Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по курсу теория и методология географии.doc
Скачиваний:
75
Добавлен:
07.08.2019
Размер:
1.81 Mб
Скачать

19. Теоретический компонент географического знания (понятие, гипотеза, теория, концепция, учение, парадигма).

Теоретический компонент знания состоит из гипотез, теорий, законов и принципов. География располагает рядом теорий и гипотез, однако методологический анализ данного вопроса еще только предстоит сделать. В методологии и логике создано учение о гипотезе и теории, сформулированы требования, правила образования и употребления данного вида утверждений. Представляется целесообразным с позиций этих правил проверить соответст-вие географических гипотез и теорий их статусу.

Во многих работах теоретические обобщения связаны с математизацией науки. Это и понятно, так как широкое внедрение математических методов в географию предъявляет все более высокие требования к теоретическому уровню данной науки. В то же время математи-зация способствует упорядочению теоретической базы географии. Возникающие в связи с этим проблемы вызывают необходимость их осмысления как географами, так и математика-ми и философами, потому что основные трудности здесь сопряжены не с методикой, а с ме-тодологией.

Д. Харвей, формулируя смысл общей теории в географии, считает, что она должна вы-яснять связи между самостоятельными теориями пространственных структур и производны-ми теориями временных процессов. Мы не думаем, что временные процессы – производные. Например, в ходе становления палеогеографии и палеогеографических исследований сложи-лись собственные теоретические представления о временных процессах. Однако в других отраслях географии они не нашли должного отражения.

Под теорией географии мы понимаем научное направление, изучающее в обобщенном, главным образом, абстрактном, формализованном аспекте предмет географии на разных ие-рархических уровнях в динамике как целостное явление, а также пути моделирования со-стояния и развития объекта исследования, основные модели и их характеристики. Теория науки исследует также ее понятийно-терминологический аппарат и логические основания применения общенаучной методологии.

Под гипотезой же понимается научное предположение, объясняющее какой-либо фе-номен или решение определенной проблемы, не имеющее полного экспериментального или опытного подтверждения. Получение последнего позволяет гипотезе стать теорией.

Гипотезы, как предположения, возникают на любом этапе и уровне познания. Их мож-но подразделить на догадки, кото¬рые основаны на еще несистематизированном опыте, чаще всего на интуиции, и версии, которые чаще называют рабочими гипотезами и являются так-же одним из первоначальных предположений, однако основанном на некоторых фактах. До-гадку и вер¬сию можно опровергнуть исходя из наличного знания. Но без версии научный поиск невозможен, так как исследование в условиях неограниченного роста проблемной си-туации нельзя проводить без руководящей идеи. Путем отбрасывания версий или их под-тверждения исследователь оконтуривает проблему все четче и находит путь поисков. Гипо-теза – это предположение, основанное на системе знаний о предмете. Ее нельзя опроверг-нуть, находясь в кругу привычных фактов и теорий.

Оценивая с этих позиций взгляды Б. Варениуса относительно единства геосфер, можно их охарактеризовать как блестящую догадку, так как они не были основаны на фактах изуче-ния структуры геосфер. Взгляды Ф. Рихтгофена, П. И. Броунова и других о поверхности Земли как области взаимодействия геосфер уже были рабочей гипотезой, которая в трудах А. А. Григорьева преврати¬лась сначала в гипотезу, а затем и в учение о географической оболоч-ке.

Поскольку научная гипотеза опирается на развитую теорию и является обобщением всего знания, постольку ее трудно отличить от теории и происхо¬дит законная путаница меж-ду гипотезой и теорией. Говорят, например, о тео¬рии происхождения жизни, теории моби-лизма, теории климатического оптиму¬ма, ледниковой теории несмотря на их гипотетический характер.

Гипотеза, таким образом, является результатом умственной деятельности. Поэтому эм-пирическое естествознание всегда относилось к ней с предубеждением, хотя слово «гипоте-за» бытует в науке со времен древнегреческих натурфилософов. Слова Энгель¬са: «Формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипоте¬за» означают, что развитие науки идет не иначе как через формирование гипотез, и что гипотезы являются неотъемле-мой частью познания.

Как правило, в результате дедукции появляется не одна гипотеза, а не¬сколько, из кото-рых в качестве проблемы нового исследования выбирается од¬на, которая и ограничивается методами постановки проблемы в виде исследо¬вательской задачи. Из перебора альтернатив, каковым, по сути, является любой прогноз, выбираются наиболее рацио¬нальные и возмож-ные и выдвигаются как практические рекомендации. Этот выбор до сих пор в географиче-ских работах происходит на основе интуиции. Надо учесть, что любая рекомендация направ-лена на еще неисследо¬ванное явление и принципиально не может основываться на фактах, хотя исследователь, изначально, и шел от фактов. Поэтому не следует думать, что основан-ность прогнозов и рекомендаций на интуиции есть их недостаток.

В гипотезах и теориях отражается важнейшая функция науки – объяснительная, а час-тично и описательная. Выполняя теоретический анализ, исследователь находится под влия-нием определенной парадигмы. Под этим термином мы понимаем исходную концептуаль-ную схему, модель постановки проблем, их решения и методов исследования, господствую-щих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

Кроме того, выделяются следующие категории в иерархии научных зна¬ний: концепция – «совокупность наиболее существенных элементов теории или теорий, точка зрения, руко-водящая идея для понимания сущ¬ности определенных процессов и явлений, конструктивный принцип»; и учение – «совокупность теоретических положений в какой-либо области науч-ных знаний, которая включает в себя ряд теорий, концепций» .

Так, пространственно-временные отношения в природе земной поверх¬ности нашли от-ражение в ряде теоретических палеогеографических концепций, в частности в концепции направленно-ритмического развития гео¬графической оболочки, которое выразилось в нара-щивании вещества, ус¬ложнении состава, и пространственной структуры, ритмике различной про¬должительности и происхождения. Что же касается категории «учение», то характерны-ми примерами мо¬гут служить общегеографическое учение о географической среде или физи¬ко-географическое учение о географической оболочке.

До сих пор в научной географической литературе отсутствует детально разработанная и достаточно обос¬нованная система основных компонентов знания, в связи с чем очень ши-ро¬ко встречается «путаница» учений, теорий, концепций. Например, физико-гео¬графическое (и экономико-географическое) районирование трактуется и как «учение», и как «теория». Это же относится и к характеристике ТПК, и т.д. Попытки построить стройный свод основ-ных географических представлений предпринимались неоднократно. Известны опыты аксио-матичес¬ких построений. Одна из первых таких попыток в области физической географии при-надлежит Эрнсту Неефу (1974), из последних – В. С. Преобра¬женскому (1987). Но общего при-знания и, главное, применения и развития эти попытки не получили. Более того, высказывались мнения о ненужности географической аксиоматики. Такую позицию отстаивал, в частности, Д.Л. Арманд.