Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психопатологии.DOC
Скачиваний:
19
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
124.93 Кб
Скачать

Профессор Анатолий Александрович Портнов

Лекции по психопатологии

(конспект М.М.Ракитина)

Введение в психопатологию

Учение о психопатологических синдромах возникло в немецкой психиатрии, оно помогло разобраться в хаосе различных психических заболеваний. Психиатрия была бы чрезвычайно бедна без учения об общей психопатологии.

На первых порах считалось, что синдром и статус – синонимы. Или что синдром просто является квинтэссенцией статуса. Сейчас это положение нас не устраивает, ибо синдром дает лишь поперечный срез болезни, а нам необходима динамика заболевания – синдромокинез (серия статусов). В настоящее время под синдромом понимают не только статус, но и динамику синдрома, степень его выраженности. Таким образом, понятия синдрома и синдромокинеза постепенно сливаются.

Ранее много говорили о синдромах и их структуре, в частности говорили о простых и сложных, больших и малых синдромах и так далее.

Рассматривать сложный синдром как совокупность простых, по-видимому, неверно, так как появляется новое качество. Считаю, что учение о синдромах по-прежнему не доработано, много путаницы.

Мы даем следующую дидактическую схему.

Во-первых, существуют понятия симптомов и признаков, которые клиницист не должен путать, так как они неоднозначны, но в психиатрии эти понятия почему-то слились.

Симптом – это субъективное явление, это знак болезни, ощущаемый и описываемый больным.

Признак – это объективное явление, которое регистрирует врач вне зависимости от слов больного.

Сочетание симптома и признака – симптомокомплекс, при этом надо помнить, что симптомокомплекс – не синоним синдрома.

Примеры в психиатрических симптомах, симптомокомплексах, синдромах.

Галлюцинации – поведение больного – признак, словесный отчет – симптом, галлюцинация в общем – симптомокомплекс. Бред – поведение – признак, субъективный отчет – симптом, вместе – симптомокомплекс.

Такая дидактическая схема избавляет нас от понятия малого синдрома, ведь симптомокомплекс ранее называли малым синдромом. Но структура синдрома значительно сложнее, и, чтобы не путать эти понятия, мы говорим о симптомокомплексе. С другой стороны понятия галлюцинация, бред и т.п. значительно шире симптома и, если называть их симптомом, будут слишком упрощенными понятиями, не удовлетворяющими клинициста.

Синдром – это уже совокупность симптомокомплексов, но отнюдь не простая их сумма. Структуру синдрома, по моему мнению, достаточно разработал Джексон. По Джексону синдром отражает

  1. Характер повреждающего фактора,

  2. Интенсивность его воздействия на организм,

  3. Глубину повреждения,

  4. Распространенность повреждения.

По его мнению, повреждение сложных структур приводит в действие простейшие реакции. Таким образом, в структуре синдрома сразу видны, как минимум, два его элемента:

  • выпадение органа, функции – минус-симптомы и

  • высвобождение простого, подчиненного – плюс-симптомы.

Пример: повреждение коры с повреждением сложных функций и высвобождением подкорковых элементарных реакций.

Работа Джексона оказала большое внимание на немецкую и французскую школы, объединило их в понимании синдрома, что позволяет психиатрам различных школ и направлений понимать друг друга.

В немецкой школе Крепелин создает учение о развитии болезней - регистры, но рядом – во французской школе - Эй создает нечто подобное, их понятия нозологических единиц близки и взаимопонятны.

Если мы обратимся к биологии вообще, то станет понятным, что Джексон является последователем Дарвина: эволюция – плюс-симптомы, дисволюция – минус-симптомы.

Какова же структура синдрома?

Сейчас можно говорить, что это – совокупность:

  1. Выпадения анатомического органа или его функции, естественно, что оно должно быть дифференцировано по глубине и обширности (пример – спинальная травма),

  2. Функционирования сохранных элементов в условиях выпадения, что создает часть симптомов (ущербная деятельность), пример – синдром Антона – вызывает анозогнозию, выпадение памяти – конфабуляции и псевдореминисценции.

Если признаки выпадения стабильны, то признаки второго структурного элемента – изменчивы, текучи, лабильны. Во втором структурном элементе мы часто недооцениваем фактор депривации (от первого структурного элемента). Например, катаракта, как известно, приводит к слепоте, зрительный анализатор оказывается в неадекватных условиях, что автоматически приводит к замене истинных зрительных раздражителей их фантоманиями, призраками – галлюцинации Шарля Боне, то есть зрительный анализатор пытается компенсировать отсутствие раздражителей. Дальнейшее изучение психопатологии, по-видимому, приведет нас к мысли об универсальности этих механизмов. Пока еще современная психопатология дробит признаки и симптомы, ищет различия, но, по-видимому, пора объединить понятия, переходить от анализа к синтезу.