Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
allquestions MOOO.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
536.58 Кб
Скачать

Вопрос 28. Преодоление Россией последствий поражения в Крымской войне. Дипломатия а.М.Горчакова

Основные события:

1853-56 – Крымская война

1856 – Парижский мирный договор (уступка Россией части Бессарабии, отказ от исключительного протектората над вассальными христианскими государствами Турции, лишение России права держать военный флот в Черном море)

1863 – Польское восстание

1867 – уступка Аляски Соединенным Штатам

1 марта 1871 – Лондонская конвенция о возвращении России ее прав на Черное море

1873 – создание “Союза трех императоров” (Германия, Россия и Австрия)

1877-78 – русско-турецкая война (искусные маневры Горчакова обеспечили нейтралитет европейских держав в конфликте)

Поражение России в Крымской войне ослабило ее позиции в Европе. Она утратила руководящую роль, которую играла на континенте длительное время после Венского конгресса. В Европе сложилась так называемая “крымская система”, основой которой был англо-французский блок, направленный против России. Самым тяжелым условием Парижского мира были статьи о нейтрализации Черного моря. России и другим черноморским странам запрещалось иметь там военный флот и строить оборонительные сооружения. Нейтрализация Черного моря значительно ухудшала положение России, так как создавала постоянную угрозу безопасности ее южного побережья. В случае возникновения войны, заручившись согласием султана, западные державы могли беспрепятственно ввести в Черное море свои военные корабли.

Было поколеблено и влияние России на Балканах, где ее право на преимущественное покровительство христианским народам заменялось коллективными гарантиями. С утратой Бессарабии российская граница отодвигалась от Дуная. Ухудшилось положение России на Балтике (демилитаризация Аландских островов, антирусский договор Англии и ранции со Шведско-Норвежским королевство 1856 г.). Наконец, с крахом во время войны Священного союза Россия оказалась в состоянии дипломатической изоляции.

Столь неблагоприятная ситуация требовала решительного поворота во внешней политике страны. Это, в свою очередь, диктовало смену руководства Министерства иностранных дел, которое 15 апреля 1856 года возглавил А.М. Горчаков.

Новое направление внешней политики бало обосновано министром в докладе Александру II и изложено в известном циркуляре от 21 августа 1856 года, направленном в российские посольства и миссии при европейских государствах. В нем подчеркивалось желание российского правительства посвятить ”преимущественную заботливость” внутренним делам, распространяя свою деятельность за пределы империи, “лишь когда того безусловно потребуют положительные пользы России”. Отказ от прежней активной роли на континенте носил, однако, временный характер, на что недвусмысленно намекала следющая фраза циркуляра: “Говорят, Россия сердится. Нет, Россия не сердится, а сосредоточивается”, то есть собирается с силами.

Не меньшее значение имело намерение проводить впредь “национальную” политику, не жертвуя интересами России во имя чуждых ей политических целей. Речь шла об отказе – ради “пользы своих народов” – от целей Священного союза. Наконец отмечалось, что Россия стремится “жить в добром согласии со всеми правительствами”, то есть отбрасывалась прежняя почти постоянно подчеркиваемая враждебность к правительствам “незаконного” или революционного происхождения. Одну из основных задач внешней политики министр видел в отмене унизительных статей Парижского договора о нейтрализации Черного моря. Следовало также восстанавливать утраченные позиции и влияние на Балканах. Тем самым был бы, по словам Горчакова, устранен “двойной дефект” трактата. Решение этих задач требовало поиска новых путей и дипломатических комбинаций.

После Крымской войны Восточный вопрос продолжал играть большую роль во внешней политике России, однако теперь она должна была действовать более осторожно, заручившись поддержкой влиятельной европейской силы, каковой стала Франция. 13-15 сентября 1857 года была достигнута договоренность с Наполеоном III, который в обмен на поддержку Россией своих планов относительно расширения границ и упрочения своей гегемонии в Европе, обещал действовать вместе с ней в ближневосточных делах. Весной 1858 года на Балканском полуострове усилилось национально-освободительное движение, начало которому положило восстание в Герцеговине. В свою очередь, Турция готовилась обрушиться на Черногорию, оказывающую поддержку повстанцам. Тогда, чтобы вновь утвердить престиж России в качестве покровительницы христианского населения Османской империи, Горчаков решил вступиться за Черногорию. При этом к разрешению конфликта он надеялся привлечь Францию. Вместе с тем, Наполеон III потребовал гарантий российской помощи в случае французско-австрийского вооруженного противостояния, поводом для которого могло послужить разрешение черногорского вопроса. Россия рассчитывала в этой дипломатической игре добиться с помощью Франции изменения статей Парижских соглашений. Наметившееся было безвыходное положение удалось преодолеть в ходе переговоров в Париже, когда 19 февраля 1859 года был подписан секретный договор, согласно которому Россия обещала придерживаться “благожелательного нейтралитета”. Взамен Наполеон в очень туманной форме намекал на возможность пересмотра трактата 1856 года.

