Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПОЛИТОЛОГИЯ.doc
Скачиваний:
92
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
1.41 Mб
Скачать

Глава 1.Теория общественного договора Томаса Гоббса

Гоббс, Томас (Hobbes, Thomas) (1588-1679), английский философ и литератор, известный прежде всего своим трактатом о государстве - Левиафаном. Родился 5 апреля 1588 в Малмсбери (графстве Глостершир) раньше положенного срока, после того как его мать напугало известие о приближении Испанской Армады. Несмотря на это неблагоприятное стечение обстоятельств (впоследствии Гоббс говорил, что «страх и я сам - близнецы-братья»), он прожил необычайно долгую и плодотворную жизнь. Слава пришла к нему как к автору философских трактатов, однако склонность к философии проявилась, когда ему было далеко за сорок. Гоббс жил в один из самых значительных периодов английской истории. Он учился в школе, когда заканчивалось царствование Елизаветы I, был выпускником университета, наставником и знатоком древних языков в эпоху Якова I, изучал философию в правление Карла I, был знаменит и находился под подозрением при Кромвеле и, наконец, вошел в моду как историк, поэт и почти что непременный атрибут британской жизни в эпоху Реставрации.

Первое путешествие в 1610 вдохновило его на изучение античных авторов, поскольку в Европе аристотелевская философия, в традициях которой он был воспитан, считалась уже устаревшей. Гоббс вернулся в Англию, полный решимости глубже познакомиться с мыслителями античности. В этом его укрепили и беседы с лордом-канцлером Фрэнсисом Бэконом «во время чудесных прогулок в Горамбери». Эти беседы состоялись, по-видимому, между 1621 и 1626, когда Бэкон был уже отправлен в отставку и занимался сочинением трактатов и разнообразными проектами научных исследований. Вероятно, Гоббсу передалось не только бэконовское презрение к аристотелизму, но также убеждение в том, что знание - это сила, а целью науки является улучшение условий человеческой жизни. В автобиографии, написанной по-латыни в 1672, он пишет о занятиях античностью как о счастливейшем периоде своей жизни. Его завершением следует считать перевод Истории Фукидида, опубликованный отчасти для того, чтобы предупредить соотечественников об опасностях демократии, ибо в то время Гоббс, подобно Фукидиду, был на стороне «царской» власти.

В 1628, во время своего второго путешествия в Европу, Гоббс страстно увлекся геометрией, о существовании которой узнал случайно, обнаружив Начала Евклида на столе в библиотеке некоего джентльмена. Биограф Гоббса Джон Обри живописал это открытие: «Боже мой, воскликнул он (иногда он божился, когда бывал чем-то увлечен), это невозможно! И он читает доказательство, отсылающее к тезису. Прочитывает тезис. Это отсылает его к следующему тезису, который он также читает. Et sic deinceps (и так далее), и наконец он убеждается в истинности вывода. И влюбляется в геометрию». Гоббс теперь убежден, что геометрия дает метод, благодаря которому его взгляды на общественное устройство могут быть представлены в виде неопровержимых доказательств. Болезни общества, находящегося на грани гражданской войны, будут излечены, если люди вникнут в обоснование разумного государственного устройства, изложенное в виде ясных и последовательных тезисов, подобных доказательствам геометра.

Третье путешествие Гоббса по континентальной Европе (1634-1636) внесло еще один ингредиент в его систему натуральной и социальной философии. В Париже он становится членом кружка Мерсенна, в который входили Р.Декарт, П.Гассенди и другие представители новой науки и философии, а в 1636 совершает паломничество в Италию к Галилею. К 1637 он готов к разработке собственной философской системы; существует мнение, что сам Галилей предложил Гоббсу распространить принципы новой натурфилософии на сферу человеческой деятельности. Грандиозной идеей Гоббса было обобщение науки механики и геометрическая дедукция человеческого поведения из абстрактных принципов новой науки о движении. «Ибо, наблюдая, что жизнь есть лишь движение членов... что такое сердце, как не пружина? Что такое нервы, как не такие же нити, а суставы - как не такие же колеса, сообщающие движение всему телу так, как этого хотел мастер?»

По мнению Гоббса, его оригинальным вкладом в философию была разработанная им оптика, а также теория государства. Краткий трактат о первых принципах (A Short Tract on First Principles) Гоббса представляет собой критику аристотелевской теории ощущения и набросок новой механики. После возвращения в Англию мысли Гоббса вновь обратились к политике - общество накануне гражданской войны бурлило. В 1640 он пустил по рукам, как раз во время знаменитой парламентской сессии, трактат Начала закона, естественного и политического (The Elements of Law, Natural and Politic), в котором доказывал необходимость единой и неделимой власти суверена. Этот трактат был опубликован позднее, в 1650 в двух частях - Человеческая природа (Human Nature, or the Fundamental Elements of Policie) и О теле политическом (De Corpore Politico, or the Elements of Law, Moral and Politic). Когда парламент выставил требование об отставке графа Страффорда, Гоббс, опасаясь, что его открыто роялистские взгляды могут стать угрозой для жизни, бежал на континент. Характерно, что позднее он гордился тем, что «был первым из тех, кто бежал». Трактат О гражданстве (De cive) появился вскоре после этого, в 1642. Второе издание вышло в 1647, а английский вариант в 1651 под названием Наброски философии государства и общества (Philosophical Rudiments Concerning Government and Society). Эта книга - вторая по значению в идейном наследии Гоббса после более позднего Левиафана. В ней он пытался окончательно определить надлежащие задачи и границы власти, а также характер отношений церкви и государства.

