Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отечественная история Учебное пособие.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
2.31 Mб
Скачать

3. Россия на рубеже XIX – XX вв.

В начале 80-х гг., после убийства Александра II, в стране были свёрнуты реформы, последовавшие вслед за отменой крепостного права. Под давлением влиятельных консерваторов – обер-прокурора синода К.П. Победоносцева, министра внутренних дел Д.А. Толстого и их сторонников в правительстве, охранявших патриархальные традиции – Александр III приостановил реформирование политической сферы, предпринял попытки в чём-то вернуться назад. Правительство отдало предпочтение суровым мерам, направленным на укрепление позиций самодержавной власти, против образованной части общества, которая являлась главным ее противником. Император утвердил «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», по которому в любой местности могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местная администрация получала возможность арестовывать всех, кого считала нужным, ссылать без суда на срок до пяти лет в любую часть Российской империи, предавать военному суду. Ей было дано право закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств и т.п. Ужесточилась цензура, усилился административный надзор за высшими учебными заведениями, был затруднен доступ к образованию представителям «низших сословий». Для усиления контроля за положением на местах вводился институт земских начальников, устанавливалась бюрократическая опека над земствами и городским самоуправлением. Рядом правительственных актов была урезана автономия Финляндии, усиливалась русификация Польши. В Средней Азии, Поволжье, Сибири насильственно насаждалось православие.

Контрреформы Александра III на какое-то время задержали эрозию патриархальных традиций и процесс прогрессивных перемен в политической жизни общества, но они не могли отменить законов развития производства, задержать движение страны по пути капитализма. В 90-е гг. наблюдался значительный подъём, особенно в развитии угольной, нефтяной, энергетической отраслей, в железнодорожном строительстве. За 1893-1899 гг. продукция чёрной металлургии увеличилась в 3 раза, добыча нефти – в 2,5 раза, угля – почти в 3 раза, в целом объём промышленной продукции – более чем в 2 раза. Протяжённость железных дорог за 1890-1900 гг. увеличилась с 31 до 58 тыс. км; в результате сооружения Транссибирской магистрали, затем КВЖД Дальний Восток и Сибирь были связаны с центральными регионами страны. По оценке экономистов, динамичному развитию промышленности, ж.д. строительства содействовала эффективная деятельность министерства финансов (С.Ю. Витте).

На рубеже веков одновременно с развитыми капиталистическими странами Россия вступила в эпоху, названную империализмом (это понятие означает власть, господство монополий). К концу XIX в. в экономическом развитии преобладающее значение получила концентрация капитала и образование монополий – крупных фирм, объединений, картелей, трестов, синдикатов, которые возникли в тяжёлой промышленности и отраслях, обслуживавших ж.д. строительство, в металообрабатывающей, горной и нефтяной промышленности. Марксисты характеризовали империализм как высшую стадию загнивающего капитализма. Новая стадия развития капитализма не стала последней, но суровые реалии XX в. подтвердили выводы о природе империализма, влиянии монополий на политику буржуазных правительств. На этой стадии усиление господства монополий, борьба за сферы влияния, усиливавшаяся зависимость военной мощи государства от индустриального потенциала выдвигали в качестве важнейшей проблемы экономическую модернизацию страны.

В начале XX в. Россия представляла собой страну «догоняющего» развития, как и Германия, Италия, Австро-Венгрия. Важную роль в ее развитии играло государство, активно насаждавшее капитализм и компенсировавшее таким образом относительную слабость внутренних стимулов. Россию, как и другие страны «второго эшелона», отличало быстрое и скачкообразное развитие с пропуском или перестановкой отдельных фаз. Высокий темп и скачкообразность развития в условиях сохранения значительных остатков феодализма (вследствие не революционного, а эволюционного перехода к капитализму) обусловили болезненность, повышенную конфликтность общественного развития.

