Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

10646

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
8.13 Mб
Скачать

91

был признан проект инженера-мостовика Александра Гюстава Эйфеля. В конце ХIХ столетия башня, названная именем своего создателя, поразила весь мир ажурностью и красотой. 300-метровая башня стала своеобразным символом Парижа.

Это сооружение считается одним из самых ранних очевидных примеров использования бионики в инженерии.

Конструкция Эйфелевой башни (рис.2) основана на научной работе швейцарского профессора анатомии Хермана фон Мейера (Hermann Von Meyer). За 40 лет до сооружения парижского инженерного чуда профессор исследовал костную структуру головки бедренной кости в том месте, где она изгибается и под углом входит в сустав, и при этом кость почему-то не ломается под тяжестью тела (рис.1).

Рис. 1. Костная структура головки бедренной кости

Фон Мейер обнаружил, что головка кости покрыта изощренной сетью миниатюрных косточек, благодаря которым нагрузка удивительным образом перераспределяется по кости. Эта сеть имела строгую геометрическую структуру, которую профессор задокументировал.

В 1866 году швейцарский инженер Карл Кульман (Carl Cullman) подвел теоретическую базу под открытие фон Мейера, а спустя 20 лет природное распределение нагрузки с помощью кривых суппортов было использовано Эйфелем.

92

Стебли злаковых растений способны выдерживать большие нагрузки и при этом не ломаться под тяжестью соцветия. Если ветер пригибает их к земле, они быстро восстанавливают вертикальное положение. В чем же секрет? Оказывается, их строение сходно с конструкцией современных высотных фабричных труб (рис. 3) – одним из последних достижений инженерной мысли. Обе конструкции внутри полые.

Рис. 2. Основание Эйфелевой башни

Склеренхимные тяжи стебля растения играют роль продольной арматуры. Междоузлия стеблей – кольца жесткости. Вдоль стенок стебля находятся овальные вертикальные пустоты. Стенки трубы имеют такое же конструктивное решение. Роль спиральной арматуры, размещенной у внешней стороны трубы в стебле злаковых растений, выполняет тонкая кожица. Однако к своему конструктивному решению инженеры пришли самостоятельно, не заглядывая в природу. Идентичность строения была выявлена позже.

93

Рис. 3. Сравнительная схема конструктивной структуры стебля растения

ифабричной трубы.

а– общий вид фабричной трубы;

б– поперечный разрез фабричной трубы (сечение I-I):

1– продольная арматура; 2 – пустоты; 3 - спиральная арматура;

в– общий вид и поперечный разрез стебля пухоноса (сечение II-II): 1 - склеренхимные тяжи; 2 – воздухоносные полости; 3 – кожица.

УДК 726.7

Ю.А.Макарова

Историческая реконструкция архитектурного ансамбля Ипатьевского монастыря в период конца XVI - начала XVII вв.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь – это не только самая древняя обитель в костромском крае и Поволжье, но и одна из древнейших, сохранившихся до настоящего времени на территории современной России, а также одна из наиболее знаменитых в нашем отечестве и далеко за его пределами. История монастыря неразрывно связана с историей двух царских династий – Годуновых и Романовых.

Работа посвящена короткому по времени, но многозначительному периоду становления архитектурного ансамбля Ипатьевского монастыря в

94

конце XVI – начале XVII вв. Данный период в истории обители носит условное название «годуновский период». С 1613 года Ипатьевская обитель получает нового покровителя – царский род Романовых, для монастыря начинается новый исторический период, получивший название «романовский период».

Главная задача нашей работы – представить архитектурный облик ансамбля Ипатьевского монастыря в период смены его высочайших покровителей – царских династий Годуновых и Романовых. Монастырские здания за период существования обители были подвержены неоднократным перестройкам, поэтому первоначальный вид каменной годуновской обители не сохранился. Благодаря архивным документам, библиографическим и визуальным источникам XVII-XIX веков, а также материалам научной реставрации Ипатьевского монастыря 1960-1980-х годов и археологическим раскопкам 2009 года на месте разрушенного храма Рождества Пресвятой Богородицы стало возможным воссоздание облика монастыря «годуновского периода».

