Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Модуль II самост работа.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
364.54 Кб
Скачать

40

Модуль II

Юридическое образование в мире

Тема 4 История европейского университета: понятие, модели и этапы эволюции

II. Модель доклассического университета – средневековый университет.

Е) Образовательная деятельность и структура университетов (самостоятельная работа)

Управление университетом.

Структура европейских университетов

Методология преподавания

Учебный процесс

Е) Образовательная деятельность и структура университетов (самостоятельная работа)

Управление университетом.

Профессора объединялись по факультетам (от лат. «способность»), то есть по группам людей, способных преподавать ту или иную дисциплину. Студенты объединялись в землячества, или «нации». Студенческие объединения зачастую заводили свои уставы, имели свою иерархию, свои традиции и обычаи. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов. Со временем понятия "нации" и "факультета" сливаются, поэтому сегодня декан возглавляет факультет. Представители наций (прокураторы) и факультетов (деканы) с 1240 г. сообща выбирали официального главу университета – ректора. Эта должность была крайне почетна: во время торжественных шествий он шел сразу за архиепископом и непременно входил в состав различных официальных делегаций, например, к королю или к Папе Римскому. Ректор оберегал своих студентов, в результате чего студенты не облагались налогами и сборами, и суд над провинившимися проходил за дверями, закрытыми для властей университета. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Нередко, особенно на юге Европы, обязанности ректора выполнял один из студентов.

Фактическая власть в университете принадлежала нациям. К концу XV в. положение изменилось. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, и нации утратили свое влияние.

Ректору подчинялись преподаватели, объединенные в коллегии по родам занятий, имевшие ученые степени: у юристов – доктора, у представителей свободных искусств – магистры. Университет же в целом представлял собой объединение школяров и профессуры.

В XIV–XV вв. появляются так называемые коллегии (отсюда – колледжи). Сначала так называли общежития студентов. Со временем в них также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля, – Сорбонна – постепенно разрослась и дала своё название всему Парижскому университету.

Структура европейских университетов

Слово факультет буквально обозначает способность. В средневековом университете существовало четыре факультета. Устанавливалась иерархия: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты. На богословском учились дольше всего – 15 лет. Обучение на остальных – 5–8 лет.

Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

Прежде чем поступить на один из трёх высших факультетов, студент должен был за несколько лет закончить артистический факультет, последовательно сдав экзамены на звание бакалавра и магистра. После этого он мог поступать на один из трех высших факультетов, где обучение продолжалось еще несколько лет. Обучение заканчивалось сдачей экзаменов  и защитой диссертации на звание доктора богословия, права или медицины.

На артистическом факультете изучали семь свободных  искусств где изучались риторика, логика, грамматика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В основном читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике, которые были переведены в XII в. с арабского и греческого языков. На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет.

Основу содержания  образования на богословском факультете составляли Библия, труды отцов церкви и философов, особенно Аристотеля. Обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).

На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата.

Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.

В университете, в принципе, мог учиться любой человек, знающий латинский язык, поскольку все обучение велось на этом языке. Само обучение было бесплатным, но платили за сдачу экзаменов.

Профессора и студенты мыслили себя во взаимоотношениях мастера и подмастерья. Когда юноша 13 - 14 лет являлся в университет, ему надлежало записаться у профессора, который был за него в ответе. Студент занимался у профессора от трех до семи лет и в случае успешной учебы получал степень бакалавра, которая вначале рассматривалась лишь как ступень к научной степени. Бакалавр посещал лекции других профессоров, помогал обучать вновь пришедших студентов, то есть становился своеобразным «подмастерьем». В итоге, подобно ремесленнику, он публично излагал (т.е. показывал) научную штудию, защищая ее перед уже получившими степень членами факультета. После успешной защиты бакалавр получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата).

Университеты отличались друг от друга размерами: от нескольких сотен до 7000 (Париж) и даже 10000 учеников (Болонья), а также специализацией. Несмотря на то, что одни и те же факультеты были практически везде, считалось, что каждый университет отличен в какой-либо особой науке. Так, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский – канонического права, Орлеанский – гражданского права, университет в Монпелье (южная Франция) – медицины, университеты Испании – математики и естественных наук, университеты Италии – римского права.

Методология преподавания

Философско-педагогическая мысль европейского средневековья главную цель образования видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судия. Вместе с тем воспитание являлось своеобразным сплавом религиозного и светского начал. Последнее предполагало необходимость освоения земного знания и мудрости. Христианское воспитание было обращено непосредственно к ребенку, но, будучи корпоративным, одновременно было направлено на воспроизводство сословной морали.

