разработано большое количество опросников, предназначенных исключительно для измерения деперсонализации на популяциях студентов колледжей (Dixon J. С, 1963), психиатрической популяции (Brauer R., и др., 1970), лиц, перенесших тяжелое травматическое событие (Noyes R., Kletti R.,

1977).

Шкала диссоциации [Dissociation Experiences Scale, DES (Bernstein E. M., Putnam, F. W., 1986)] является наиболее часто используемым инструментом для оценки выраженности диссоциативных феноменов как на клинической, так и на нормальной популяциях. DES переведена на многие языки, в том числе русский (Agarkov V. и др., 1997; Агарков В. А, Тарабрина Н. В., 1998; Tarabrina N. и др., 1997), с использованием этой методики проведено более тысячи исследовательских работ. (Подробнее см.: гл. 14, часть II настоящего пособия.)

Шкала оценки измененности восприятия [Perceptual Alteration Scale, PAS (Sanders S., 1986)] позволяет оценивать выраженность диссоциативных феноменов при помощи пунктов, заимствованных из опросника MMPI, отбор коюрых производили исходя из неодиссоциа-нистской концепции Хилгарда (Hilgard E. R., 1978).

Опросник диссоциативных переживаний [Questionnaire of Experiences of Dissociation, QED (Riley К. С 1988)] содержит 26 вопросов в дихотомическом «да—нет* формате, касающихся широкого спектра диссоциативных феноменов.

85

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]