Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
гофман.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
33.07 Кб
Скачать

Гофман.

Введение

Восприятие читателем реальности – фикция. Читая определенную книгу, можно отодвинуть эту фикцию. Реклама – это уверение читателя в том, что книга откроет ему глаза на происходящее. Если ситуация определяется как реальная, то она реальна по своим последствиям. Факт определения ситуации можно обнаружить почти во всех случаях жизни, но создает это определение не участники ситуации. Обычно люди правильно оценивает, чем должна являться для них ситуация и действуют соответствующим образом. Верно, что мы сами активно участвуем в упорядочении нашей жизни, но однажды установив порядок мы продолжаем его механически поддерживать как будто он существовал вечно. Делаем и ждем будущего для рассуждения о мотивах и целях. «При каких обстоятельствах мы полагаем вещи реальными». Джемс: избирательность внимания, внутренняя связность и непротиворечивость знания. Каждый мир, пока он находится в сфере нашего внимания, по-своему, реален. Реальность меркнет по мере снижения внимания. Реальность – конечная область значений, которая противопоставлена другого реальности (Шютц). Радикальное изменение установки, рассматривая. Мир здравого смысла занимает первостепенное положение среди областей реальности.

Спроектированная в соответствии с надлежащим техническим заданием механика будет способна изготовить реальность на заказ. Можно обнаружить, что смысл некоторых отклоняющихся действий состоит в том, чтобы нарушить вразумительность происходящего и таким образом породить всеобщий хаос.

Повседневность заключается не в том, что индивид ощущает как реальность, а в том, что завладевает им, поглощает и увлекает его. События повседневности можно считать реальными и одновременно нереальными. Бейтсон предложил интерпретацию понятия заключение в скобки (bracketing) и предположил, что индивиды могут умышленно создавать смешение фреймов у тех, с кем они имеют дело. Ситуация, складывающаяся в каждый конкретный момент человеческой жизни, как правило, включает несколько других индивидов и не ограничивается взаимно контролируемой ареной межличностного общения. Различные интересы порождают различную мотивационную релевантность. Каждый воспринимает мир по-своему, но заключается. Гофману интересно, как оно устанавливается. Фреймы используются в обществе для заключения согласия и понимания происходящего. Отрезок произвольно выделенная последовательность реальных или фиктивных событий, представленных с точки зрения тех, кто субъективно заинтересован в них участвовать. Определение ситуаций создаются во-первых в соответствии с принципами социальной организации событий , и, во-вторых, в зависимости от субъективной вовлеченности в них. Словом фрейм я буду обозначать все, что описывается этими двумя элементами.

В книге рассматривается организация опыта, содержание сознания действующего индивида, а не организация общества.

Каждая история – точка, где пересекаются решающий эксперимент и малозначимые детали. Репортажи позволяют справляться с причудливыми крайностями социальной жизни с дальней периферией опыта.

При всем разнообразии взаимосвязей между событиями иллюзия, заблуждение или обман имеют под собой вполне реальные основания независимо оттого, сознаются они или нет. Равным образом ошибочное определение фрейма не имеет шанса на более или менее продолжительное существование.

Искажения повседневного опыта

Сам процесс фреймирования заключает в себе определенные слабости и искажения. Гофмана интересует способ, посредством которого мы достигаем слаженности мира; в этом отношении искусный обман так же поучителен, как и искусство распознания обмана.

Наши фреймы в той или иной степени соответствуют реальности. Очевидно, что одно и то же наблюдаемое событие в разных случаях имеет разные смысловые наполнения. В большинстве случаев контекст ситуации исклбчает неадекватные интерпретации и дает ее правильное понимание. Когда же контекст недостаточен для понимания, участники ситуации стараются вообразить необходимые дополнительные свидетельства, как бы помогая природе быть самою собой.

Каждая альтернативная интерпретация несет в себе новый, иногда трудноуловимый смысл. К элементам прошлого опыта, которые вносят в текущую ситуацию участники общения, добавляются ее контекстуальные особенности, в том числе жестикуляция, словоупотребление, обсуждаемые темы, и все это в совокупности ограничивает понимание ситуации от ее альтернативных интерпретаций.

Еще большие требования предъявляются к письменной речи, так как речь тщательно обдумывается писателем.

Примеры искажений

Говорящий и пишущий могут принять нормы, но иногда могут и игнорировать их, тем самым создавая иллюзорные ситуации, например, каламбуры или остроумные двусмысленности. Загадки – вопросы, не предполагающие прямых и ясных ответов. Рассказы с хитрыми концовками.

По мере увеличения объема получаемой информации уменьшается вероятность грубых ошибок в понимании смысла слов, хотя бы потому, что новые фрагменты достаточно надежной информации подтверждают предыдущие, и чем больше таких фрагментов, тем выше вероятность достоверной интерпретации.

В той степени, в которой радиовещание создает специфическую форму звукового воздействия на аудиторию, содержание сообщений неизбежно подвержены фрейму одурачивания. Здесь можно использовать выразительные звуковые эффекты для мгновенного воплощения всякого род каламбуров и аллюзий.

Факты не являются производными от мнений. Заблуждение или обман имеют под собой вполне реальные основания независимо от того, осознаются они или нет. Равным образом, ошибочное определение фрейма не имеет шанса на более или менее продолжительное существование.

Мини-вывод

  1. Рано или поздно каждый человек сталкивается с двусмысленностью фреймов, более того – он может ошибаться в соотнесении фрейма с контекстной ситуацией. Всегда существует опасность обмана относительно существа происходящего.

  • Когда о человеке судят исключительно на основе оценки его способносей и при этом не учитывается его собственное мнение, возникает систематическое продолжительное смещение фрейма. Это приводит к изменениям в самой личности. Пример с глуховатым мальчиком, который быстро считал в уме. Судя по всему, возможность принуждать людей к определенному типу поведения обязательно сопряжена с искаженностью фреймов.

  • Отмена реальности. Пример с револьвером и пекарем.

  1. Один из источников искажений – приверженность разным религиозным верованиям. Было бы слишком самонадеянно говорить о правильных и неправильных фреймах и без особых оговорок различать иллюзию и самообман.