Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лев Титанин. История анархизма в Одессе.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
268.29 Кб
Скачать

Лев Титанин. История анархизма в Одессе. В прекрасный день 2-го сентября, в честь дня города Одессы я прочитал лекцию о истории анархизма в южной пальмире. Одесса была не только передовым городом торговли в империи, но и передовым городом классовой борьбы и революционных организаций.

То, что происходило в Одессе меня воодушевляет и налаживает обязанность не подвести наших революционных предков. И я могу гордится Одессой, она тоже дала примеры организации, она дала революционный порыв всем, она тоже организовывала пролетариат для жесткой классовой борьбы, она тоже с винтовкой и бомбами стояла на баррикадах. Но не просто «тоже», а одна из первых! Действовали революционные кружки, синдикалисткие организации, обширная агитация, нелегальные типографии, анархисткие отряды самообороны и вооруженные отряды и т.д. Эту лекцию я подготовил благодаря товарищу по организации Анатолию Дубовику и хочу выразить ему большую благодарность. Информация в лекции предоставлена блоками о разных организациях, которые в хронологическом порядке пресекаются и накладываются друг на друга Теперь собственно по истории анархизма в Одессе. Ее можно разделить на 2 периода на период 1870-х годов и начало 20-го века. Речь пойдет о чайковцах, - эта та самая организация, в которой начинал деятельность Кропоткин; формально чайковцы не разделяли какую-то конкретную революционную теорию, но фактически постепенно подавляющее большинство их перешло на позиции Бакунина.

Одесский филиал «Общества чайковцев» сушествовал с 1872 по 1874.

Организован в конце 1872 как самостоятельный революционный кружок без какого-либо названия. Лидеры Ф. Волховский и С. Чудновский. Первоначально кружок занимался самообразованием своих членов, издавал рукописный журнал «Вперед», все его члены находились на позициях государственного социализма, к которым стремились привлекать интеллигенцию. Постепенно начали вести социалистическую пропаганду среди студентов Новороссийского университета (т.е. будущего Одесского, который сейчас им. Мечникова). С марта 1873 по инициативе М. Ланганса началась пропаганда и среди артельных рабочих, причем основной задачей этой деятельности кружок считал выработку будущих пропагандистов для работы среди крестьян. К социалистическим кружкам удалось привлечь до 20-30 рабочих, однако все они остались в городе, отказавшись возвращаться в деревни (откуда происходили).

Летом 1873 одесский кружок объединился с херсонским «кружком самообразования и саморазвития» (лидеры Чудновский и А. Франжоли). К этому времени лидеры кружка ставили перед собой задачу создания в Южной России сети кружков по типу их собственного.

Под влиянием приехавшего в Одессу представителя петербургского «Общества чайковцев» в начале лета 1873 кружок Волховского решил присоединиться к создававшейся чайковцами всероссийской революционной организации. При преобразовании кружка в Одесский филиал чайковцев Чудновскому было поручено заведовать связями (перепиской) с группами чайковцев в Петербурге, Киеве и Москве, а Волховскому – заниматься переводами западноевропейской социалистической литературы и составлением пропагандистских листовок и брошюр для народа. Выполняя эту задачу, Волховский в 1874 написал брошюру «Правдиве слово хлібороба до своїх земляків» (издана в Вене в 1876), содержавшая критику существующего строя, но не призывавшая к революции.

К этому же времени часть членов кружка начала переходить на позиции бакунинского анархизма, чему содействовало присоединение вернувшегося из-за границы П. Макаревича. Осенью 1873 бакунистами стали большинство одесских чайковцев, сторонниками государственного социализма оставались лишь Волховский и Чудновский. Последний также оставался на позициях лавристской стратегии пропаганды прежде всего среди интеллигенции

К концу 1873 основной задачей кружка признана пропаганда среди крестьян и городских рабочих. С этого времени пропагандистская деятельность среди студентов и артельных рабочих активизировалась.

В ноябре 1873 Франжоли участвовал в Киевском съезде кружка «жебуневцев», после которого поселился в с. Фастовец Борзенского уезда Черниговской губернии, работал одновременно народным учителем, врачом и аптекарем, пользовался большим уважением среди крестьян.

В конце 1873 Чудновскому поручена организация нелегальной доставки эмигрантской литературы через австрийскую границу, уже в декабре 1873 кружок получил транспорт бакунистской литературы, в т.ч. «Государственность и Анархия» М. Бакунина. В начале января 1874 Чудновский познакомился с контрабандистом М. Сима, которому предложил организовать доставку литературы; Сима согласился, но сразу выдал Чудновского полиции, и 05.01.1874 тот был арестован на границе в Волынской губернии с новым транспортом литературы (в т.ч. 157 экземпляров «Государственности и Анархии» и 166 – бакунинской книги «Историческое развитие Интернационала»).