Территория монастыря в конце XVI – начале XVII вв. была почти в два раза меньше его современной территории. С первой половины XIX века первоначальная монастырская территория именуется Старым городом. В центре ансамбля размещалась главная монастырская площадь с собором и звонницей. По периметру располагались административные, жилые и хозяйственные корпуса. В исследуемый исторический период, как правило, не существовало традиции выполнения вертикальной планировки застраиваемых участков. Все здания и сооружения вписывались в естественный рельеф природного окружения. Перейдем к характеристикам основных строений Ипатьевского монастыря.

Троицкий собор.

Троицкий собор, возведенный около 1560 года, являлся главным и самым ранним каменным сооружением в архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря. Он был разрушен в 1649 году.

Размеры четверика собора 4 сажени в длину и 5 сажен в ширину, что соответствует 8,5х10 метрам. По сохранившимся до наших дней медным с золотой наводкой дверям первого каменного Троицкого собора можно примерно рассчитать высоту и ширину входных порталов и галерей.

При исследовании архивных и библиографических источников стало известно следующее:

-собор был каменный, двустолпный, на подклете, «о пяти верхах, крытых немецким железом» в 1595 году;

-собор имел позакомарное (по три килевидных закомары на каждую стену) покрытие с киотами, расписанными в 1595 -1596 годах;

-четверик окружали с трех сторон каменные галереи (северная и западная открытые, южная крытая), как и собор, галереи были покрыты белым немецким железом;

-собор имел придел;

95

- местоположение первого каменного Троицкого собора удалось уточнить в процессе работ по укреплению фундаментов современного Троицкого Собора в 1999-2001 годах и прокладке каналов для новой калориферной системы. При земляных работах в подклете собора были обнаружены остатки фундаментов, причем северо-западный угол четверика.

Таким образом, полученная информация позволила провести сравнительный анализ храмовых сооружений, возведенных на средства Годуновых в середине XVI века, подобрать архитектурные аналоги по стилю и времени строительства.

Трапезная палата.

Возведена около 1559 года. Располагалась южнее Троицкого собора. Была каменной одностолпной постройкой длиною в 8 саженей – почти 17 метров.

Церковь Рождества Богородицы.

Была пристроена к трапезной палате в 1564 году. Одно время называлась «трапезной церковью». Про эту церковь известно крайне мало. В исследованных источниках сказано, что это была теплая церковь на подклетах, с приделом во имя святителя Иоанна Златоуста, с шатровым завершением. Так как ни один источник не сообщает, что церковь была, как и собор, покрыта железом, полагаем, что кровля церкви была деревянной.

Рис. 1. Троицкий собор, трапезная палата и церковь Рождества Богородицы. Реконструкция автора

Из «Переписных книг Костромскаго Ипатиевскаго монастыря 1595 года» известен состав и размеры икон иконостаса церкви Рождества Богородицы. Именно по размерам икон иконостаса мы рассчитали вероятный размер самой церкви. В «Писцовой книге г. Костромы 1627/28 г. – 1629/30 гг.» здания монастыря описаны в следующей последовательности: сначала идет описание Троицкого Собора как

96

главного храма монастыря, затем идет описание трапезной палаты. Хотя традиционно в первую очередь принято описывать монастырские храмы и по принятым правилам должно следовать описание церкви Рождества Богородицы. Еще один интересный факт стал известен из «Переписных книг Костромскаго Ипатиевскаго монастыря 1595 года». Источник сообщает, что в трапезной палате было два клироса – левый и правый. Напоминаем, что церковь Рождества Богородицы и трапезная палата находились в одной связи. Из выше изложенного можно сделать вывод, что из галереи Троицкого собора писец попадал прежде в трапезную палату, описывал еѐ, а только потом переходил в церковь Рождества Богородицы, то есть все три постройки находились в одной связи.

Святые и Водяные ворота с надвратными церквями во имя святых мучеников Феодора Стратилата и Ирины.

В 1586 году начинается строительство Святых и Водяных ворот и каменной ограды вокруг монастыря. Святые ворота были главным входом в монастырь. Перед ними было устроено наружное дополнительное укрепление в форме коленчатого коридора – захаба, остатки которого были обнаружены в ходе работ по благоустройству архиерейского сада в 2003 году, зафиксированы на чертежах и представлены в статье археолога С.А. Кабатова «Захаб святых ворот Ипатьевского монастыря». Над Святыми воротами в 1595 – 1597 годах был выстроен двухшатровый храм во имя святых мучеников Феодора Стратилата и Ирины.

