Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СТАТТЯ ВЛИЯНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.4 Mб
Скачать

Глава 5

Тендерные роли

175

строгий контроль, что ограничивает опыт девочек. Многие исследовате­ли показали, что наличие возможности получить опыт и активно взаи­модействовать с миром влияет на когнитивное развитие. Поэтому следу­ет ожидать, что описанная практике социализации, дифференцирован­ной по половому признаку, оказывает влияние на когнитивное и личностное развитие мужчин и женщин. В следующем разделе будут рассмотрены некоторые концептуальные следствия наличия у мальчи­ков и девочек различного опыта с то^ки зрения его влияния на развитие.

СЛЕДСТВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ

<.. :>

Если подходить к наблюдаемым тендерным различиям с точки зрения их влияния на развитие, то следует предположить, что дифференциро­ванная по половому признаку социализация и «формирующее» поведе­ние родителей воздействуют на мальчиков и девочек, оказывая важное влияние на глубинные структуры их когнитивного развития. Можно вы­делить три основополагающих начала, которые закладываются в раннем возрасте и влияют на дальнейшее когнитивное развитие, и связать эти начала со схемами социализации, которые способствуют формированию у мальчиков и девочек различных характеристик. Тремя началами, от которых так сильно зависит дальнейшее когнитивное развитие, являют­ся: 1) представления ребенка о том, как окружающий мир реагирует на его действия; 2) имеющиеся у ребенка возможности «экспериментиро­вать с природой»; 3) стратегии, которыми ребенок пользуется, реагируя на противоречивый и неподтвержда^ощийся опыт.

Представления ребенка о том, как окружающий мир реагирует на его действия

Показано, что опыт дополнительных отношений имеет важные когни­тивные последствия. Обнаружено, *что дополнительные представления связаны с общим уровнем развития, целенаправленностью поведения и исследовательским поведением младенцев. Поскольку способы обработ­ки информации и обусловленные им и устойчивые когнитивные структу­ры в какой-то степени являются про изводными раннего опыта ребенка в области возможных отношений с физическим и социальным миром,

существенное значение могут приобретать те взаимодействия ребенка с родителями и «формирующее» поведение последних, которые приво­дят к половой дифференциации в связи с различным опытом мальчиков и девочек.

Ранее, при обобщении литературных данных, касающихся дифферен­цированной социализации по половому признаку, было отмечено, что, по сравнению с девочками, мальчики вызывают дополнительное реагиро­вание со стороны родителей и учителей: им уделяют больше внимания, относятся к ним отзывчивее и чаще делают как поощряющие, так и крити­ческие замечания в ответ на их действия. Мальчики получают игрушки, обладающие большим потенциалом обратной связи, и участвуют в иг­рах, требующих применения вероятностных стратегий. Можно ожидать, что этот ранний и более богатый опыт возможных взаимоотношений, приобретаемый мальчиками, положительно влияет на мотивацию их действий и способствует развитию у них целеустремленности. Кроме того, этот опыт позволяет мальчикам осознать, что они своими действи­ями могут вызывать изменения во внешней среде. Такое раннее осозна­ние эффективности своих действий (и чувство эффективности) способ­ствует формированию черт личности и когнитивных основ, от которых впоследствии зависит инструментальная компетентность. Установлено, что при способе социализации, который в настоящее время практикует­ся в нашей культуре, мальчикам оказывают больше, чем девочкам, помо­щи в развитии системы представлений, предполагающей и прогнозиру­ющей их превосходство и инструментальную компетентность.

Возможность «экспериментировать с природой»

Пиаже напоминает нам о том, что «всякий раз, когда ребенка прежде­временно учат чему-нибудь такому, к чему он мог бы прийти сам, его лишают возможности сделать самостоятельное открытие, а следова­тельно, и понять данное явление полностью» (Piaget, 1970, р. 715), Си-гел и Кокинг (Sigel, Cocking, 1976) обратили внимание на то, какое вли­яние оказывает неумение родителей «выбирать дистанцию» при разви­тии репрезентативного мышления ребенка. Они предполагают, что правильный «выбор дистанции» способствует активному вовлечению ребенка в решение проблем и повышает вероятность того, что между опытом и ожиданиями ребенка возникнут расхождения, которые он не сможет сразу же ассимилировать. Для разрешения этих противоречий ребенок должен изменить подход, перепроверить прежние представле­ния и модифицировать посылки — то есть развить новые когнитивные