В декабре 1873 Ланганс вслед за Франжоли также начал пропагандистскую деятельность среди крестьян, устроившись работать учителем в с. Каири Таврической губернии, куда доставил большое количество легальной и запрещенной народной литературы на русском и украинском языках. Сблизившись с местным учителем П. Макавеевым, вел среди крестьян революционную и антирелигиозную пропаганду. К началу 1874 в результате деятельности Ланганса и Макавеева в Каири образовался крестьянский революционный кружок, но в феврале 1874 Макавеев уехал из села, а в марте 1874 Ланганс также решил, что должность учителя привлекает «ненужное внимание» властей, и решил заняться изучением ремесел, вскоре вернулся в Одессу.

С целью изучения ремесел в апреле 1874 Ланганс и Макавеев организовали бондарную мастерскую в с. Попельнастое Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии, которую также использовали как опорный пункт по пропаганде.

В конце мая 1874 Франжоли приехал в Одессу и вместе с Макаревичем устроился работать в швейные мастерские Свечинского, где чайковцы вели образовательные и революционно-пропагандистские занятия с рабочими, в т.ч. обсуждал планы организации вооруженного восстания в Южной России.

В июле 1874 в Одессу вернулся и Ланганс, убедивший остальных чайковцев оставить пропаганду среди рабочих и, изучив ремесла, отправиться с пропагандистскими целями к крестьянам. В Одессе был оставлен Макаревич, которому было поручено обеспечивать связи с участниками хождения в народ и иногородними народническими группами, обеспечивать их литературой, а также продолжать пропаганду среди городских рабочих.

Постепенно одесские чайковцы, прежде всего бакунисты, перестали соблюдать конспирацию. В связи с этим в июле 1874 Волховский заявил о выходе из группы.

В середине августа 1874 большинство членов группы, в т.ч. Макаревич, Франжоли, а также Волховский и С. Жебунев, были арестованы.

К осени 1874 в результате деятельности Ланганса в Попельнастом образовалась крестьянская революционная группа, но в начале октября 1874 Ланганс, Макавеев и члены их группы также были арестованы. На свободе остался лишь Макавеев, вскоре присоединившийся к лавристскому кружку «башенцев».

Арестованные одесские чайковцы судились по процессу 193-х (16.10.1877-23.01.1878).

Всего за время существования одесской организации чайковцев в ней состояло 14 человек, с группой было связано до 90 рабочих и интеллигентов, пропагандой было охвачено не менее 200 городских рабочих.

Арест одесских чайковцев происходил одновременно с массовыми арестами революционеров в других регионах страны. Но вскоре началась деятельность чисто рабочей организации, которая, если внимательно проанализировать ее программные принципы, оказывается первой в России анархо-синдикалистской организацией.

Следующая организация Южно-российский союз рабочих.

Одесса. 1874 – 1876.

Одесская рабочая революционная организация. Создана И. Заславским в конце 1874 на основе группы учеников руководимой им школы для рабочих. В Союз вошли рабочие с одесских заводов Беллино-Фендериха (кружок Д. Изотова), Гульбе-Бланшарда (кружок и ссудо-сберегательная касса Я. Рыбицкого), Фалька и других. Союз имел легальную типографию, принадлежавшую Заславскому и регулярно печатавшую нелегальные прокламации. Также действовали общесоюзные ссудо-сберегательная касса и библиотека.

К началу 1875 Союз выработал форму высшего руководства, состоявшего из представителей входивших в него рабочих кружков. Были приняты программа и устав. Программа предполагала революционное уничтожение государства, эксплуатации, частной собственности.

Первая прокламация ЮРСР вышла 09.01.1875 и была адресована рабочим завода Беллино-Фендериха; прокламация призывала к борьбе за восстановление расценок зарплаты и к «уничтожению правительства и богачей». Прокламация вызвала стачку 10-12.01.1875, однако результатов она не имела.

С весны 1875 Союз проводил регулярные сходки за Тираспольской заставой, собирая по 20-60 человек; позже, осенью 1875, сходки проводились в трактирах, с соблюдением строгой конспирации. Основными формами деятельностью ЮРСР были пропаганда среди рабочих, рассматривавшихся как главная сила революционного движения, распространение прокламаций и другой революционной литературы. Лидеры Союза планировали вести революционную деятельность также и среди крестьянства, отправляя своих членов на постоянное жительство в села, разворачивая агитационно-пропагандистскую работу и организуя крестьянские группы, связанные с ЮРСР.