Оригинальность Гоббса заключалась не только в идеях, касавшихся оптики и политической теории. Он мечтал построить всеобъемлющую теорию, которая бы начинала с простых движений, описываемых постулатами геометрии, и завершалась обобщениями о движении людей в сфере политической жизни, как бы приближающихся и отдаляющихся друг от друга. Гоббс предложил понятие «усилие» для того, чтобы постулировать бесконечно малые движения разного рода - особенно те, что совершаются в среде между человеком и внешними телами, в органах чувств и внутри человеческого тела. Феномены ощущения, воображения и сна - действие малых тел, подчиняющихся закону инерции; феномены мотивации - реакции на внешние и внутренние стимулы (общее место современной психологии). Известна теория Гоббса о том, что накопление малых движений выливается на макроуровне, в теле в форме двух основных движений - влечения и отвращения, являющихся приближением или удалением от других тел.

Английский философ XVII века Томас Гоббс является автором трактата «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», в котором теория общественного договора изложена, пожалуй, в самой рационалистической форме. Гоббс полагал, что возникновения государства предшествует так называемое естественное состояние (состояние абсолютной, ничем не ограниченной свободы людей). Люди равны между собой в желании господствовать, при этом обладают одними и теми же правами. Именно это естественное состояние для автора и есть состояние «войны всех против всех» [4, с. 48]. Гоббс отмечает, что абсолютная свобода индивида - стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком.

В такой ситуации единственно правильным решением становиться ограничение абсолютной свободы каждого для общего блага. Люди должны равнозначно ограничить свою свободу чтобы прийти к состоянию общественного мира. В этом и заключен смысл «общественного договора».

Ограничивая свою естественную свободу, люди отдают полномочия по поддержанию порядка и надзора за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так образовывается суверенное государство, которое не зависит ни от каких внешних или внутренних сил. По мнению Гоббса, государственная власть должна быть абсолютна, при этом государство вправе в интересах большинства в целом предпринимать необходимые меры принуждения к своему народу. Идеалом такого государства Гоббс считал абсолютную монархия, в основе которой существует неограниченная власть по отношению к обществу.

Он мечтал построить всеобъемлющую теорию, которая бы начиналась с самых простых (как в геометрии) постулатов и завершалась обобщением об определенном движении людей в политической сфере, что сближает и одновременно отдаляет людей друг от друга [4, с. 52].

В 1640 году Гоббс создает первое сочинение «Основы права», в котором рассматривается вопрос о человеке и его природе, а также определяются политические проблемы. Гоббс делает попытки доказать преимущества абсолютной власти, однако защиту суверенных прав верховной власти он строит на принципах теории естественного права и договорного происхождения государства.

В 1642 году Гоббс создает трактат «О гражданстве», одну из значимых в своем идейном наследии. В ней он пытался определить надлежащие задачи и границы власти, а также характер отношений церкви и государства.

В своей работе «Левиафан» Гоббс очень остро сформулировал свои взгляды на человека и государство (левиафан - морское чудовище, описанное в Книге Иова). Он утверждает, что с одной стороны государи могут править от имени подданных, а не по божьему соблаговолению - тоже говорилось и в парламенте. При этом Гоббс связал теорию общественного договора с логическим результатом государства, когда у суверена должна быть абсолютной. Такая трактовка могла быть использована для оправдания любой формы правления, какая бы ни находилась у власти на тот момент [5, с. 76].

«Левиафан» принято считать политическим произведением, хотя неоднозначность взглядов автора на природу государства, опережая тезисы о человеке как природном существе и «механизме», а на завершающем этапе ограничиваясь спорными рассуждениями о том, какой должна быть «истинная религия» [6, с. 145]. Поэтому «Левиафан» нельзя назвать однозначно политической работой, ведь половина всего объема трактата посвящена обсуждению религиозных вопросов.

Если рассматривать работы Гоббса в целом, то много внимания он уделяет рассмотрению «власти государственной» и «власти политической», причем понятие второй значительно шире первой. Гоббс утверждал, что обе эти власти имеют общие цели, направленные на управление обществом , имеют публичный характер. Субъектами политической власти являются государственные органы, политические партии, политобъединения, а также органы местного самоуправления. Объектом политической власти может быть как индивид, так и общество в целом.