Экономские и казначейские корпуса.

К Святым воротам с северной и южной сторон примыкали экономский, казначейский и настоятельский корпуса. Известно, что за крепостной стеной уже в начале века были постройки, это видно на лицевой миниатюре «Встреча Московского посольства Михаилом Федоровичем Романовым у Святых ворот Ипатьевского монастыря». Но в XVIII веке эти здания были разобраны до основания. До нас дошла лишь одна ячейка в перестроенных казначейских кельях, датированная концом XVI века. По еѐ аналогу мы смогли воссоздать первые этажи корпусов на сохранившихся фундаментах, так как строителям того времени был присущ рационализм, то есть новые здания в основном возводились на фундаментах разобранных строений. Исходя из этого, местоположения корпусов не должны были кардинально измениться.

Звонница.

Построена в 1603-1604 годах. Это одно из наиболее совершенных архитектурных сооружений монастыря. Звонница построена по схеме уже знакомой нам по годуновской усадьбе Большие Вяземы. И здесь и там зодчими использован один и тот же мотив многопролетной аркады в трехъярусном прямоугольном блоке. Главный объем звонницы окружала открытая галерея, с которой звонил звонарь. Существование галереи вокруг звонницы также подтвердили археологические раскопки, проведенные в 2009 году ООО «Анклав» (Кострома).

97

Келарские кельи.

Сначала XVII века келарские кельи именуются как Палаты бояр Романовых в память о проживании в них в 1613 и 1619 годах Михаила Романова и его матушки старицы Марфы Романовой. Первоначальная дата возведения этой постройки неизвестна. Известно, что она была двухэтажной, второй этаж был деревянным в восемь оконных осей, с одной лестницей на второй этаж и одним крыльцом на первом этаже.

Братский корпус находился к северу от соборной площади и предназначался для проживания монастырской братии.

Комплекс Черного (хозяйственного) двора.

Известно, что в комплекс Черного двора входили следующие постройки: келарская палата с колокольницей, брусяная палата, трапезная палата для высокопоставленных лиц, трапезная для братии, трудников и паломников, кладовая палата, поварня, пивоварня, палатка для квашения пив и квасов, колодец, погреба.

Башни, ворота и ограда.

В 1586 году монастырь был обнесен каменной крепостной стеной. Протяженность стен составляла 243 сажени (518 метров). Стены стоят на мощном фундаменте (уходящем на несколько метров в глубь земли) из валунов, скрепленных известковым раствором. Их высота первоначально составляла около 6 метров, а толщина – 2 метра 10 см.

Счетырех сторон крепостная стена фланкировалась круглыми башнями. Башни имели собственные названия: Пороховая, Водяная, Квасная, Кузнечная. В монастырь вели пятеро ворот. Святые и Водяные ворота были устроены в восточной стене. Южные ворота монастыря защищала мощная квадратная башня, именуемая Воскобойной. Западные и северные, вероятно, тоже располагались в квадратных башнях, аналогичных Воскобойной. Снаружи ворота монастыря прикрывались каменными «захабами», т.е. были обнесены невысокой каменной стеной с дополнительными воротами.

Рис. 2. Общий вид со стороны р.Кострома. Реконструкция автора.

Так выглядел Ипатьевский монастырь в начале XVII века. На протяжении веков его архитектурный облик неоднократно менялся, монастырские здания были подвержены многочисленным перестройкам, которые происходили во время правления царской династии Романовых, считавших Ипатьевский монастырь «колыбелью» своего рода.

98

Литература

1.Диев, М.Я. Историческое описание Костромского Ипатского монастыря/ М.Я. Диев. – М., 1858.

2.Соколов, М.И. Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года/ М.И. Соколов. – М., 1890.

3.Павел (Подлипский), епископ. Описание Костромского Ипатьевского монастыря, в коем юный Михаил Феодорович Романов умолен знаменитым посольством Московским на царство Русское. – М.,

1832.

4.Писцовая книга г. Костромы 1627/28 – 1629/30 гг. / Подготовка текста и комментарии: Ковалева Л.А., Кивокурцева О.Ю. – Кострома,

2004. – С. 363.

5.Кабатов, С.А. Захаб святых ворот Ипатьевского монастыря/ С.А. Кабатов // Романовские чтения. История российской государственности и династия Романовых: актуальные проблемы изучения. – Кострома, 2008.