Положительным результатом сближения России с Францией было установление сотрудничества на Балканах. Оно оказалось наиболее результативным в 1856-59 годах. Начав с согласованных действий в поддержку Черногории, России и Франции вместе выступили в вопросе об объединении Дунайских княжеств (1859) и расширении их автономии. Петербургский кабинет приложил немало усилий для укрепления статуса Сербского княжества и развития его вооруженных сил. Подъем националь-освободительной борьбы югославянских народов сопровождался обострением черногорско-турецких и сербско-турецких отношений, готовых вылиться в вооруженные конфликты. В 1862 году при деятельном участии Горчакова конфликт Сербии с Турцией был урегулирован в пользу первой и была остановлена турецкая агрессия против Черногории. В 1862 году Горчакову был присвоен чин вице-канцлера, а пятью годами позже он становится государственным канцлером.

Согласованные действия России с Францией закончились во время польского восстания 1863 года. Снова на повестку дня стал вопрос: кто может помочь в отмене нейтрализации Черного моря? Таким государством оказалась Пруссия. 27 января 1863 года была подписана российско-прусская конвенция. В период войны Пруссии с Данией в 1864 году Россия сохраняла нейтралитет. Несмотря на опасное усиление позиций Пруссии на европейском театре после 1866 года, Горчаков, под давлением обстоятельств вынужден признать, что “… серьезное и тесное согласие с Пруссией есть наилучшая комбинация, если не единственная” в процессе отвоевания былых позиций на черноморских просторах.

Когда царское правительство поставило в известность Бисмарка о своем согласии начать переговоры, это вызвало немедленный отклик. В августе 1866 года в Петербург прибыл прусский генерал Мантейфель. В ходе объяснений с ним была достигнута договоренность о том, что Пруссия поддержит требования России об отмене наиболее тяжелых статей Парижского трактата, когда этот вопрос будет поставлен российской дипломатией. Взамен Россия соглашалась придерживаться благожелательного нейтралитета во время объединения Германии. В 1868 году последовало устное соглашение, фактичеси имевшее силу договора. В разгар франко-прусской войны Горчаков заявил Александру II, что пришло время возбудить вопрос о “справедливом требовании” России. Одновременно с этим министр считал возможным поставить вопрос о возвращении России Южной Бессарабии.

19 октября 1870 года циркуляр Горчакова о решении России не соблюдать часть статей Парижского трактата был направлен в российские посольства для вручения правительствам государств, подписавших этот договор. Момент для заявления был выбран исключительно удачно. Главный “гарант” Парижского трактата – Франция потерпела военный разгром, Пруссия обещала поддержку, Австро-Венгрия не рискнула бы выступить против России из опасения подвергнуться новому нападению Пруссии. Оставалась Англия, которая всегда избегала единоличных военных действий.

Циркуляр Горчакова произвел в Европе эффект “разорвавшейся бомбы”. Особенно враждебно восприняли его правительства Англии и Австро-Венгрии. Но им пришлось ограничиться словесными протестами. Против одностороннего решения возразило и итальянское правительство. Вместе с тем, кроме Пруссии, в неожиданную поддержку требованиям России выступили Соединенные Штаты, указавшие, что никогда не признавали постановлений Парижского трактата об ограничении прав России на Черное море. Горчаков все же согласился пойти на созыв международной конференции, которая открылась 5 января 1871 года в Лондоне.1 марта была подписана Лондонская конвенция, отменившая все ограничения для России, Турции и других прибрежных стран на Черном море. Отныне Россия могла содержать там военный флот и строить военно-морские базы.

Отмена унизительных статей Парижского трактата явилась крупным успехом российской дипломатии и ее главы, А.М. Горчакова, по праву считавший решение этой внешнеполитической задачи главным достижением всей своей дипломатической деятельности. Значение этого еще больше возрастало, если учесть, что на протяжении длительного периода, когда Европа переживала “неспокойное время”, Россия не была втянута в военные конфликты. Победа России на конференции укрепила ее международные позиции. Отмена нейтрализации Черного моря упрочила безопасность южных границ государства, способствовала экономическому развитию страны, прогрессу и его внешней торговле и ускорила освоение Новороссийского края.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]