Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
- заметки.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
23.11.2018
Размер:
1.1 Mб
Скачать

Рассказы Ляо Чжая о фехтовальщиках

Однажды Цукахара Бокуден, мастер "одного удара", плыл на пароме по своим делам. А среди пассажиров попался какой-то нахал, который размахивая мечом утверждал, что он лучший фехтовальщик в стране. Народ, естественно, жмется и соглашается – куда ж денешься с парома – а Бокуден сидит себе под стеночкой и делает вид, что это он посреди цветущего луга медитирует.

Хвастун заметил, что он тут не всех еще впечатлил, и заорал, мол, эй, ты, ты что в сторонке сидишь? Разговор не нравится? Или ты вообще с мечом обращаться не умеешь.

"Умею",- отвечает Бокуден, не открывая глаз.

"Да ну? А школа какая?"

"Мутекацу-рю". (мутекацу – "победа без приложения рук", рю – "школа")

"Что за бред! Не бывает такой школы! А ну-ка покажи мне, что за мутекацу-рю!"

Тут Бокуден открыл глаза и сказал, что на пароме у них ничего не выйдет – слишком много народу вокруг. Самурай тут же потребовал пристать к берегу. Бокуден оглянулся, увидел впереди небольшой островок и попросил паромщика подгрести к нему. Когда паром подошел к острову, самурай тут же выпрыгнул на берег, вытащил свой длинный меч и встал в стойку. Бокуден спокойно отдал паромщику свои мечи и сказал "Мой стиль - мутекацу-рю. Для победы мне не требуется железо".

Потом взял у паромщика шест и оттолкнулся от берега. Смог ли самурай выбраться с островка – неизвестно, но кричал он долго.

Рассказы Ляо Чжая о фехтовальщиках

Однажды Ягю Дзюбэй (Мицуeси), известный мастер меча, находился в резиденции дайме, и его вызвал на бой на боккенах находившийся там ронин. Дзюбэй принял вызов, состоялись две схватки, и обе закончились взаимным убийством, ничьей (ай-учи). После этого Дзюбэй спросил ронина:

"Ну, ты увидел настоящий результат поединка?"

"Конечно - оба раза была ничья!" Дзюбэй повернулся к дайме и задал ему тот же вопрос.

"Как и сказал ронин, оба раза была ничья," - ответил дайме. Дзюбэй с отвращением процедил, что они оба слишком неопытны, чтобы понять, каков был настоящий исход обеих схваток. Ронин рагневался и потребовал еще одного поединка, на этот раз на настоящих мечах.

"Зачем делать глупости - ведь у тебя не две жизни?" - спросил Дзюбэй.

Однако жаждавщий славы ронин требовал боя и Дзюбэй сдался.

На этот раз они взяли настоящие мечи.

Бой шел как и раньше - оба ударили одновременно, оба удара пришлись по левому плечу. С небольшой разницей - противник Дзюбэя упал и тут же умер - удар рассек ему плечо, перерубил кость и ушел вглубь сантиметров на 20. На самом Дзюбэе не было и царапины - меч его противника рассек верхнее косодэ, но не прооезал нижнего.

"Исход боя решает расстояние в сун или полсуна,- сказал Дзюбэй, - Из-за того, что вы не хотели этого признать, я впустую убил человека".

Нормальное фехтование. История первая: сорок лет спустя

Был в начале эпохи Сева такой себе мастер кендо по имени Ямамото Чуджиро. И как-то он во дворе школы отрабатывал горизонтальный удар на пустой фляжке, висевшей на шнурке. Мимо проходил какой-то старик, остановился, долго смотрел, как тот практикуется, сказал "Трудная задача" - а потом попросил у него меч. Как отказать старшему?

Ямамото и отдал ему меч. Тот встал в какую-то перекошенную стойку, сделал выпад - фляга не шелохнулась - повторил "трудная задача", с поклоном отдал меч и ушелестел себе. И Ямамото был уверен, что тот промахнулся (шнурок-то даже не дернулся), пока не встал в стойку сам - и не увидел, что фляга пробита насквозь. Потом он обегал весь квартал, пытаясь узнать, кто этот старик - и выяснил, что это господин Фуджита, сторож музея. Но тот как раз приходил брать расчет...