Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
макро.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
238.59 Кб
Скачать

Институционально-социологическое направление (институционализм)

Институционализм (англ. institutionalist, от лат. institutio, — образ действия, обы­чай, наставление, указание) — одно из основных направлений современной эко­номической мысли, рассматривающее экономику как неравновесную систему, все главные структуры которой испытывают систематические социальные трансфор­мации. Это направление возникло на рубеже XIX и XX вв. в ведущей капитали­стической стране, США, в период вступления американского капитализма в ста­дию империализма. Большое распространение институционализм получил в 20-х гг. XX в. Представителями раннего институционализма кроме его основополож­ника Торстена Веблена (1857-1929) были американские экономисты У. Митчелл, Дж. Коммонс, А. Берли, Э. Богарт, У. Гамильтон, Г. Мина, Р. Тагаелл.

Представителями современного институционализма, или неоинституционализма, являются видные американские ученые Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, О. Тоффлер Хейлбронер, шведский экономист Г. Мюрдаль, французский экономист ф- Перруидр.

Термин «институционализм» связан с двумя понятиями: «институция» — уста­новление, обычай, порядок, принятый в обществе, и «институт» — закрепление

обычаев и порядков в виде закона или учреждения

Институционализм не имеет единой экономической теории и распадается на четыре течения: а) психобиологическое (Веблен и др.), которое биологические закономерности использует для объяснения социально-экономических процес­сов капитализма. Между тем, как известно, закономерности социальных процес­сов не могут быть сведены к биологическим закономерностям, ибо, как отмечал В. И. Ленин, «перенесение биологических понятий вообще в область обществен­ных наук есть фраза»;1 б) социальное (Коммонс и др.), трактующее правовые отношения как решающие социально-экономические отношения капиталистиче­ского общества; в) эмпирическое (Митчелл и др.), исследующее вопросы эконо­мических циклов и кризисов; г) социологическое, видным представителем кото­рого является Дж. Гэлбрейт.

Институционалисты расширяют предмет политической экономии, придавая экономической науке междисциплинарный характер. По мнению институционалистов, неправомерно политическую экономию сводить только к производствен­ным отношениям. Фактически они отрицают классовый характер отношений соб­ственности, заявляя, что эти отношения в современном обществе не могут играть большой роли, поскольку людям якобы безразлично то, в чьих руках сосредоточены средства производства. Так, Уэсли Митчелл (1874-1958) считает, что предметом по­литической экономии является хозяйственное поведение людей, подчиняющихся определенным психическим мотивациям.

Институционалисты считают, что неоклассики упрощают действительную эко­номическую теорию и практику, ограничиваются лишь теоремой «экономиче­ского человека» и не придают значения правовым, социальным, политическим, психологическим факторам, воздействующим на экономическую жизнь обще­ства. Определяющий признак институционализма — критическое отношение к неоклассической теории рыночного равновесия. Т. Веблен в начале XX в. считал необходимым дополнить абстрактные формализованные конструкции маржинали- стов конкретно-историческим анализом всех экономических явлений в их нацио­нальной специфике. По мнению институционалистов, государственное управление имеет не меньшее значение, чем рыночные цены. Они полагают, что рынок высту­пает орудием обогащения монополий, обладающих современной техникой и техно­логией. Исходя из их приоритетов развитие общества проходит индустриальную, постиндустриальную, информационную, технотронную стадии.

Главным идеологом американского институционализма Торстеном Вебленом опубликован ряд фундаментальных экономических и социологических работ. Наибольшей популярностью пользуется его книга «Теория праздного класса» (переведена на русский язык и издана в 1984 г.), которую прогрессивный амери­канский профессор-социолог Л. Уорд назвал одной из самых блистательных книг, изданных в стране (в США, в конце XIX в.). В первое десятитилетие по­сле опубликования она переиздавалась четыре раза. Известный американскии экономист Стюарт Чейз писал, что «Теория праздного класса» вошла в классику социально-экономической литературы и, вероятно, останется самой популярной из книг Веблена. Веблен осуждает крупный капитал, его господство в экономике и политике, а открытый им так называемый закон демонстративного расточи­тельства назвал «фундаментальным», великим законом денежной цивилизации. Однако в историко-экономической концепции Веблена гипертрофируется сфера обращения в экономике капитализма, роль психологических факторов, ибо для Веблена центральными являются конфликты между противоположными побуж­дениями и привычками, а реальный источник развития общества — противоречия в системе производственных отношений — он не исследует. Большое внимание Веблен в своих работах уделяет частной собственности, рассматривая возникнове­ние праздного класса с ее возникновением. Веблен преувеличивает роль потреб­ления, придавая ему решающее значение в развитии общества, игнорируя при этом определяющую роль производства.

Различают две основные ветви институционализма:

  1. традиционный, или старый, институционализм;

  2. новый институционализм, или неоинституционализм.

