Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лексикология и Семасиология.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
54.08 Кб
Скачать

Лексикология и Семасиология

Понятие о слове и его структуре языка

 В словарных запасах русского языка воплощены процессы и результаты познавательной деятельности человека, отражено развитие культуры, искусства. Являясь основным средством лексической системы, слова и сами по себе, и в соединении друг с другом передают из поколения в поколение накопленные трудовые навыки, понятия, культурно-исторические ценности, что служит одним из важнейших условий существования человека в обществе.           По своей лингвистической природе слово – сложная, многомерная, разноплановая единица языка. Уже при первой попытке аналитически осмыслить слово становится очевидным присущий ему дихотомизм, легко вычленяемая исконная двусторонняя сущность: с одной стороны — материальное звуковое оформление, с другой — одинаково понимаемый носителями языка, общественно закрепленный за словом смысл.           Учитывая сложность многоплановой структуры слова, современиые исследователи при его характеристике используют многоаспектный анализ, указывают на сумму самых разных языковых признаков:

фонетическую (или фонематическую) оформленность и наличие одного основного ударения;

лексико-семантическую значимость слова, его отдельность и непроницаемость (невозможность дополнительных вставок внутрь словабез изменения его значения);

идиоматичность (иначе — непредсказуемость, немотивированность называния или неполную его мотивированность);

отнесенность к тем или иным частям речи.

        В современной лексикологии русского языка достаточно мотивированным представляется краткое определение, предложенное Д. Н. Шмелевым: слово — это единица наименования, характеризуюшаяся   цельнооформленностью   (фонетической   и   грамматической) и идиоматичностью.

Обобщающие слова – это

слово или словосочетание, выступающее в функции члена предложения, который служит более общим обозначением находящихся при нем однородных членов. Между обобщающим словом и однородными членами чаще всего устанавливаются смысловые отношения ближайшего или более отдаленного родового понятия (грамматической формой его выражения является обобщающее слово) и видовых понятий (грамматической формой нх выражения являются однородные члены). 

структура лексического значения слова

   Слово имеет форму (план выраженияили означающее) и значение (план содержанияозначаемое). Материально план выражения передается с помощью звуковой и графической оболочки, представленной грамматическими формами: розарозырозе и т.п. У однозначного (моносемичного) слова форма и значение соотнесены одинарно. У многозначного (полисемичного) слова форма соотносится с несколькими лексико-семантическими вариантами (ЛСВ). Совокупность ЛСВ образуют семантическую структуру, которая складывается эпидигматически как результат семантической производности (деривационности) слова. Лексическое значение моносемы или одно из значений полисемичного слова состоит из атомарных компонентов значения – сем, т.е. минимальных компонентов лексического значения слова, которые образуют семную структуру лексического значения. В семной структуре представлены основные и дополнительные семы, образующие семему – совокупность сем одного значения слова, которые определяют внутренние зависимости в значении слова. В многозначном слове семное членение выполняет функцию внешних взаимодействий между ЛСВ. Существуют различные методики семного анализа значения слова. Используются два состава семного членения:

   1) полный состав, характеризующий лексическое и грамматическое значение;

   2) частичный состав, содержащий семы лексического значения.

   Грамматическое значение также можно представить в семном исчислении. С помощью лексограммемы, модифицирующейся, например, в применении к существительному то как конкретность, то как вещественность и т.п.

   Полный состав включает следующие типы сем:

   1) классему;

   2) лексограммему;

   3) гиперсему;

   4) гипосему;

   5) коннотативные семы;

   6) потенциальные семы;

   7) вероятностные семы.

   Частичный состав семного членения включает:

   1) гиперсему;

   2) гипосемы;

   3) коннотативные семы;

   4) потенциальные;

   5) вероятностные семы.

