Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы УП.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
565.76 Кб
Скачать

22 Вопрос

Ошибка и ее уголовно-правовое значение

Под ошибкой в уголовном праве понимается заблуждение лица относительно фактических обстоятельств или юридической оценки совершенного им деяния. В зависимости от характера заблуждения приня­то различать юридическую и фактическую ошибку.

1. Юридическая ошибка представляет собой неправильную оцен­ку совершенного деяния и правовых последствий своего поведения.

В теории уголовного права выделяется несколько видов юридичес­кий ошибки:

  1. оценка непреступного деяния в качестве преступления;

  2. оценка преступления как непреступного деяния;

  3. неправильное представление о виде преступления и мере наказания.

Ошибочная оценка непреступного деяния в качестве преступле­ния имеет место в том случае, когда лицо считает свое поведение пре­ступным, а уголовный закон не признает содеянное преступлением. Совершение так называемого «мнимого преступления» исключает уголовную ответственность, поскольку содеянное не содержит при­знаков состава преступления. Например, гражданин хранит в квар­тире финский нож и считает это преступлением, однако хранение хо­лодного оружия в соответствии с законом (ч. 4 ст. 222 УК) преступ­лением не является.

Ошибочная оценка преступления как непреступного деяния име­ет место в том случае, когда субъект преступления в силу своей неосведомленности нарушает уголовно—правовой запрет. В соответствии с презумпцией знания законов такое лицо подлежит уголовной ответственности. Однако, если будет доказано, что лицо не знало о существовании определенного уголовно-правового запрета и не могло о нем знать в силу форс-мажорных (чрезвычайных и непреодолимых) обстоятельств, такое лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности.

Неправильное определение субъектом вида преступления и меры наказания, которое может быть назначено за его совершение, не влия­ет на вину и ответственность, так как представление субъекта об этих обстоятельствах не входит в содержание вины. В таких случаях винов­ное лицо подлежит уголовной ответственности за фактически совер­шенное преступление и наказывается в соответствии с предусмотрен­ной санкцией.

2. Фактическая ошибка представляет собой заблуждение субъек­та преступления в отношении фактических обстоятельств, отнесенных законодателем к объективным признакам состава преступления.

Теория уголовного права выделяет несколько видов фактической ошибки: ошибку в объекте, предмете, личности потерпевшего, средствах совершения преступления, в причинной связи и квалифицирующих обстоятельствах.

Ошибка в объекте - это заблуждение субъекта относительно социальных свойств объекта, в результате чего субъект преступления посягает на негодный либо ненадлежащий объект.

При посягательстве на негодный объект лицо обычно пытается ли­шить жизни мертвого человека, которого ошибочно принимает за жи­вого. При посягательстве на ненадлежащий объект лицо стремится совершить кражу чужой собственности, но по ошибке завладевает соб­ственным имуществом. Содеянное в таких случаях надлежит квалифи­цировать как покушение на преступление, которое охватывалось умыс­лом виновного лица.

Ошибка в предмете представляет собой заблуждение субъекта относительно принадлежности предмета преступления либо его социаль­но значимых свойств. Ошибка принадлежности предмета не имеет уго­ловно-правового значения, так как посягательство совершается на тот же самый объект, например, при краже имущества из одного дома вме­сто другого.

Ошибка в социально значимых свойствах предмета преступления имеет уголовно-правовое значение, так как посягательство осуществ­ляется на другой объект, например, в случае хищения обычных лекарств вместо наркотиков. Объектом посягательства в соответствии с уголов­ным законом выступает здоровье населения. По направленности умыс­ла такое преступление квалифицируется как покушение на хищение наркотических средств (ст. 30 УК и ст. 229 УК).

Ошибка в личности потерпевшего заключается в том, что субъект, желая посягнуть на определенное лицо, в силу заблуждения соверша­ет посягательство на другое лицо. Обычно такая ошибка не имеет уго­ловно-правового значения, за исключением тех случаев, когда посяга­тельство на другую личность связано с причинением вреда другому объекту, например, в случае посягательства на лицо, принятое по ошиб­ке за государственного деятеля. По направленности умысла такое пре­ступление квалифицируется как соответствующее покушение (ст. 30 УК и ст. 227 УК).

Ошибка в средствах совершения преступления заключается в ис­пользовании не тех средств, при помощи которых субъект желал дос­тичь преступного результата, а других, годных, негодных либо ничтож­ных. При посягательстве годными средствами квалификация не меня­ется, например, в случае убийства кухонным ножом вместо финского. Посягательство негодными средствами образует состав покушения, на­пример, в случае использования безвредного порошка вместо яда. Та­кое деяние следует квалифицировать как покушение на убийство (ст. 30 УК и ст. 105 УК). Использование ничтожных средств, которые лицо по своему невежеству считает волшебными, состава преступления не образует, так как в таких случаях имеет место обнаружение умысла, а не преступное деяние.

Ошибка в причинной связи означает неправильное представление лица о развитии причинно-следственной зависимости между совер­шенным деянием и общественно опасными последствиями. Такая ошибка приобретает уголовно-правовое значение, если приводит к наступлению иного правового результата. Например, субъект нано­сит удар тяжелым предметом по голове потерпевшего и, считая его мертвым, сбрасывает его с моста в воду. Однако смерть наступает от утопления, а не от удара. В таком случае имеет место покушение на убийство (ст. 30 УК и ст. 105 УК) и неосторожное причинение смер­ти (ст. 109 УК).

Ошибка в квалифицирующих признаках преступления заключает­ся в том, что субъект преступления заблуждается относительно квалифицирующих признаков, полагая, что совершает преступление без ква­лифицирующих признаков, то есть фактически имеющиеся признаки не охватываются умыслом субъекта преступления. В таких случаях в соответствии с принципом субъективного вменения содеянное следу­ет квалифицировать как оконченное преступление без квалифициру­ющих признаков.

Таким образом, все виды ошибок, так или иначе, характеризуют осознание лицом юридических признаков и фактических обстоятельств совершаемого деяния, поэтому обращение к уголовно-правовому понятию ошибки на практике происходит только в случае совершения умышленного преступления.