В результате промышленного подъема 90-х гг. Россия прочно вошла в пятерку крупнейших индустриальных держав. В стране действовала рыночная система, адекватная западной. К 1900 г. в 7 раз возрос объем промышленной продукции, темп роста национального продукта достиг 3,4% (в странах Запада – 2,7%). По некоторым показателям промышленного производства Россия достигла уровня Франции (выплавке чугуна, стали, производству машин, потреблению хлопка, добыче минерального топлива). Высокие темпы железнодорожного строительства позволили занять второе место в мире по длине железнодорожных линий. По добыче нефти страна к концу XIX в. заняла первое место (в начале XX в. были оттеснены с него США), являлась одним из крупных производителей зерна, давала до 1/3 мирового экспорта пшеницы.

Своеобразие развития капитализма в России по сравнению с Западом заключалось в том, что промышленный переворот (вторая половина XIX в.) предшествовал эпохе буржуазных революций (начало XX в.), а аграрный переворот так и не был завершен. Крупное фабричное производство возникало в России зачастую без прохождения мануфактурной стадии; массовому росту мелких и средних коммерческих организаций предшествовало появление крупных акционерных банков; доля иностранного капитала в промышленности составляла в среднем 1/3 и была выше, чем в западных странах.

Однако индустриализация страны не была завершена, на долю тяжелой промышленности приходилось лишь 40% объема промышленного производства; ведущим в российской экономике оставался аграрный сектор, доля сельского населения составляла в 1897 г. 75%.

Господство в деревне крестьянской общины и крупных помещичьих латифундий сдерживало технический прогресс в сельском хозяйстве и замедляло развитие капитализма. Примитивная агротехника и высокие темпы роста населения вызвали в начале XX в. аграрное перенаселение в Европейской России, острый земельный голод. По производству промышленной продукции на душу населения и среднему уровню цивилизованности Россия все еще во много раз отставала от передовых стран, 3/4 населения было неграмотным.

Своеобразие России проявлялось также в запаздывании формирования классовой структуры, соответствующей индустриальному обществу. В стране сохранялось сословное деление – дворяне, мещане, казаки, купцы, крестьяне и др. Индустриальный рабочий класс и буржуазия составляли в совокупности лишь 3,4% населения страны. Промышленный пролетариат в началу XX в. насчитывал 3,8 млн. человек, общая численность наемных рабочих составляла 14 млн. человек (в т.ч. 4,5 млн. сельскохозяйственных). Буржуазия, несмотря на относительную экономическую мощь (ключевые позиции в промышленности, финансовой сфере), ещё не имела доступа к власти. Самый многочисленный класс российского общества – крестьянство, несшее основную тяжесть налогов, было наиболее бесправным сословием; связанное общинными порядками, паспортной системой, оно страдало от сохранявшихся выкупных платежей, аграрного голода, постепенного расслоения, неграмотности.

Значительное своеобразие социальной структуре придавала интеллигенция, возникшая в первой половине XIX в. под влиянием объективных потребностей развития. Противоречие между высокой образованностью и приниженным социальным положением, особенности менталитета вели к повышенной политической активности интеллигенции, ее оппозиционности режиму. Несмотря на незначительную долю в численности населения (0,36%), интеллигенция сыграла роль катализатора развития российской истории начала XX в.

Неизбежным следствием углубления процесса капитализации страны было нарастание противоречия между монополиями и основными слоями населения. На первый план выступало характерное для капитализма противоречие между его экономической эффективностью и низким уровнем социальной защищенности членов общества; на этой основе в конце XIX – начале XX в. резко усилилось социальное неравенство, обострилась классовая борьба, активизировались антимонополистические выступления и рабочее движение.

Капитализация России не могла не отразиться на развитии её экономических связей со странами Европы и Азии, стимулировала повышение активности российской внешней политики.

С укреплением позиций капитализма заметно возрос вес российской экономики в мировом хозяйстве. В 1884 – 1888 гг. её доля на мировом рынке составляла по пшенице – 25,3 %, ржи – 68,7 %, ячменю – 43,6 %, овсу – 66 %. В начале XX в. хлеб составлял 40 % российского экспорта, им оплачивалось более трети товаров, ввозимых из-за границы. Россия экспортировала также нефть – в Персию, Бельгию, Англию, Германию, Италию, Францию и другие страны; лес – в Англию; изделия из стали и железа, железную руду, продукцию химической промышленности, хлопчатобумажные ткани в Персию, Афганистан, Китай, Монголию; лён в Англию, Францию, Германию и др. товары. Внешняя торговля питала государственные финансы, обеспечивала устойчивость национальной валюты и в то же время была одним из каналов укрепления межгосударственных связей.