За время существования ЮРСР в Одессе в него входило от 6 до 9 местных групп (полиция сумела установить существование лишь трех). Точно известно о группах заводов Беллино-Фендериха, Гульбе-Бланшарда, «городской группе» (типографы, наборщики, позолотчики), группе рабочих железнодорожных мастерских и вокзала (лидер П. Силенко), группе рабочих Слободки-Романовки, «золотом кружке»; возможно, существовали также группы пересыпская, молдаванская и рабочих-мраморщиков. По полицейским сведениям, численность ЮРСР составляла до 300 человек; по воспоминаниям членов Союза – 50-60 активных членов и до 200 «групповиков», которые не платили членские взносы и не были обязаны подчиняться Уставу, но относительно регулярно посещали собрания, читали литературу и разделяли взгляды ЮРСР.

Союз рассматривал себя как чисто рабочую организацию, возможность участия в нем только рабочих была зафиксирована программными документами. На этом основании (и опасаясь недостатка конспирации) летом 1875 Заславский отказался от какого-либо сотрудничества с представителями «Всероссийской социально-революционной организации». Однако уже с начала 1875 Союз поддерживал через Заславского связи с лавристским кружком «башенцев», прежде всего с Ф. Щербиной и Г. Попко, которые распространяли прокламации Союза, вели лекции в рабочих кружках и писали статьи. Поддерживались связи с эмигрантскими редакциями лавристской газеты «Вперед» и бакунистской газеты «Работник»; через членов Союза Дирина и Ляховича, работавших кочегарами на пароходах, оба издания доставлялись в Одессу и распространялись среди рабочих.

В мае 1875 ЮРСР принял решение о создании отделов организации в других городах Южной России. С этой целью представители Союза выехали в Кишинев, Орел, Ростов-на-Дону (П. Сикачин, Н. Наддачин), Таганрог, Харьков (Изотов). Фактически организовать местные секции ЮРСР удалось лишь в Ростове-на-Дону и Кишиневе, где деятельность местных групп отмечается с августа-сентября 1875. Члены ЮРСР вели пропаганду также в Ялте и Керчи Таврической губернии (Наддачин), Тираспольском уезде Бессарабской губернии (Телятников), Ростовском уезде Донской области (Гренко).

В июне 1875 к ЮРСР присоединились члены «Общества содействия развитию природных способностей талантливых лиц из народа», образовавшие «золотой кружок». Члены кружка принадлежали к интеллигенции или были близки ей.

В августе 1875 Союз участвовал в успешной однодневной стачке рабочих завода Беллино-Фендериха, во время которой распространял свою прокламацию.

На рубеже августа-сентября 1875 «золотой кружок» потребовал изменения программных документов ЮРСР с тем, чтобы в нем могли состоять и народники-интеллигенты. Вопрос обсуждался на собраниях делегатов кружков, но предложение было отвергнуто большинством голосов. После этого члены «золотого кружка» вышли из организации. Требование «золотого кружка» снова обсуждалось на массовой сходке активистов ЮРСР в конце сентября 1875, однако эта сходка также постановила оставить Союз чисто рабочей организацией. Не согласные с этим решением, из Союза вышли Рыбицкий и Ф. Кравченко, являвшиеся одними из наиболее активных членов организации.

05.10.1875 вышла прокламация ЮРСР, содержавшая программные требования Союза (уничтожение наемного труда, частной собственности и всякой власти); прокламация также сообщала о деятельности «Рабочих-Апостолов», стремящихся к разрушению «всех несправедливостей» и объединенных в Рабочий союз, и призывала рабочих создавать новые подобные группы, объединяющиеся в единый ЮРСР.

В ноябре 1875 в ЮРСР проник провокатор Толстоносов; 10.12.1875 он явился в Одесское губернское жандармское управление и дал обширные показания о составе, численности и деятельности ЮРСР. 18.12.1875 прошли первые обыски, в результате которых арестованы Силенко и Кравченко. При первых признаках провала лидеры организации выявили факт предательства Толстоносова и обсуждали вопрос о его убийстве, на чем особенно настаивал Ляхович, но большинством голосов отказались от покушения. 22.12.1875 арестован Заславский. Благодаря высокому уровню конспирации, полиция выявила существование лишь трех групп ЮРСР (городской, железнодорожной и завода Гульбе-Бланшарда); всего до февраля 1875 арестовано свыше 60 человек (под следствием оказалось лишь 39). В результате репрессий Союз фактически распался. С 29.01.1876 обыски и аресты шли также в Ростове-на-Дону. Кишиневский отдел ЮРСР обнаружен не был, но, видимо, распался.

Процесс по делу ЮРСР прошел в Особом присутствии Правительствующего Сената 23-27.05.1877, судилось 15 человек.

Остатки ЮРСР воссоздали общегородскую организацию «Южно-русский союз рабочих» в 1877-1878.

Упоминаемая в тексте Всероссийская социально-революционная организация – это попытка создания именно всероссийской организации бакунистов, быстро уничтоженная полицией. В Одессу от нее приезжали два человека, но ничего сделать здесь не смогли.

Отдельно о фигуре Заславского, организатора и руководителя ЮРСР:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]