Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3. СИНТО (Курс лекций).doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
471.04 Кб
Скачать

Классификация ками

Традиционное деление синтоистских божеств на «небесных», «земных» и «бесчисленных» весьма непоследовательно и неполно, кроме того, оно в основном распространяется на ками, упоминаемых в официальных мифологических сводах – «Кодзики» и «Нихон сёки». Но это только часть всех ками. Мифологические своды служили прежде всего целям идеологическим – обоснованию права императорского рода на власть. Поэтому многие божества не были в них включены отчасти за ненадобностью, а отчасти из-за невозможности объять необъятное. Т.е. во-первых, многие ками и связанные с ними сказания оказались просто ненужными, излишними для обоснования законности власти, а во-вторых, гигантское количество локальных божеств и верований просто невозможно было свести в единую систему.

Но тот факт, что многие ками, упомянутые в локальных легендах, не попали в официальные хроники, вовсе не означает, что они исчезли из сознания людей. И наряду с человекоподобными божествами японской мифологии в синтоистском пантеоне присутствуют и такие, которых и божествами-то назвать сложно. Они не только не имеют внешнего облика, но и вообще лишены какой-либо индивидуальности, как бы перетекая друг в друга. Их можно назвать духами природы. Например, ками моря, ками ветра, ками гор, ками полей и т.д. Во многих религиях такие природные божества со временем антропоморфизируются и обретают определенный облик. Но в Японии этого не произошло, и вера в этих «безымянных» духов-ками сохраняется и поныне наряду с верой в индивидуализированных, человекоподобных божеств, типа Аматэрасу или Оокунинуси.

Эти ками-духи непосредственно связаны с конкретной сферой их обитания или местностью, за пределы которой их влияние не распространяется. Степень их слитности с конкретным природным объектом настолько велика, что они даже не имеют собственных имен.

Однако некоторые из них, совсем как люди, со временем стали широко почитаемыми и за пределами их изначального местообитания благодаря своим особым достоинствам. Они обрели собственное имя и по своему статусу приблизились к ками официальной мифологии. К категории этих божеств относятся Инари, покровитель земледелия и торговли, и Хатиман, покровитель воинов, божество-оракул и покровитель буддизма.

Инари (稲荷)

Инари посвящено самое большое количество святилищ - 32 тысячи. Наиболее распространенной версией толкования имени этого божества является вариант, возводящий его к фразе: «Ину (ина) га нару», что означает «Рис растет». Достоверность этого толкования не является бесспорной, однако в нем четко указывается связь божества Инари с земледелием. Сначала это божество было одним из многих ками полей, простиравшихся на землях зажиточного рода выходцев из Китая по фамилии Хата, который почитал его в качестве родового божества-удзигами. Началось все с того, что в феврале 711 г. на горе Инарияма, находящейся во владениях этого рода (территория нынешнего Киото), старейшине Хата явилось божество, потребовавшее почитания. Требование было сразу удовлетворено и построено соответствующее святилище. Со своей стороны ками обещал обильный урожай, и, что также стало причиной его огромной популярности, покровительство в шелководстве.

Этот ками мог бы так и остаться одним из многочисленных локальных божеств, если бы не два события, которые решительным образом изменили его судьбу. Первым из них было решение императора Сага, дозволившего в 825 г. основателю школы эзотерического буддизма Сингон по имени Кукай (Кобо-дайси) построить храм Тодзи к востоку от главного въезда в столицу. Род Хата, который в те времена, как и все знатные роды Японии, почитал наряду с местными ками и заморских Будд, презентовал для строительства лес с принадлежащей им горы Инарияма, в результате чего божество Инари стало считаться местным покровителем иностранного Будды на японской земле.

Вместе с ростом популярности основанной Кукаем школы Сингон росла и слава ее местного покровителя Инари. Укреплению связи между верой в этого ками и учением эзотерического буддизма способствовало и то, что одно из почитаемых школой Сингон женских божеств (дакини) изображалось передвигающимся по небу на лисе. А лиса издавна считалась в Японии образным воплощением ками полей или его посланником (цукаи). Выходящие на мышевание в поля лисы были предвестником прихода весны – ками гор, спускаясь в долины, становился ками полей. Так что в учении Сингон произошло своего рода слияние образа дакини с Инари.

Но настоящая слава пришла к Инари гораздо позже, когда в конце средневековья с развитием кустарной промышленности и торговли возросла и известность Инари как покровителя шелководства – одного из самых прибыльных занятий в то время. К тому же считалось, что благодаря Инари клан Хата сумел добиться баснословного богатства. Рост популярности Инари как покровителя бизнеса был просто лавинообразным. Земледельческое божество приходит в город, а купцы и ремесленники чуть ли не наперегонки возводят в его честь, в зависимости от средств, роскошные святилища или скромные часовенки. Их было настолько много, что в городе Эдо (нынешний Токио), ставшим с начала XVII в. фактической столицей Японии, появилась не очень почтительная присказка, в которой использовалась одинаковое звучание «рис на корню» (ину) и «собака» (ину): «Инари развелось как собак нерезаных».

К этому времени сложился и обычай, определивший отчетливую узнаваемость святилищ, посвященных Инари, среди множества других синтоистских святилищ. В качестве своеобразного подношения Инари в благодарность за покровительство в бизнесе к его святилищам стали пристраивать все новые и новые врата-тории, являющиеся неотъемлемой принадлежностью любого синтоистского святилища. В наиболее популярных храмах Инари, главным из которых по-прежнему остается все то же святилище на горе Фусими-Инари в Киото, откуда все и началось, эти тории, состоящие из двух столбов, непременно окрашенных в ярко-алый или ярко-оранжевый цвет, и двух поперечин, окрашенных в черный цвет, образуют настоящие тоннели, ведущие в святилище. По этим многочисленным красным либо оранжевым тории, а также по паре каменных лис-посланцев божества, стоящих перед входом, можно сразу узнать святилище Инари.

Ассоциация лис с Инари также привела к тому, что это божество стали почитать не только как приносящее успех в занятиях сельским хозяйством и коммерцией, но и как покровительствующее плотским утехам. Дело в том, что в Японии получили широкое распространение пришедшие из Китая представления о лисах-оборотнях, имеющих привычку представать прекрасными соблазнительницами, сбивающими с пути истинного серьезных мужчин.