Происходили перемены во внешнеполитических отношениях России со странами Европы и Азии, в её международном положении. В середине 60-х гг. были укреплены её позиции на Черноморском побережье (после завершения в мае 1864 г. покорения Западного Кавказа). В 1870 г., воспользовавшись поражением Франции в войне с Пруссией, российская дипломатия отказалась от выполнения условий Парижского трактата 1856 г.; в 1871 г. добилась на конференции в Лондоне отмены статей, устанавливавших нейтралитет Чёрного моря, получила право держать на море военный флот. По Сан-Стефанскому мирному договору, который после поражения в войне 1877 – 1878 гг. вынуждена была подписать Турция, к России отходили крепости Ардаган, Карс, Батум и Баязет, возвращалась часть Бессарабии, отторгнутая по Парижскому трактату. Кроме того, Турция под давлением России признавала независимость Черногории и Сербии, что укрепляло российские позиции на Балканах.

В 80-х гг., во время правления Александра III, Россия активизировала свою политику на Востоке. После поражения Великобритании в двухлетней Афганской войне Петербург взял под свой контроль территорию Мервского оазиса и выдвинул русские отряды на границу с Афганистаном (в район Кушки).

Новые шаги предпринимались на европейском направлении. В целях сдерживания Великобритании правительство Александра III подписало австро-русско-германский договор (июнь 1881 г.), учитывая при этом, что Германия была самым крупным торговым партнёром России и серьёзным противником Великобритании. После ухудшения русско-германских отношений (при Вильгельме II, вступившем на престол в 1888 г.) предпочтение было отдано сближению с Францией, установлению франко-русского союза: в 1894 г. правительства двух стран подписали военную конвенцию, взяли взаимные обязательства оказывать помощь всеми военными силами в случае, если одна из стран подвергнется агрессии со стороны Германии. В условиях, когда после 1890 г. антирусский курс германской политики вызвал обеспокоенность многих правительств, союз с Францией воспринимался как шаг, отвечавший национальным интересам России.

В исторических работах справедливо отмечается, что Александр III своей внешней политикой, твёрдостью политической позиции поднял международный престиж России без пролития русской крови, дипломатическими средствами, дал стране 13 лет мира и спокойствия, не допустив при этом сомнительных уступок за счёт национальных интересов страны.

В дальнейшем, однако, этот курс не получил продолжения во внешней политике Николая II и его правительства. Уже в конце XIX в., после Японо-китайской войны 1894 – 1895 гг., Россия оказалась вовлечённой в соперничество с Японией за влияние в Китае и Корее. В 1895 г. при участии французского капитала возник Русско-китайский банк. Вскоре началось строительство участка Сибирской железной дороги по территории Маньчжурии (КВЖД). В 1895 г. Россия добилась права содержать, как и Япония, свои войска в Корее. Два года спустя царское правительство заключило с Китаем договор об аренде Ляодунского полуострова (до этого были заняты Порт-Артур и Дальний). Соперничество России с Японией переросло в конфликт, к которому подключились Англия, США и Германия, стремившиеся при помощи Японии нанести серьёзный удар России, ослабить её влияние на Дальнем Востоке.

Авантюристский курс правящей верхушки в правительстве Николая II подвёл страну к войне. 10 февраля 1904 г. Япония объявила России войну. Российская армия и флот в ходе войны понесли большие потери и потерпели поражение. Царское правительство было вынуждено подписать 5 сентября 1905 г. Портсмутский мирный договор, по которому в руки Японии передавались Квантунская арендованная территория с Порт-Артуром, ветка КВЖД и половина о. Сахалина. Над Кореей устанавливался японский протекторат (Всемирная история. Т. VII. С. 306-311).

С поражением самодержавия на Дальнем Востоке изменялась расстановка сил ведущих держав не только в Юго-Восточной Азии, но и в Европе, ускорилось развитие революционных событий в России.

Документы