. Денотативное и коннотативное значение

Лексическое значение каждого отдельного лексико-семантиче-ского варианта слова представляет сложное единство. Состав его компонентов удобно рассматривать с помощью изложенного выше принципа деления речевой информации на информацию, составляющую предмет сообщения, но не связанную с актом коммуникации, и информацию, связанную с условиями и участниками коммуникации. Тогда первой части информации соответствует денотативное значение слова, называющее понятие. Через понятие, которое, как известно из теории отражения, отражает действительность, денотативное значение соотносится с внеязыковой действительностью. Второй части сообщения, связанной с условиями и участниками общения, соответствует коннотация, куда входят эмоциональный, оценочный, экспрессивный и стилистический компоненты значения. Первая часть является обязательной, вторая — коннотация — факультативной. Все четыре компонента коннотации могут выступать вместе или в разных комбинациях или вообще отсутствовать.

Предметно-логическая часть лексического значения оказывается, в свою очередь-, сложной, отражая сложность выраженного в слове понятия. Так, в основном значении слова woman мы различаем, по крайней мере, три компонента: человеческое существо, лицо женского пола, взрослое. Поскольку компонентный анализ имеет немалое значение для прикладной лингвистики, им много занимаются, и на эту тему существует довольно много литературы.

Коннотация лексико-семантического варианта и его предметно-логическое значение связаны между собой, но характер этой связи у разных компонентов коннотации различен. Ниже специфика этой связи прослеживается в процессе рассмотрения каждого из компонентов в отдельности

   Слова-антонимы, как и синонимичные слова, нередко образуют в языке и речи группы единиц, семантически близких по функции противопоставления. Понятие об антониме возникает лишь в том случае, когда существует не менее двух семантически соотносимых слов, противоположных по значению. Поэтому нельзя, например, сказать, что слово белый — антоним. При этом необходимо сразу уточнить:белый — антоним слова черный. Следовательно, антонимы (как и синонимы) существуют как минимум попарно.           Нередко каждое из двух (и более) семантически противопоставленных слов, в свою очередь, имеет синонимы, которые и образуют ряды единиц, синонимичных (по вертикали) и антонимичных (по горизонтали) между собой. Например:           волна:               тяжелая — слабая               сильная — легкая               могучая —- несильная                и так далее.

        Таким образом, два и более близких по значению слова, имеющих несколько лексем, противоположных по значению, образуютантонимический ряд. Слова в антонимических парах (и рядах) вступают между собой в более сложные отношения, образуя своего рода антонимические парадигмы. Основанием для сближения и сопоставления служат, в одном случае, родственные словообразовательные связи: белый — черный, бело — черно, белее — чернее и так далее. В другом — их объединение осуществляется общим понятийным содержанием в одной тематической парадигме. Например, в числе антонимических оппозиций глаголов, связанных понятием интеллектуально-этической оценки, находим: хвалить — ругать, одобрять —порицать, прославлять — осуждать и другие.           Сближение может происходить и по ряду других логических или функционально-семантических, стилистических и так далее признаков, которые в разных языках неодинаковы, так как в каждом из них антонимы имеют свои, присущие им особенности и полностью не совпадают со словами другого языка.

    К лексическим синонимам относятся близкие или тождественные по значению слова, по-разному называющие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга либо оттенками значения, либо стилистической окраской, либо одновременно обоими признаками:быстрота— стремительность; верный — неизменный, преданный; иссякнуть — истощиться, исчерпаться.  

Морфемика и словообразование

Структура слова

Структура слова – то же самое, что словообразовательная структура производного слова[1].  Все производные слова современного русского языка, являющиеся объектом словообразовательного анализа, независимо от их морфемного состава, морфемной структуры, включают два основных элемента – словообразовательную базу и словообразующее средство, фрагмент.  Под словообразовательной базой понимается ма­териальная основа производного слова, входящая в состав соот­ветствующего производного, т. е. то, от чего образовано или пред­ставляется образованным данное слово. В русском языке в каче­стве словообразовательной базы может использоваться целое слово (простое или сложное), основа слова (полная или усечен­ная), сочетание нескольких слов или основ и даже целое предло­жение.  Словообразующим формантом называется формаль­ное, материально выраженное средство, с помощью которого об­разовано или представляется образованным производное слово, т. е. часть или определенный признак производного слова, отсут­ствующие в составе производящей базы, которые отличают произ­водное слово от производящей базы и выражают его словообразо­вательное значение. 

Морфе́ма (от др.-греч. μορφή «форма») — мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования (словоизменения). Понятие морфемы в науку ввел Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Если фонема неделима с точки зрения формы, то морфема неделима с точки зрения содержания.

