Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Илларионов.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
459.26 Кб
Скачать

8. Февраль — 19 апреля 2008 г.: Приготовления к большой войне выходят на финишную прямую

Провозглашение независимости Косова 17 февраля 2008 г. вывело подготовку к войне на финишную прямую. Накануне Владимир Путин заявил: «Если Косово в одностороннем порядке признает независимость, для нас это будет сигналом и мы будем реагировать на действия наших партнеров, чтобы обеспечить свои интересы… Мы не будем обезьянничать и действовать зеркально, у нас есть домашние заготовки, и мы знаем, что будем делать»1.

Через четыре дня после провозглашения независимости Косова, когда процесс международного признания бывшего автономного края Югославии шел полным ходом, Путин и Саакашвили встретились в последний раз в должности президентов. По итогам встречи тогдашний министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе сказал Михаилу Саакашвили, что Путин «угрожал нам (грузинам. — А. И.) войной»2. По словам президента Грузии, Путин заявил ему (а также присутствовавшим при этом министру иностранных дел Давиду Бакрадзе и его заместителю Григолу Вашадзе), что «у них будут двусторонние отношения с Грузией — будут возобновлены полеты, возможно, они подумают насчет того, чтобы разрешить импорт ваших вин, но что касается <…> этих спорных территорий — Южной Осетии и Абхазии, — мы будет давать ответ по поводу этих территорий не вам, а Западу — Соединенным Штатам и НАТО — в свете Косова. Тут вы, пожалуйста, не нервничайте. Это не должно вас беспокоить. То, что мы намереваемся сделать, не будет направлено против вас. Это будет наша реакция на их действия»3.

1 марта 2008 г. российский генерал Василий Лунев, бывший заместитель командующего армией в Сибирском военном округе и бывший военный комиссар Пермского края, был назначен министром обороны Южной Осетии. 11 марта генерал-полковник Сергей Макаров был назначен начальником штаба Северо-Кавказского военного округа (СКВО), 31 мая он стал командующим СКВО.

4 марта парламент Южной Осетии, а 7 марта парламент Абхазии призвали Россию, СНГ и ООН признать их независимость. 6 марта Россия в одностороннем порядке окончательно вышла из режима санкций против Абхазии, введенного саммитом СНГ 19 января 1996 г. Российские власти начали возобновлять экономические, финансовые, торговые, транспортные контакты с де-факто властями Абхазии. 13 марта 2008 г. Государственная дума России на своем закрытом заседании обсудила подготовленный российскими спецслужбами и МИДом доклад о выработке стратегии по достижению независимости Абхазии и Южной Осетии4. 21 марта 2008 г. она приняла особую резолюцию с поддержкой просьб обеих республик о международном признании5. Заместитель председателя Комитета Думы по делам СНГ Константин Затулин заявил, что признание Абхазии и Южной Осетии не следует откладывать, поскольку «возможность, открывшаяся с признанием Косова, не будет существовать вечно»6. Неназванный российский дипломат сообщил «Независимой газете», что «МИД рекомендовал президенту (России) признать независимость Абхазии и Южной Осетии в двух случаях: если начнется реальный процесс присоединения Грузии к НАТО или военная агрессия против этих республик»7.

Саммит НАТО в Бухаресте 3—4 апреля отказал Грузии и Украине в предоставлении плана действий по подготовке к членству. Путин направил письма Багапшу и Кокойты, обещая предпринять «предметные шаги» по отмене санкций и налаживанию дипломатических отношений между Россией и двумя республиками8. 8 апреля Лавров заявил, что Россия «сделает все, что в ее силах, чтобы не допустить приема Грузии и Украины в НАТО»</sup></span>

Начальник российского Генерального штаба Юрий Балуевский добавил, что «мы сделаем все (необходимое), чтобы не допустить вступления Грузии в НАТО». Позже, беседуя с группой натовских военных, он прямо предупредил их о возможности вторжения в Грузию уже в 2008 г. Его собеседниками это заявление не было воспринято серьезно «и расценено как бахвальство»10.

Радикальное решение было принято 16 апреля 2004 г. Российский президент поручил федеральному правительству и региональным органам власти установить прямые отношения с де-факто властями в Сухуми и Цхинвали. Грузинское правительство отметило, что поручение Путина юридически равносильно полной аннексии Россией двух регионов Грузии11. ЕС, ОБСЕ, НАТО, США, Великобритания, Франция, Германия осудили решение Путина и призвали его отказаться от него12. Этот призыв Россией был проигнорирован. На следующий день еще 300 российских военнослужащих с тяжелым вооружением прибыли на военную базу Очамчире в Абхазии.