176 Глава о

Тендерные рола

177

структуры. Данные нескольких работ подтверждают, что практики соци­ализации, при которых приветствуется нахождение ребенка вблизи от взрослых, не поощряется самостоятельное решение проблем, поскольку взрослые вмешиваются преждевременно или слишком часто, ограничи­вается исследовательская деятельность и не поощряются активные игры, могут препятствовать формированию у ребенка когнитивных пред­ставлений и навыков, составляющих сущность когнитивного развития. Ранее отмечалось, что при воспитании мальчиков больше, чем при вос­питании девочек, поощряется любознательность, независимость и иссле­дование окружающего мира — то есть качества и типы поведения, необ­ходимые для экспериментирования, которое Пиаже и другие ученые счи­тали основным условием развития когнитивных структур. И наоборот, для родителей девочек характерно воспитание с использованием более ограничивающих средств (таких как поощрение нахождения ребенка вблизи от взрослых, ожидания «благовоспитанного» поведения, строгий контроль и оказание помощи при решении проблем). Поэтому девочки имеют меньше возможностей участвовать в активном экспериментирова­нии с окружающим миром, сталкиваться с противоречиями и прилагать усилия для поиска решений. Установлено, что при способе социализации, который в настоящее время практикуется в нашей культуре, мальчикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей «делать откры­тия», «изучать» и «понимать» мир, в котором им придется жить.

Когнитивные стратегии реагирования на противоречивый опыт

Понятия когнитивной ассимиляции и когнитивной аккомодации ши­роко используются в психологии развития, что в основном является за­слугой Пиаже. В процессе ассимиляции происходит включение новой информации или опыта в ранее существовавшие когнитивные структу­ры; в процессе аккомодации происходит изменение существующих или формирование новых когнитивных структур, способных включить в себя новую информацию или опыт, расходящиеся с прежними представлени­ями. Хотя Пиаже (Piaget, 1970) считал, что адаптация к новому опыту всегда требует одновременной ассимиляции и аккомодации, которые яв­ляются как бы двумя сторонами одной монеты, в этой статье при исполь­зовании данных концепций применяется несколько другой подход, и эти две когнитивные стратегии отделяются друг от друга. Конечно, все ин­дивиды используют оба способа обработки опытных результатов, кото­рые быстро сменяют друг друга и действуют при различных обстоятель­ствах в течение разного времени. Тем не менее полезно выяснить, какой

способ обработки информации — ассимиляция или аккомодация — предпочтителен или доминантен для данного человека...

Можно рассматривать ассимиляцию и аккомодацию как адаптацион­ные функции эволюции. Ассимиляция консервирует существующие структуры, для чего иногда используются креативные способы, обеспе­чивает преемственность прошлого и настоящего, и увековечивает куль­турные и семейные традиции и исторические ценности. Аккомодация приводит к созданию новых способов адаптации, иногда ненужных, та­ким образом способствуя социальным нововведениям и культурным из­менениям. Если индивиду доступны оба способа обработки результатов опыта и если к ним можно прибегать с учетом контекста, то эффектив­ность решения проблем увеличивается. Если при обработке противоречи­вой информации полагаться только на одну из этих стратегий, не учиты­вая требований реального мира, то это приведет к когнитивной дисфун­кции. Использование жестких и неизменных методов для «подгонки» новых представлений под ранее существовавшие структуры может при­вести к проективному, искаженному, чрезмерно упрощенному, ригидно­му подходу к миру. В то же время преждевременный отказ от установив­шихся структур и переопределение посылок (путем активного поиска или пассивного принятия новых посылок) может привести к антиисто­ричному, фрагментарному, чрезмерно ситуативному, не опирающемуся на критерии, импульсивному подходу к миру.

Приведенные выше литературные данные говорят о том, что женщи­ны по сравнению с мужчинами растут в более структурированном и ди­рективном мире. Сочетание родительского контроля, ограничений ис­следовательской деятельности, распределения домашних обязанностей, требования нахождения вблизи от родителей и более частой — а иног­да и ненужной — помощи, предоставляемой девочкам в ситуациях, свя­занных с решением проблем, создает для девочек более канализирован­ную и прогнозируемую среду по сравнению со средой, в которой растут мальчики. Столкновения девочек с миром вне дома менее экстенсивны и более подконтрольны, чем столкновения мальчиков. Свой вклад в со­здание для девочек более структурированного мира вносит и то, что предпочитаемая ими игровая деятельность имеет более четкую структу­ру и в большей степени, чем игры мальчиков, связана с подражанием примерам, инструкцией и подчинением правилам. Игры, предпочитае­мые девочками старшего возраста, также более структурированы и в меньшей степени требуют импровизации, чем игры мальчиков, в кото­рых часто вознаграждается умение справиться с непредусмотренной