Mорфема — двусторонняя единица, одна её сторона — семантическая, то есть план содержание (означаемое), вторая — фонетическая или графическая форма, то есть план выражение (означающее).

Типы морфем

По обязательности наличия в словекорневые (корни) и аффиксальные (аффиксы).

[править]Корневые (корни), обязательные

Корень — основная значимая часть слова. Является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)», хотя в искусственном эсперанто такие слова далеко не редкость, напр. aĵ-o — вещь (суффикс-окончание), aĉ-aĵ-o — гадость (суффикс-суффикс-окончание)). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

[править]Аффиксальные (аффиксы), необязательные

Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Не могут самостоятельно образовывать слово (в русском языке) — только в сочетании с корнями. В отличие от некоторых корней (как, например, почтамтстеклярус), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

[править]Классификация аффиксов

По положению относительно корня: (наибольшую распространённость в языках мира имеют первые два типа)

префиксы — перед корнем. Традиционное название в русском языке — приставки. Отсутствуют в некоторых языках (напр., тюркскиефинно-угорские) — все грамматические отношения выражаются постфиксами.

постфиксы — после корня. Почти не употребляются в некоторых языках (напр., суахили семья бантуЦентральная Африка) — используются префиксы. Явный перевес в использовании (по сравнению с префиксами) — в индоевропейских языках (напр., русский язык). Постфиксы, не являющиеся флексиями, обычно называются в русском языкесуффиксами[источник не указан 226 дней]. Постфиксы в широком смысле, в свою очередь, подразделяются дальше, исходя из смешанных функционально-позиционных критериев, на окончания (флексии) и суффиксы. В русской грамматике выделяют ещё одну группу — постфиксы в узком смысле, которые называются возвратной морфемой, обычно стоящей после окончания[1]. Выделяют 5 постфиксов: 2 глагольных: -ся/-сь, -те, (скажи-тесмеяла-сь) и 3 местоименных -то, -либо, -нибудь (что-нибудькто-то).

интерфиксы — служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о-тряс);

конфиксы — комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge-lob-t — «хваленый»);

инфиксы — аффиксы, вставляемые в середину корня; служат для выражения нового грамматического значения; встречаются во многих австронезийских языках (например, втагальскомsumulat 'писать', ср. sulat 'письмо');

трансфиксы — аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском), Akbar — самый большой, Kabir — большой, Kibar — большие. В арабском языке всего три гласные фонемы.

циркумфиксы — аффиксы, морфемы, которые ставятся в начале и в конце других морфем. Циркумфиксы контрастируют с префиксами, которые прибавляются к началу слова, суффиксами, которые добавляются в конец слова, и инфиксами, которые вставляются в середину слова.

По смыслу:

«обычные» аффиксы — передают грамматическое и лексическое значение.

флексии — передают реляционное (указывающее на связь с другими членами предложения) значение. Являются словоизменяющими аффиксами. В русском языке обычно называются — окончания (так как являются исключительно постфиксами), однако в языках банту и некоторых других языках являются исключительно префиксами, а в некоторых могут быть как префиксами, так и постфиксами.

Формообразовательной (или словоизменительнойструктурой обладают только многоформенные (изменяемые) слова, не имеют её слова одноформенные (неизменяемые). Многоформенное слово представляет собой класс словоформ, выступающих в качестве элементов морфологической парадигмы. Данная парадигма отражает  реализацию грамматических категорий и входящих в их состав граммем, которыми обладает данное слово как представитель определённой части речи. Одноформенное слово представлено единственной словоформой. Парадигма может быть большой и малой. Большая парадигма (макропарадигма) охватывает, например, все категориальные изменения рус. существительных по 6 падежам и 2 числам, т.е. 12 словоформ; все категориальные изменения рус. прилагательных (от 24 до 29 словоформ, реализующих изменения по 2 числам, 3 родам в ед. ч., 6 падежам, 3 степеням сравнения, чередованию полных и кратких форм). Внутри большой парадигмы могут выделяться малые, или частные, парадигмы (микропарадигмы), например, парадигма мн. ч. прилагательных, парадигма ед. ч. прилагательных (с дальнейшими подразделениями по родам - муж., жен. и ср.).  Возможно выделение ряда промежуточных парадигм с охватом разного числа членов. Так, в англ. яз. парадигма личных индикативных форм, противопоставляемая парадигме неличных глагольных форм (вербоидов), при 16 временных формах, 6 формах 1, 2 и 3 л. в ед. мн. ч. насчитывает 96 членов. С учётом категории залога количество членов данной парадигмы удвоится (192). Если сюда добавить различение личных индикативных вопросительных, отрицательных и вопросительно-отрицательных форм глагола, количество членов парадигмы возрастёт до 576. Если мы примем во внимание противопоставление изъявительного и сослагательного наклонений, то получим 1152 члена личной глагольной парадигмы. За пределами этого множества пока остались императивные формы.

