Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5ballov-101137.rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
182.18 Кб
Скачать

1.3. Крестьянство

В первой четверти 18 века выяснилось, что подворный принцип налогообложения не принёс ожидаемого увеличения поступления податей.

Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных).

Значительная часть крестьянства принадлежала светским и духов­ным феодалам (так, в 1718 г. церковь владела 25% всех крестьянских дворов в России). Она увеличивалась за счет пожалований царя из госу­дарственных земель.

Развитие товарно-денежных отношений вело к имущественному рас­слоению среди крестьянства, выделению из их среды торговцев, рос­товщиков. Но основная масса жила плохо, страдая от обременительных поборов. Помещичьи крестьяне несли в пользу хозяина различные повинности: барщину, оброк и т.д. Барщина иногда доходила до 5-6 дней в неделю и обычно применялась в черноземных районах, где помещику более выгодно было использовать труд крестьянина для обработки своих земель.

Крестьяне нечерноземной полосы, как правило, платили помещику денежный или натуральный оброк. Развитие промышленности, торговли, денежного обращения вело к постепенному вытеснению натурального оброка денежным.

В целях повышения своих доходов помещики сселяли несколько крестьянских семей на один двор. В результате, во время переписи в 1710 году выяснилось, что число дворов с 1678 года сократилось на 20 % (вместо 791 тыс. дворов в 1678 году - 637 тыс. в 1710). Поэтому был введён новый принцип обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности. Все лица, внесённые в эти списки (“ревизские сказки”), должны были платить по 74 коп. подушной подати в год. В случае смерти записанного, подать продолжали платить до следующей ревизии семья умершего или община, в которую он входил. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп. “оброка”, что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих крестьян.

Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до 4.6 млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать была распространена на целый ряд категорий населения, которые её до этого не платили: холопов, “гулящих людей”, однодворцев, черносошенное крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др. Все эти категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству.

Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами, так как представление ревизских сказок и сбор подати был поручен помещикам.

Наконец, помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота, строительства столицы и других расходов. Кроме этого государственные крестьяне несли повинности: дорожную - по строительству и содержанию дорог, ямскую - по перевозке почты, казённых грузов и должностных лиц и т.д.

Помещики выжимали из крестьянского труда максимальные доходы, не останавливаясь перед самыми жестокими мерами в отношении неплательщиков. Владельческие крестьяне, кроме повинности в пользу помещиков или церкви, несли и государственную повинности.

Тяжелым бременем на крестьянские хозяйства ложились рекрутские наборы. Крестьяне должны были ежегодно направлять по одному рекруту с каждых 20 дворов. Кроме того, крестьяне вынуждены были работать на строительстве городов, верфей и т.д.

Ведение войн требовало значительных расходов, государство увели чивало налоги, и это прежде всего отразилось на положении крестьян Сава как основного податного сословия. Кроме того, крестьяне выну Бены были работать на строительстве городов, верфей и т.д. Введении и в ноябре 1718 г. подушная подать с помещичьих и монастырских кре­стьян (ее размер составлял 74 коп. с ревизской души, т.е. с мужского населения) значительно ухудшила и без того их тяжелое положение-Введение подушной подати, с одной стороны, и размещение армии по деревням и селам (натуральная постойная повинность), с другой, приве­ли к необходимости выявить лиц мужского пола в государстве и, в конечном итоге, к изменению в правовом положении холопов.

Указ от 22 января 1719 г. предписывал учитывать при подушном сборе и холопов (задворных людей), которые имели свою пашню. Но еще оставалась значительная группа дворовых холопов, не связанных с пашней. В указах 1720 и 1723 гг. подушной податью облагались все­лила мужского пола: крестьяне пашенные и не пашенные, холопы, дво­ровые, городские или сельские помещичьи люди.

Различие между холопами и крепостными крестьянами окончательно стирается. Таким образом, холопы, существовавшие еще со времен Рус­ской Правды, перестали представлять собой определенную, юридически обособленную группу населения.

Введение подушной подати привело к ликвидации и такого разряда населения, как людей вольных или гулящих. Они, как и холопы, не не­сли никаких государственных податей и повинностей, являясь для госу­дарства "опасными элементами", активно участвовали во всяких волне­ниях. Вольных людей забирали в солдаты, а в случае негодности к службе записывали их за тем помещиком, на землях которого их заста­ла перепись.

Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочия­ми: распоряжались имуществом своих крепостных, по мелким уголов­ным преступлениям осуществляли над ними суд, разбирали споры и иски между крестьянами, могли их переселять. Они распоряжались кре­стьянами как своей собственностью, могли продавать их, разлучая жен и мужей, родителей и детей, понуждать крестьян к вступлению в брак, закладывать, завещать, менять, дарить, подвергать телесным наказаниям, отдавать в смирительные и арестантские дома, ссылать в Сибирь на по­селение и на каторжные работы. По Указу 1767 г. крестьянам было за­прещено жаловаться на своих помещиков под угрозой тяжких телесных наказаний и каторжных работ.

Следует отметить, что в условиях острой классовой борьбы Петр I делал попытки сгладить противоречия, отменить наиболее ужасные формы помещичьего произвола. Так, Указом от 15 апреля 1721 г. запрещалась продажа крепостных "врознь" и без земли. Однако на практике это не применялось, и в стране продолжалась торговля крепостны­ми крестьянами. Также лишь благими пожеланиями остались предписания законодателя, запрещающие помещику принуждать своих крестьян к браку.

Феодально-зависимыми являлись и государственные крестьяне. Их экономическая зависимость от государства была не менее тяжелой, чем частновладельческих крестьян от своих помещиков. Они несли различные повинности и платили оброк государству. Но их правовое положе­ние было несколько лучшим. Их не могли продать, но могли отдать и какому-либо частному владельцу. Количество государственных крестьян продолжало сокращаться за счет раздачи их дворянам (особенно в царствование Екатерины II).

В это время появилась особая группа крестьян, называемая посесси­онными. В 1721 г. было разрешено купцам покупать населенные име­нии и приписывать их к мануфактурам. Управление этими крестьянами осуществлялось Берг- и Мануфактур-коллегиями. Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от мануфактур. Они подвергались на мануфактурах безудержной эксплуатации. В результате секуляриза­ ции церковных земель появилась особая категория крестьян - экономи­ческих, которые несли в пользу государства денежный оброк и находились под управлением коллегии экономии. После ее упразднения в 1786 г. они вошли в число государственных крестьян.

Дворцовые (с 1797 г. - удельные) крестьяне принадлежали императорской фамилии. Хотя их права были ограничены и управление ими осуществлялось департаментом уделов, все же их положение было не­сколько лучше, чем положение помещичьих крестьян.

Крестьяне по-разному отвечали на произвол феодалов. Одной из форм протеста являлся побег, получивший массовое распространение. Правительство боролось всеми мерами против беглых крестьян. Только зa первую четверть XVIII в. был издан 41 указ с жестокими мерами наказаний для совершивших побег. Доведенные до отчаяния крестьяне поднимали восстания.

Вторая половина XVII-XVIII вв. - период трех мощных крестьян­ских войн против феодалов: под руководством Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева. Абсолютистское государство жес­токими мерами подавляло всякие выступления эксплуатируемых масс, карая не только восставших, но и членов их семей: жен, малолетних детей.