Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Grant_RIDOM_na_vychitku.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
8.67 Mб
Скачать

Заключение

Результатом воздействия описанных факторов является возросшая с распадом СССР динамика социально-экономического положения. На протяжении всех двадцати прошедших лет происходила сильная поляризация промышленного производства в городах: к моменту валютного кризиса и дефолта 1998 года окончательно выделился экономический костяк Среднего Урала.

Произошло сильное переформатирование структуры промышленного производства в городах, выявились лидеры и отстающие. Основной детерминантной выступила специализация промышленного производства – города с «хорошей» специализацией (металлургия, нефтехимия, химия, ПСМ) постепенно увеличивали свою долю в промышленном производстве, города «плохой» специализации (лесная и деревообрабатывающая промышленность, добыча угля, машиностроение) постепенно утрачивали свой индустриальный облик. Описанная тенденция имеет массовый характер, но существует немногочисленный исключения, связанные с конкретной узкой специализацией на видах продукции. Так, лучше других себя чувствовали машиностроительные предприятия, производящие, например, буровое оборудование.

Дальнейшая дифференциация в рамках отрасли имела особенно заметный характер в металлургии – отрасли специализации, которую имеют максимально большое число городов рассматриваемой территории. На развитие производства в них оказывало влияние несколько различных факторов: узкая специализация, состояние и обновленность основных фондов, принадлежность к тому или иному собственнику разного масштаба, состояние ресурсной базы, конъюнктура на основные виды продукции. Для некоторых городов можно выделить один-два главных фактора (Аша, Чусовой, В. Салда, Лысьва), повлиявших на экономическое благополучие, для других (Кировград, Полевской, Каменск-Уральский) таких факторов много, либо они почти равнозначны.

Дифференциации экономического положения в городах другой (одной) специализации почти не происходило – все они деградировали примерно с одними темпами.

Социальное положение в городах, как удалось установить, в большой степени зависит от уровня развития промышленности, что особенно проявляется у малых городов и населённых пунктов вне крупных территориальных скоплений городов, агломераций. С конца советского времени, соответственно, вслед за поляризацией промышленного производства нарастают контрасты в социальном развитии городов. Из депрессивных и отсталых территорий устанавливается устойчивый миграционный отток (КУБ, машиностроительные, лесные города), снижается уровень заработных плат, возрастает безработица и т.д. Эти процессы, усиленные обострившейся демографической проблемой приводят к изменению системы расселения рассматриваемой зоны: тает Горнозаводская часть Челябинской области и Пермского края, депопулирует «лесная» периферия Свердловской области и Пермского края. При этом наблюдается концентрация населения вблизи региональных центров – расширяется и растёт Екатеринбургская агломерация, увеличивается доля региональных центров в двух других субъектах.

Наряду с логичной и закономерной концентрацией экономики и благ для населения в крупных индустриальных городах, наблюдается также и другая тенденция непропорционального роста уровня жизни в городах без промышленного производства. Если в Челябинской агломерации этот процесс носит ограниченный характер (развитие Копейска, Еманжелинска), то в Екатеринбургской агломерации этот процесс в последние годы приобретает более заметный характер. Фактически, сам Екатеринбург, а не только такие прилежащие города как Дегтярск. Сысерть, Арамиль, Березовский, осуществляют увеличение уровня жизни, в основном, не за счёт промышленного развития. С одной стороны, они «снимают сливки» промышленного развития остальных городов через перераспределение налоговых прибылей, локализующихся в региональном центре. Дополнительный импульс такой тенденции придал возросший в начала 2000-х годов поток денег от нефтяной ренты.

Безусловно, в таком процессе, кроме очевидных негативных черт, стали проявляться позитивные сдвиги – рост технологичных, но пока не ставших массовыми производств, сервисных услуг, строительства, совершенствование городской среды. Все это приводит, с одной стороны к диверсификации экономики, но с другой стороны реально не приводит к повышению устойчивости, поскольку опирается на гораздо менее быстро растущий промышленный фундамент.

Социальное развитие индустриальных городов в условиях несовершенства налоговой политики и недостатка средств в муниципальных бюджетах во многом зависит от поведения крупных компаний-владельцев предприятий. Большинство из них, формально вкладывая значительные ресурсы в поддержание состояния своих городов, кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону не способны. Их усилия направлены на улучшение городской среды, заботу о работниках и членах их семей. Тем не менее, для повышения человеческого капитала, способного вызвать появление других предприятий, самоорганизоваться и начать самостоятельное развитие без поддержки у предприятий не хватает ресурса. Заводы не могут заменить государственной социальной политики – переломить негативные демографические процессы, падение образовательного уровня населения и т.д. Однако, существуют попытки, даже удачные, когда в сочетании с другими факторами развития, социальная политика предприятий даёт результат.