Основные способы словообразования

А) морфологический способ (с помощью слово­образовательных морфем – приставок, суффиксов и др.);

При морфологическом способе образования в производной основе можно выделить производящую основу (основу слова, от которого образовано производное слово) и словообразовательную морфему (приставку, суффикс, постфикс и т.д.).

Например:

Существительное силач (основа силач-) образовано от существительного сила (основа сил-) с помощью словообразовательного суффикса -ач. Это суффиксальный способ словообразования. Графически образование слова силач можно обозначить следующим образом:

сил-ач□ ← сил-а (сил- – производящая основа; -ач – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ).

Б) сращение словосочетания в одно слово;

Это способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или более слов в одно без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных.

Быстрорастворимый, вечнозелёный.

Образованные этим способом слова во всех своих формах полностью тождественны синонимичному словосочетанию.

Ср.: быстрорастворимый кофе – кофе, быстро растворимый в воде.

В) переход из одной части речи в другую.

Суть способа – образование новых слов в результате перехода из одной части речи в другую. В современном русском языке так могут образовываться существительные (из прилагательных и причастий).

Рулевой, командующий, мороженое, гостиная.

Тема 7. Фонетическое членение речевого потока. Сегментные и суперсегментные(просодические) единицы.

Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные — слогообразующие, остальные — неслоговые.

Основные теории слога

2 теории слога: 1.экспираторная: слог – один выдыхательный толчок (Томпсон, молодой Богородицкий). 2.сонорная теория: слог – сочетание более звучного элемента с менее звучным (Отто Эсперсен, Дания). Разработана шкала звучности из 10 ступеней, но Аванесов (МФШ) создал шкалу из 3 ступеней:  1.наименее звучные (шумные) 2.более звучные (сонорные) 3.максимально звучные гласные.

Типы слогов

В зависимости от качества звуков, входящих в слог, и их последовательности выделяют следующие типы слогов:

Прикрытые - слоги, начинающиеся с согласного звука

Неприкрытые - слоги, начинающиеся с гласного звука

Закрытые - слоги, заканчивающиеся согласным звуком

Открытые - слоги, заканчивающиеся гласным звуком

 

Слоговые и неслоговые звуки

В каждом фонетическом слове есть звуки более звучные (гласные) и менее звучные (согласные). Гласные как звуки наибольшей звучности являются слоговыми, согласные как звуки меньшей звучности — неслоговыми. В слоге гласные как бы «притягивают» к себе согласные. Например, в фонетическом слове в чемодане четыре гласных и пять согласных в произношении образуют следующие слоги: вче-мо-да-не. Слог может состоять из одного звука (в русском языке без гласного слога быть не может, без согласного же слог возможен) и нескольких звуков (кроме гласного есть согласный или согласные): а-ви-а-тор, гор-ба-тый, не-стер-пи-мо.

Супрасегментные единицы

Звуковая информация об означающем звукового знака не может быть сведена только к его фонемному составу, поскольку существуют звуковые явления, сферой реализации которой служат фонемные цепочки: слоги или слова. Такие явления относят к супрасегментным (от лат. supra «над») звуковым средством языка, в отличие от фонем - сегментных единиц. Супрасегментные звуковые средства называют также просодическими (от греч. pros dia «ударение, припев»). Они часто различают смыслоразличительную и организующую функции и могут использоваться как в словаре знаков, так и при построении фонетической характеристики высказывания.

Ударение и его типы