6.Васильев, Л.С. Архиерейский корпус Ипатьевского монастыря. Исторический очерк/ Л.С Васильев // Краеведческие записки. – Ярославль,

1973. – Вып. 1.

УДК 728.035:624.011.1(470.341-25)

Е.Е. Мареева

Архитектура каменно-деревянных оштукатуренных жилых домов Нижнего Новгорода XIX-начала ХХ вв.

При исследовании жилой деревянной и смешанной застройки Нижнего Новгорода второй и последней трети XIX – начала ХХ веков, основываясь на анализе использования строительного материала, можно выявить несколько типологических групп построек.

Основную и самую обширную группу составляют однодвухэтажные дома, возведенные на основе сруба и обшитые тесом с применением традиционных форм и элементов в декоре фасадов. Также весьма характерен для нижегородской застройки тип полукаменного дома, первый этаж (или полуэтаж) которого выполнялся в камне, верхняя же часть в один или два этажа строилась из дерева и зашивалась досками. Такая структура считалась наиболее оправданной с точки зрения функционального использования и долговечности конструкций. Первые две группы домов являются традиционным элементом средовой провинциальной застройки, наиболее широко представленным на нецентральных улицах и территориях, бывшими к началу ХХ века городской окраиной.

К отдельной типологической группе можно отнести жилые дома, в которых характер использования строительного материала позволял

99

маскировать их под каменную застройку. Конструктивную основу построек этого типа также составлял бревенчатый сруб, закрывавшийся снаружи слоем штукатурки по дранке. Штукатурными выполнялись характерные для форм стилевой архитектуры элементы и детали фасадов, отражавших таким образом эстетику каменной застройки. Здания этого типа, традиционные для столичной жилой архитектуры, получили распространение и в застройке исторического центра Нижнего Новгорода. К настоящему времени в городе сохранилось около четырех десятков деревянных оштукатуренных жилых домов, значительная часть которых является ценными объектами историко-градостроительной среды и относится к памятникам архитектуры. Обладающие хорошими пропорциями и имеющие насыщенный лепной декор, они весьма представительно вписываются в каменную застройку. Постройки этого типа являются неотъемлемыми элементами исторических ансамблей традиционно купеческих улиц: Большой Печерской, Ильинской, Малой Покровской.

Большинство построек данной группы относится ко второй трети – второй половине XIX века. Строительство домов из дерева обходилось владельцам намного дешевле, а с целью придания им более представительного вида фасады покрывались штукатурным декором, имитирующим отделку каменных зданий. Кроме того, значительную часть домовладельцев составляли выходцы из купеческой старообрядческой среды, где бытовала традиция предпочтения в качестве жилья срубных деревянных домов.

Анализ рассматриваемой группы построек позволил выделить несколько типов их объемно-пространственной композиции (табл.1). Традиционный вариант одноэтажного индивидуального дома основан на классической схеме с симметричным трехили четырехоконным фасадом, увенчанным треугольным фронтоном. Пример подобного типа – дом усадьбы Н.П. Вагина (ул. Ильинская, 42), построенный в середине XIX века. В другом варианте объемно-пространственного решения тема фронтона отсутствует в композиции главного фасада, основной объем завершается вальмовой кровлей. Часто симметрия фасада акцентируется слуховым окном по центральной оси. Дом усадьбы П. Зарембы (ул. Большая Печерская, 12) – характерный образец одноэтажной постройки рассматриваемого типа. Возведенный в 1810-е годы, он является примером интерпретации «образцовых фасадов» периода классицизма. Главный фасад имеет семь световых осей, крайние оси выделены висячими лопатками. По верху проходит развитый венчающий карниз с фризовым поясом. Прямоугольные окна обрамлены рамочными наличниками с ушками, над ними расположены прямые сандрики на кронштейнах. В настоящее время здание, входящее в исторический ансамбль улицы Большой Печерской, практически разрушено и подлежит воссозданию.

100

Таблица 1

Два одноэтажных «особняка-близнеца», расположенные на ул. Малой Покровской, представляют собой вариант интерпретации объемно-пространственной композиции, основанной на классической схеме дома с мезонином. Оба здания, построенные в первой половине XIX века, ныне существующий эклектичный вид приобрели, вероятно, в 1850-х годах. Строения, имеющие семь световых осей по симметричному

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]