Поступательное развитие городов Среднего Урала за последние двадцать лет приводит появлению отмирающих зон и полюсов роста. На данном этапе центрами развития остаются уже сформированные промышленные центры, на базе их фондов появляются новые предприятия, расширяются существующие. Перспективными с точки зрения развития инноваций выступают городские агломерации, на данный момент столичные. В них зреет зерно новой постиндустриальной экономики, которая должна будет придать новый импульс индустриальным городам, перевести их на новый технологический уровень, вызвать диффузию и запустить инновации на имеющихся фондах. В современных условиях вряд ли можно говорить о «новой индустриализации» региональных центрах, их функции и роли уже во многом изменились, да и создать новые промышленные гиганты не представляется возможным.

На наш взгляд развитие отсталых и депрессивных городов должно проходить за счёт их большей интеграции и агломерирования с другими населёнными пунктами путём развития транспортной и виртуальной инфраструктуры. Только таким путём, можно задействовать находящийся в них человеческий капитал, повысить эффективность предприятий. Для каких-то городов это уже невозможно, поскольку они утратили само объективное основание своего существование. К таких относятся, в основном, населённые пункты ресурсного освоения, которые, вообще говоря, уже не являются городами. Для них, в первую очередь, необходимо разработать и применить специальные механизмы адаптации, возможно программы переселения. В условиях демографического национального кризиса, когда ценным представляется каждый житель, сохранение городов в их текущем состоянии обрекает их на полное исчезновение.

Горнозаводская зона Среднего Урала

Горнозаводской Урал – регион, объединяющий территории, где некогда доминировал один хозяйственный профиль – железоделательная промышленность. Многие населенные пункты сохранили свою историческую специализацию, некоторые сменили ее.

Современное развитие Горнозаводского Урала характеризуется значительными территориальными диспропорциями. Города Горнозаводского Урала различаются по текущему социально-экономическому положению. В частности, выбранные города-ключи – Аша, Златоуст, Верхняя Пышма, Невьянск, Кизел – значительно различаются как по социально-экономической ситуации, так и в целом по модели развития.

Все вышеперечисленные города обязаны своим возникновением одной и той же отрасли – металлургии. Несмотря на это, города относятся к разным периодам развития металлургии на Урале. Так, появление Невьянска (Невьянского завода) относится к первой волне индустриализации Урала. Возникновение Кизела и Златоуста – следующая волна этого исторического процесса. Возникновение Верхней Пышмы и Аши относится к гораздо более позднему времени.

Рассмотрим процесс трансформации экономики городов Горнозаводского Урала отдельно на "историческом" этапе развития – до конца советского периода – и отдельно на "современном".

Можно выделить следующие модели трансформации экономики городов на первом этапе:

1) развитие города в рамках первоначальной отрасли специализации. В случае городов Горнозаводского Урала суть данной модели состоит в сохранении главенствующей роли металлургического производства с совершенствованием технологии производства.

Так, в рамках данной модели происходило развитие Аши и Верхней Пышмы. Градообразующим предприятием для Аши на протяжении всего этого периода развития города был металлургический завод, хотя появлялись и другие предприятия – лесохимический завод, светотехнический завод. Верхняя Пышма на протяжении всего данного периода развивалась как центр медеплавильной промышленности.

2) смена специализации с углублением передела. В рамках данной модели происходило развитие Невьянска и Златоуста.

В обоих случаях имел место переход от выпуска продукции черной металлургии (чугуна) к выпуску более сложной продукции: в Невьянске – производство артиллерийских орудий, снарядов, затем, в советский период, - машиностроительной продукции. Златоуст развивался с начала 19 века как центр оружейной промышленности, здесь производилось холодное оружие, выполнялась его художественная обработка. Кроме того, Златоустовский завод во второй четверти 19 века стал производить стальные пушки.

3) смена специализации на другую, не связанную с прежней. По этому пути развивался Кизел. Исчерпание железорудных месторождений и востребованность каменного угля промышленностью обусловило смену специализации, которая произошла в середине 19 века. Дальнейшее развитие Кизела было связано с угледобывающей промышленностью.