На одно из первых мест в рассуждениях о политической власти Гоббс ставит государственную власть, причем политический анализ Гоббса, его «концепции естественного состояния» и сообщество основывались на механической психологии. Под явлением социального поведения, считал Гоббс, скрывается фундаментальная реакция влечения и отвращения, переходят в желание власти и страх смерти. Люди, под воздействием страха, объединяются в сообщество, ограничивая свои «естественные неотъемлемые права» в пользу государства, уполномочив его действовать от их имени [7, с. 306].

Чувство безопасности толкает людей на такой «общественный договор», что позволяет считать власть суверена абсолютной, иначе общество всегда будет находиться под угрозой анархии, что приведет к социальному краху, присущему естественному бездоговорному состоянию.

По мнению автора работы, благодаря трудам Гоббса, государство стало рассматриваться как один из многочисленных результатов - правового соглашения - как результат человеческой деятельности. Таким образом «общественный договор» как фундамент возникновения государства в теории Гоббса является не типичным союзом, признающим политическую власть.

Еще одним признаком государства, который выделял Гоббс - это политическая власть, организованная как единый субъект. Благодаря этому, автор определяет государство как: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделано себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты» [5, с. 209]. Суверен является представителем политической власти, он обладатель верховной власти, и другие обязаны ему подчиняться. На этом основывается взаимодействие господства и подчинения (политическое состояние). Так рождается «политическое тело» [4, с. 116].

Идеальным государством Гоббс называет такое, в основе которого заложено право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Эти права и являются определяющим фактором качества политической власти, ее права и способности. Главным критерием полномочий государственной власти по Гоббсу являлось ее умение противостоять «войне всех против всех». Именно поэтому, верховная власть должна быть «так обширна, как только можно ее представить» [14, с 86]. Гоббс утверждает, что абсолютная власть «может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло свести все воли граждан в единую волю» [5, с. 224].

Государственная власть уполномочена обеспечивать условия, необходимые для счастья подданных: защита жизни от врагов, мир в государстве, поднятие благосостояния и богатства. А также наделение граждан свободой, но с оговоркой: где начинается свобода одного, заканчивается свобода другого.

Автор трактата выделяет, что для осуществления своих задач государственная власть наделена следующими правами:

«меч справедливости» - нарушитель будет наказан, так как право безопасность без этого не существует;

«меч войны» - право объявлять войну и заключать мир, а также определять количество вооружения и средств, затрачиваемых на войну;

«право суда» - рассмотрение случаев, когда один гражданин не в состоянии оградить себя от несправедливых притязаний другого;

«право установления закона о собственности» - это право устанавливать государством законы такого рода для избегания «войны всех против всех»;

«установление подчинения власти», с помощью которых можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование всех функций государственной власти;

«право запрещать вредные учения» - которые могут привести к нарушению мира и спокойствия внутри государства, а также направлены на подрыв государственного единства;

Другие же правила и права вытекают из вышеприведенных.

Гоббс отмечает, что за человеком остается только право на физическую жизнь, остальные народ добровольно отдает государственной власти [4, с. 63]. Гоббс отвергал концепцию разделения властей как разделение суверенитета между соперничающими группами, партиями. Он говорил о необходимости распределения концепции в осуществлении власти и управлении, своеобразное разделение труда в государственном механизме как гаранта контроля и упорядоченности. Гоббс выдвигал концепцию государственного абсолютизма, основанного на принципах властвования и управления, причем эти правила он считал общими для всех форм государства. По Гоббсу имеется три формы государственной власти:

демократия, где носитель верховной власти представлен собранием всех граждан;

аристократия, где верховная власть находится в руках избранных лиц, так называемой элиты;

монархия, где представителем верховной власти является один человек; Тиранию и олигархию, в отличии от многих ученых, Гоббс не выделял как отдельные формы государства, а лишь другими названиями тех же видов, - названия, которые выражают наше отрицательное отношение к каждой из этих форм: «В самом деле, те, кто испытал обиду при монархии, именуют ее тиранией, а те, кто недоволен аристократией называют ее олигархией» [4, с. 82]. По мнению Гоббса, монархия есть идеал государства как такового, так как наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства - мир и безопасность народа. Власть в руках одного способна избавить общество от гражданских смут, когда сильные отбирают у слабых. Таким образом, Гоббс считал, что самой лучшей формой с точки зрения достижения тех средств, ради которых существует государственная власть, является, по мнению философа, монархия. Из всего сказанного о теории происхождения государства Гоббса следует, что он исходит из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание государства на основе Общественного договора, но и на его защиту. Несмотря на то, что научность теории оценивается достаточно неоднозначно и противоречиво, вплоть до полного отрицания ее исторической самостоятельности, тем не менее, некоторые аспекты данной концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства. Примером этого могут служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции юридически закрепили договор между народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию.

договор деятельность порядок свобода равенство