Университетская наука – схоластика – формируется в XI в. Ее важнейшей чертой была безграничная вера в силу разума в процессе познания мира. С течением времени, однако, схоластика все более становится догмой. Ее положения считаются непогрешимыми и окончательными. В XIV-XV вв. схоластика, которая пользовалась одной только логикой и отрицала эксперименты, становится очевидным тормозом для развития естественнонаучной мысли в Западной Европе. Практически все кафедры в европейских университетах тогда были заняты монахами доминиканского и францисканского орденов, а обычными темами диспутов и научных работ были такие: «Почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу? и «Сколько ангелов может уместиться на острие иглы?».

Учебный процесс

Надо сказать, что стать студентом было намного проще, чем сейчас. Вступительные экзамены отсутствовали, достаточно было доложиться университетским властям, а затем записаться к какому-либо преподавателю в его школу и заплатить вступительный взнос. У каждого преподавателя в среднем было 25 студентов. А ограничение по количеству преподавателей никто не ставил: главное, чтобы ты заплатил. Отношения между учеником и учителем были теснее: магистр был как бы наставником, он следил за поведением и успехами на научном поприще. Студенты были разные: те, кто победнее, часто нанимались к более богатым или попрошайничали на улицах (что не считалось зазорным, и даже был составлен свод «правил» по этому роду занятий).

Конечно, существовали университеты, предназначенные для богатых студентов. Жили они всегда при университете, но здесь специально отводилось место для рабов и прислуги. Однако основную массу студенчества составляли выходцы из средних слоев общества: дети торговцев, ремесленников, врачей, юристов и учителей. Обучение было единственным способом пробить себе путь, поэтому многие стремились получить образование у самых квалифицированных преподавателей.

Интересен тот факт, что только четыре студента из десяти заканчивали обучение, а получал ученую степень всего лишь один. Выпускник мог стать священнослужителем, правоведом, врачом или ученым.

Учебный год начинался первого октября и продолжался до июня, прерываясь многочисленными праздниками. А что касается каникул, то появление их в университетской жизни имело суровую причину – чуму. Именно она каждое лето выкашивала значительную часть городского населения Европы, и, чтобы хоть в какой-то мере избежать эпидемии, магистры придумали... каникулы.

Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. Лекции состояли из чтения и комментирования текстов, предусмотренных официальной программой, целью которой была передача материала. Учёность преподавателя проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. Лекции были двух видов – «обязательные (ординарные) утренние и краткие (повторительные) вечерние. Ординарные лекции предполагали длительный методический анализ каждой главы читаемого сочинения. Первоначально в связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Лектор менял их изложение каждый год и никогда не носил с собой шпаргалок. После лекции студенты собирались, чтобы вместе воспроизвести и запомнить ее содержание».

В Парижском университете пошли еще дальше – статут 1355 г. обязывал магистров читать лекции в таком темпе, чтобы школяры не успевали их записывать, так как считалось, что это развивает память и заставляет их думать самих. В университете существовала также должность тьютора – наставника, обычно студента старшего факультета, помогавшего младшим товарищам в освоении материала.

Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах – спорах по заранее выдвинутым вопросам. Существовали самые разные виды диспутов: от учебных, где студенты спрашивали преподавателя и одновременно учились на его ответах, до научных, на которых проходили защиты диссертаций или  сталкивались в дискуссиях крупнейшие философы и теологи. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.

Средневековый диспут был похож на современный научный доклад: с оппонентами и рецензентами. Ознакомление с материалом происходило, правда, ранее, во время лекций. Победа на диспуте сразу же возводила человека в ранг лицентиата (ученая степень).

Учебные помещения ничем не отличались от современных: стол для преподавателя и парты для учеников. Своих помещений преподаватели не имели, и поэтому занятия иной раз проходили и под открытом небом.

Занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать итальянского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. На латыни общались студенты и между собой.

От студента требовалось посещать лекции. Вот как описывает подобное занятие бывший студент Т. Платтер (1492- 1582). В один и тот же час, в одном и том же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов. Студенты записывали эти выдержки, затем переводили и комментировали. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты с обязательным присутствием студентов. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник - бакалавр - вел дискуссию, т.е. отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В этом случае нередко обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.

Университет рождает и такую форму обучения, как экзамен. Экзамены проходили в устной форме и давали право на получение ученой степени.

Технологии обучения были тесно связаны с организацией образования и, в зависимости от форм обучения были различны: так, в итальянских, французских, германских университетах преобладали лекции, а в английских – индивидуальная работа.

К XVIII в. профессура все меньше времени уделяла непосредственно преподаванию и все больше — воздействию на умы элиты общества, в частности, путем публикации своих сочинений.

 Вся система университетского образования оказала очень сильное влияние на формирование западноевропейской цивилизации. Университеты способствовали прогрессу в научной мысли, росту общественного самосознания и росту свободы личности. Магистры и студенты, переезжая из города в город, из университета в университет, что было постоянной практикой, осуществляли культурный обмен между странами. О национальных достижениях сразу же становилось известно и в других европейских странах. Так, «Декамерон» итальянца Джаванни Бокаччо (1313-1375) был быстро переведен на все языки Европы, его читали и знали везде.