Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
настольная книга прокурора.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
4.37 Mб
Скачать

Ограничения в использовании информации

и конфиденциальность

В договорной практике России проблемы обеспечения в рамках взаимной правовой помощи по уголовным делам конфиденциального характера данных о физических и юридических лицах решены лишь в Договоре между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам (от 20 октября 1997 г.), Договоре между Российской Федерацией и Республикой Индия о взаимной правовой помощи по уголовным делам (от 21 декабря 1998 г.), Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам (от 30 июня 1995 г.) и Договоре между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам (от 17 июня 1999 г.).

Положения об ограничении в пользовании и о конфиденциальности информации предусмотрены и Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности (от 15 ноября 2000 г.), ратификация которой Россией ожидается в ближайшее время.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что аналогичные требования присущи внутреннему законодательству всех стран англо-саксонской системы права.

Учитывая изложенное, представление и использование информации, документов и материалов в порядке взаимной правовой помощи должны соответствовать следующим условиям:

a) представляемые в порядке взаимной правовой помощи информация, документы и материалы могут использоваться в соответствии с требованиями законодательства запрашивающей Стороны только для целей, указанных в ходатайстве об оказании правовой помощи, и при соблюдении условий, определенных передающим компетентным органом;

б) возможно использование или разглашение результатов исполнения ходатайства об оказании правовой помощи по уголовному делу, если законодательством запрашивающей Стороны предусмотрена обязанность действовать таким образом. В этом случае запрашиваемая сторона должна быть заранее уведомлена запрашивающим компетентным органом о возможном и предполагаемом разглашении;

в) результаты исполнения запроса, которые стали достоянием общественности в государстве запрашивающей Стороны при вышеназванных обстоятельствах, в дальнейшем могут использоваться для любой цели;

г) для передачи третьей Стороне данных, полученных в результате исполнения ходатайства об оказании правовой помощи по уголовному делу, запрашивающая Сторона должна испросить предварительное согласие компетентного органа, представившего эти сведения.

Указанные условия, при наличии на то необходимости, следует разъяснять при направлении за рубеж ходатайства об оказании правовой помощи.

Ходатайства о производстве следственных действий, информация и документы, полученные в рамках взаимной правовой помощи, при наличии соответствующей просьбы зарубежного государства рассматриваются как конфиденциальные. В указанном случае компетентный российский орган, получивший вышеназванную информацию, обеспечивает ей на основании российского законодательства запрашиваемый режим конфиденциальности.

Если лицо, чьи законные интересы затрагивают подлежащие передаче зарубежному компетентному органу данные, обращается с просьбой о допуске к ним, то прокурор (следователь), исполняющий ходатайство, обеспечивает указанный допуск в порядке и пределах, предусмотренных российским законодательством.

Язык ходатайства

о правовой помощи

Язык ходатайства и прилагаемых к нему документов четко оговаривается в тексте договора, а иногда также – язык переписки по соответствующим вопросам и язык, на котором исполняется ходатайство. В ряде случаев отдельно определяется язык документов, подлежащих вручению. Кроме того, необходимо учитывать, что при конкуренции норм договоров (особенно в случае Европейской конвенции 1959 года и двусторонних договоров России с рядом европейских стран) может возникнуть спорная ситуация с решением вопроса о возможности применения того или иного языка ходатайства. В таком случае целесообразно обратиться в компетентные органы соответствующего государства для получения разъяснений о возможности использования соответствующих положений двустороннего договора.

Приобщение к материалам

уголовного дела доказательств,

полученных на территории

иностранного государства

Признание допустимости доказательств, полученных в рамках взаимной правовой помощи, особенно когда они фиксировались в процессуальной форме, не знакомой российскому уголовно-процессуальному законодательству, всегда было связано в российской правоприменительной практике с существенными трудностями.

Теперь ст. 455 УПК РФ четко указывает на то, что доказательства, полученные на территории иностранного государства в ходе исполнения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с международными договорами Российской Федерации или принципом взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями настоящего Кодекса.