Под традиционным институционализмом в узком смысле слова понимают работы американских институционалистов первой половины XX в.: основоположника аме­риканской ветви институционализма Торстена Веблена (1857-1929), его ученика Уэсли Митчелла (1874-1948), Джона Гэлбрейта (р. 1909). В широком смысле к институцио- нализму относят немецкий неолиберализм (М. Вебер, В. Зомбарт, В. Ойкен). Техно­кратическая теория Веблена была развита Дж. Гэлбрейтом, Д. Беллом и О. Тоффе- ром в концепции постиндустриального общества, а также в экономико-правовой теории Дж. Коммонса. Предшественниками институционализма были «новая исто­рическая школа» Германии и «правовая» школа политической экономии XIX в. Пер­вым экономистом США, порвавшим с маржинализмом и предложившим «прединституционалистские» идеи, был Р. Эли. На взгляды институционалистов оказала влияние историческая теория К. Маркса.

В начале XX в. институционалисты пришли к выводу о том, что свободная конкуренция устарела. Они обратили внимание на отделение собственности от контроля над производством, что привело к перемене в системе управления, вы­звавшей усиление власти «праздного класса» и «управленца», что инициировало появление множества работ М. Вебера, В. Зомбарта, Й. Шумпетера (последний не относился к этому направлению), посвященных историческому месту и роли предпринимателя.

К неоинституционализму относят теорию прав собственности (Р. Коуз, А. Алги- ан, Г. Демсец, Р. Познер), теорию общественного выбора (К. Эрроу, Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон), новую экономическую историю (Д. Норт), теорию агентов (Т. Стиглиц), трансакционную теорию организаций (О. Уильямсон). Считается, что неоинституционализм и новая классическая экономическая теория являются глав­ными течениями мировой экономической мысли современности.

Выделяют следующие основные различия между старым и новым институцио­нализмом:

1- Старые институционалисты исследовали экономические проблемы мето­дами, которые используют другие общественные науки, а новые — изучают правовые, политологические и другие проблемы методами неоклассического экономического направления с использованием аппарата современной ми­кроэкономики и теории игр.

    1. Старый институционализм базируется в основном на индуктивном методе, обобщающем частные случаи, а новые институционалисты — на дедуктив­ном методе.

    2. Старый институционализм делает упор на действии коллективов по отстаи­ванию интересов индивида, а новые — изучают поведение индивида, реша­ющего, членом какого коллектива ему быть.

Многие теоретические положения и практические рекомендации институционалистов были положены в основу экономической политики ряда развитых капиталистических стран. Например, социальные программы стали в 50-70-х гг. XX в. общей практикой государственного регулирования. Широко использова­лось индикативное планирование и программирование (например, во Франции, Японии и в других странах). Многие идеи институционализма были реализо­ваны в Швеции, нашли отражение в разработке проектов конверсии военного производства.

Институционалисты являются разработчиками программ и проектов пересмо­тра международного порядка. В 1976 г. под руководством нидерландского экономи­ста Яна Тинбергена (1903-1994) был разработан коллективный доклад Римско­му клубу, который предусматривал создание систем в мире и отдельных странах по справедливому распределению средств.

Институционализм подвергает анализу не только экономические категории и процессы в чистом виде, но и институты, внешнеэкономические факторы. Сто­ронники институционализма утверждают, что неоклассики оторваны от реальной жизни людей, поскольку, например, цены не определяются свободной конкурен­цией, которой нет. Цены устанавливаются теми, кто обладает экономической вла­стью, т. е. государством и олигополиями. Институционалисты не пользуются гра­фиками и формулами, а основываются на аргументах, опыте, логике, статистике. Они анализируют не сугубо экономические проблемы, а экономические вопросы в тесной взаимосвязи с социальными, политическими, этическими, правовыми проблемами. Институционалисты выступают против преувеличения роли «эко­номического человека», полагая, что поведение человека зависит от положения, возраста, дохода индивида. Заслуживает внимания утверждение институциона- листов о том, что фактором экономического роста является творчество человека (наука, изобретения, нововведения, профессиональное мастерство), а не капитал. Поэтому они в основу своего анализа кладут не только чисто экономические силы, но и социальные силы, которые выступают двигателем экономического прогресса. По мнению институционалистов, политическая экономия представляет науку не о функционировании, а о развитии общества. Они считают, что в предмет полит­экономии входит теория общественного управления.

Крупным представителем институционализма считается английский экономист и реформатор Джон Аткинсон Гобсон (1858-1940), который был сторонником частичной национализации сферы услуг и тех отраслей, где существовали силь­ные монополии. В своем главном труда «Империализм» (1902, рус. пер. 1918) он критикует монополистический капитализм и предлагает вернуться к свободной конкуренции. По Гобсону, действенная любовь к деньгам есть корень всех эко­номических зол. Высокую оценку книги «Империализм» дал В. И. Ленин, по вы­ражению которого Гобсон «...дал очень хорошее и обстоятельное описание основ­ных экономических и политических особенностей империализма».1

Практическое значение институционализма состоит в следующем:

  • он выступает против идеализации рыночного механизма;

  • отрицает универсальную способность рынка преодолевать противоречия, ре­гулировать экономику;

  • выступает против абстрактных схем Экономикса, требует коррективов и поправок;

  • ему присущ более прагматичный и реалистичный характер;

  • он исходит из осторожного подхода к решению социальных проблем.