В постсоветский период трансформация экономики городов продолжилась под влиянием факторов рыночной экономики. На современном этапе развития имеют место следующие модели развития городов:

1) сохранение и уверенное функционирование градообразующей отрасли. По данному сценарию происходило развитие Аши и Верхней Пышмы.

Фактором устойчивости экономики Аши во многом явилась политика собственником градообразующего предприятия. Руководители металлургического завода препятствовали интеграции предприятия в состав других крупных промышленных групп, что позволило самостоятельно определять направления развития компании. В частности, руководством предприятия было принято решение о начале производства товаров народного потребления, доля которого в выручке предприятия сегодня составляет около 10%. Другим фактором устойчивости стала возможность переориентации на экспортные поставки в 90-е годы, то есть наличие стабильного спроса на продукцию предприятия.

Аналогичные факторы действовали и в случае Верхней Пышмы. Город является базовым городом Уральской горно-металлургической компании, здесь расположено головное предприятие компании – ОАО "Уралэлектромедь". С другой стороны, на продукцию предприятия также существовал стабильный спрос. Немаловажную роль в развитии города сыграл административный фактор: политику компании в отношении Верхней Пышмы во многом определяет ее руководство в лице А. Козицына, который считает развитие Верхней Пышмы личным социальным проектом.

2) упадок и стагнация в градообразующей отрасли. По данному сценарию развивалась экономика Златоуста и Невьянска.

Машиностроительный завод в пореформенный период пострадал в результате экономического кризиса: ощущалась нехватка заказов, вследствие чего начался отток кадров с предприятия. Металлургический завод находился в лучшем положении, однако впоследствии предприятие сменило собственника, эффективность управления которого была невысока. Завод оказался в кризисной ситуации.

Невьянский машиностроительный завод также пострадал в результате экономического кризиса. На базе завода образовалось несколько юридических лиц, которые продолжают вести производственную деятельность на площадках НМЗ. В настоящее время сам Невьянский машиностроительный завод практически не ведет производство, на его территории функционируют несколько дочерних компаний.

3) сворачивание градообразующего предприятия. Такой ход событий был характерен для Кизела. В рамках реструктуризации угольной отрасли угледобывающие предприятия Кизеловского угольного бассейна были закрыты из-за нерентабельности производства. Так, закрытие шахт в Кизеле происходило с 1996 по 2000 годы. Дальнейшие попытки создания замещающих предприятий закончились безуспешно, в многом из-за непродуманности мер и непроработанности конкретных проектов.

Для всех городов по-разному оценивается перспектива диверсификации или реструктуризации экономики.

Для Аши перспективно развитие горнолыжного туризма. Функционирует горнолыжный курорт "Аджигардак", проработан проект второго курорта – "2 долины", однако отсутствует инвестор. Развитие туризма может быть дополнительным источником доходов города, но туризм не сможет стать градообразующей отраслью в силу ряда факторов – невысокого потенциального туристического потока, сезонности отрасли.

В Златоусте в пореформенный период получила развитие традиционная для города отрасль – художественная обработка металла и оружейный промысел. В городе существует более 40 малых предприятий, работающих в данной сфере, однако суммарный эффект от их деятельности не может перекрыть потери, связанные со спадом в металлургии и машиностроении. Малый бизнес может стать важным дополнением городской структуры экономики, но не сможет стать ведущим.

Верхняя Пышма развивается стабильно. Продукция градообразующего предприятия пользуется спросом на мировом рынке. В то же время, в последние годы происходит развитие других отраслей промышленности: построен завод железнодорожного машиностроения. Его появление во многом обусловлено агломерационным фактором: Верхняя Пышма обладает выгодным ЭГП, находясь вблизи от Екатеринбурга. Другое проявление действия агломерационного фактора – развитие рынка жилья в Верхней Пышме, что выражается в притоке населения по причине относительной дешевизны жилья и наличия крупного рынка труда Екатеринбурга и его агломерации.

Развитие Невьянска сопряжено с рядом трудностей. Машиностроительный завод находится в очень тяжелой ситуации, перспектив по восстановлению производства практически нет. У города есть определенный туристический потенциал, но развитие туризма не способно сделать туристическую отрасль единственной для города.

Развитие Кизела в последние годы сводится к тому, что в условиях относительной стабилизации миграционной ситуации (поскольку активная часть населения покинула город) Кизел фактически вступил в фазу консервации. Развитие экономики в последние годы сопряжено с развитием пищевой промышленности на базе существующих мощностей. Потенциал для дальнейшей диверсификации экономики у города практически отсутствует.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]