Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лица в Римском Праве.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
36.7 Кб
Скачать

«ЛИЦА В РИМСКОМ ПРАВЕ»

 

1. Понятие лица и его правоспособности

Понятие физического лица в римском праве 

   «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам (personas), или к вещам (res), или к судебным действиям (actiones). Сперва поговорим о лицах. Недостаточно ведь знать право, если игнорируются лица, ради которых они установлены» (Юстиниан. Институции. 1.2.12).

   Термином «лицо» (persona — букв. «маска») обозначается субъект права. Лицами в римском обществе были отдельные люди — физические лица, сообщества физических лиц (например, родовая организация) и независимые от физических лиц учреждения — юридические лица. Людям, сообществам и учреждениям качество лица придает правоспособность (caput) — социально-юридическая категория, исходящая от государственной власти и состоящая в возмож­ности иметь права и обязанности (caput habere). Не случайно возникла сентенция: «Рабы не имеют «лица», т.е. правоспособности.

   Правоспособность возникает с рождением человека и пре­кращается с его смертью. В исключение из этого правила субъектом права признается зачатый, но еще не родившийся ребенок (postum): «Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого» (D. 1.5.7).

   Правоспособность человека в сфере частноправовых от­ношений складывается из двух элементов:

1) jus conubi — пра­во вступать в римский брак;

2) jus commercii— право быть субъектом имущественных правоотношений (вещных и обяза­тельственных).

   Указанные возможности, а также возможность быть субъ­ектом права в политической сфере, осуществимы при наличии условий (предпосылок) приобретения правоспособности:

» состояние свободы (status libertatis),

» состояние гражданства (status civitatis),

» семейное состояние (status familiae).

   Только при наличии всех трех статусов возникала полная правоспособность. Утрата одного из них влекла за собою прекращение правоспособности либо изменение ее со­держания.

   Для понятия лица существенна только правоспособность, но она значительно утратила бы свой смысл, если бы не выражалась вовне. Это выражение она находит в дееспособнос­ти — возможности лица своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности; Существовали категории лиц, не способных, с точки зрения римлян, со знанием дела самостоятельно совершать юридические акты (в связи с воз­растом, полом, состоянием здоровья). Соответствующие дей­ствия за них выполняли опекуны. Но, разумеется, сами ограниченные в дееспособности оставались лицами, т. е. субъек­тами права.

Содержание правоспособности

   Определяющее условие правоспособности человека — состояние свободы. Примени­тельно к нему римское общество делилось на две категории — свободных (liberi) и рабов (servi). «Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди или свободные, или рабы» (Гай. Инструкции, 1, 9). Правоспособными признавались толь­ко свободные. Рабы, не имевшие статуса свободы, были не субъектами, а объектами прав. «Servi res sunt», «рабы суть вещи», — резюмировал их положение Ульпиан. В период Поздней республики и империи в жесткий принцип неправоспособности рабов вносятся некоторые смягчающие элементы.

   Вместе с тем не все свободные были одинаково пра­воспособными. Этим качеством в древнейшее время обладали лишь римляне носители статуса гражданства. Не римляне (чужеземцы), хотя и были свободными, но правоспособности ни в одной из сфер деятельности человека не имели и даже считались врагами (hostis), в связи с чем имущество их могло быть захвачено, а сами они обращены в рабство.

   Потребности торгового оборота издавна вызвали к жизни институт клиентеллы, в соответствии с которым чужеземец в результате специального соглашения становился клиентом римлянина (патрона). Последний от собственного имени (т.е. не как представитель) совершал в интересах клиента раз­нообразные правовые действия: заключал сделки, выступал в римском суде и т.п. Исполнение обязанностей патроном обеспечивалось средствами сакрального права (религии): не­добросовестный патрон, как вызвавший гнев богов, ставился вне охраны закона.

     Предпосылкой правоспособности в сфере частного права является определенное положение человека в семье, что выте­кает из разделения членов римской семьи (familiae) на две категории:

= «лиц своего права» (persona sui juris) и

= «лиц чужого права» (persona alieni juris).

   К первой категории относились главным образом отцы фамилии (pater familias), ко второй — все остальные ее члены. Причем не требовалось, чтобы патерфамилиас реально был отцом семьи. Необходимо лишь, что­бы он не подчинялся кому-либо в семейном порядке. Это разделение не имеет значения в области публичного права.

   Члены семьи, если они обладали двумя другими статусами, могли голосовать в комициях и занимать любые должности.

   Только патерфамилиас был носителем полной пра­воспособности и единственным субъектом всех имуще­ственных прав. Члены семьи, будучи лицами, т.е. субъектами прав, могли совершать различные юридические действия, например, заключать договоры по приобретению имущества. Но все их приобретения становились соб­ственностью патерфамилиаса. В древнейшую эпоху его власть (manus) была абсолютной — над членами семьи, рабами, вещами.

   В дальнейшем в связи с развитием товарного производ­ства власть патерфамилиас дифференцируется, и термин «manus», отражая происходившие социальные процессы, обозначает власть над женой. Для обозначения власти над детьми и рабами появляются другие термины — patria patestas и dominica patestas соответственно. Терминонологические новеллы проистекали из наметившейся тенденции признания правовой самостоятельности членов семьи. Про­цесс этот был постепенным, и к концу существования римского государства «лица чужого права» получили значи­тельные имущественные права, а власть патерфамилиас стала весьма скромной. Тем не менее, римляне не смогли оконча­тельно отказаться от его фигуры, и в Кодификации Юстини­ана вполне правоспособными признаются только «лица своего права».