Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс лекций по Отеч. истории(без докум.).doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.49 Mб
Скачать

5.4 Какая Россия нужна россиянам: общественное движение в пореформенный период

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Одним хотелось революции, другим — севрюжины с хреном, а третьим — кого-нибудь ободрать». В России начала XXI в. значительная часть населения аполитична, разочаровалась в политиках. В последней трети XIX в. в Европе и России крупных ре­волюционных событий не было. В то же время возрастала роль такого общественного слоя, как интеллигенция. Интеллигенция была разной. Приведенная фраза возникла в интеллигентских кругах; в ней остроумно отмечены противоречивость и многослойность общественного сознания в пореформенный период. Современные образованные люди знают, что вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» представляют собой не про­сто «вечные» или, как говорят, «проклятые» вопросы российской жизни, по и названия произведений Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена. Для кого-то все революционные деятели — «Бесы». Так назвал свой роман Ф. М. Достоевский. Писатели в XIX в. были «властителями дум» и в своем творчестве отразили жизнь страны.

В докапиталистическую эпоху говорить об общественном движении можно достаточно условно. В Древней Руси и Московском царстве различные «партии» в борьбе за политическую власть возникали эпизодически, часто на базе родствен­ных отношений: боярские группировки в малолетство Ивана Грозного; Милославские и Нарышкины в событиях 1682 г. и т. д. В XVIII в. активными политическими «игроками» стали гвардейские офицеры-дворяне. Народные низы пытались за­щищать свои интересы в стихийных городских бунтах и крестьянских восста­ниях.

С середины XIX в. общественное движение по социальному составу участников становится весьма пестрым, включает в себя выходцев из различных сословий, разночинцев. Во всех общественных течениях важную роль играли представители интеллигенции, которая может быть определена как социальный слой работни­ков умственного труда, получивших высшее и среднее специальное образова­ние и зарабатывавших себе на жизнь собственным высокопрофессиональным трудом.

Особенностью общественного движения в России было то, что оно развива­лось под большим влиянием европейских событий. Революции конца XVIII в. в США и во Франции, революционные потрясения 1848 г. во многих европей­ских странах, сложные политические процессы, борьба идейных течений — за всем этим внимательно следили в России и пытались определить наилучшее бу­дущее для своей страны. Каждое из общественных течений в России стремилось разработать свои программу, стратегию и тактику борьбы, опиралось на опреде­ленные социальные силы, организации, выдвигало ярких лидеров. Как и в Европе, в России можно выделить либерализм, социализм и консерватизм.

Наиболее активным было революционное, или социалистическое, течение. Его теоретики А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский разработали оригинальную кон­цепцию «крестьянского социализма». Манифест об освобождении крестьян был встречен А. И. Герценом восторженно, однако вскоре он понял, что народ царем обманут. Н. Г. Чернышевский пытался в легальной печати раскрыть грабитель­скую сущность крестьянской реформы, но был арестован и заточен в Петропав­ловскую крепость. В своих трудах оба выдающихся революционера развивали мысль об общинных порядках российского крестьянства, которые могут стать за­логом пути ксоциалистическому строю, доказывали, что крестьянская община может быть лучшей формой народной жизни. Думали, что Россия перейдет к со­циализму, минуя капитализм. Они считали общину готовой ячейкой будущей спра­ведливой организации общества. Монархию должна была сменить республика с выборными органами народного представительства. Они идеализировали «про­стой народ», были против его «вываривания в капиталистическом котле». Основ­ным средством достижения социальной справедливости они считали крестьян­скую революцию, поэтому народничество 1870-х гг. называют революционным народничеством в отличие от либерального народничества 1880-х гг., проповедо­вавшего мирный, просветительный путь преобразований., Вообще русское народ­ничество представляло широкий спектр различных течений.

В возникшем народничестве было несколько течений. Пропагандисты (идеолог П. Л. Лавров) главную роль отводили распространению социалистических идей, жизни. Бунтари (идеолог М. А. Бакунин) хотели государство заменить свободными автономными обществами, организо­ванными снизу вверх. Бакунин выступал за передачу всей земли земледельцам, промышленности и капиталов — рабочим союзам. Предлагалось упразднить се­мью и брак, ввести общественное воспитание детей, уравнять женщин и мужчин в правах. Последователи Бакунина за неприятие любой власти получили назва­ние анархистов. Они полагались на «пропаганду фактами» — на непрерывные мелкие восстания, бунты, аграрные волнения. Заговорщики (идеолог П. Н. Тка­чев) считали, что необходимо создать хорошо законспирированную революционную организацию, которая захватит власть, уничтожит своих противников и затем займется просвещением народа, установлением отношений равенства и братства. Орудием строительства нового общества Ткачев считал сильное централизован­ное государство.

Каждое из течений проявило себя в конкретных действиях. «Лавристы» в 1873-1874 гг. организовали «хождение в народ». Радикально-демократическая молодежь начала распространять среди крестьян демократические и социалистические идеи. «Бакунисты» пытались поднять народ на восстание. Большинство участников было арестовано и осуждено. Неудачей окончилась попытка последователя Тка­чева С. Г. Нечаева создать тайную революционную организацию.

В 1876 г. возникла организация «Земля и воля», которая пыталась работать среди крестьян, старообрядцев, сектантов, рабочих и студентов и привлекать на свою сторону людей из правительственных учреждений и военных. Эффектив­ность работы оказалась невелика. Многие были арестованы.

В 1879г. из «Земли и воли» выделилась организация «Народная воля», члены которой после ряда попыток 1 марта 1881 г. смогли убить Александра II. Но ре­волюции не произошло. Впоследствии в силу разочарования и правительствен­ных репрессий народничество отказалось от радикальных методов борьбы, стало либеральным.

Новым явлением в социальной жизни пореформенной России стало рабочее движение. Основоположники нового общественного движения безоговорочно при­няли учение марксизма и продолжили радикально-социалистическую традицию в борьбе с самодержавием: В распространении идей немецких теоретиков К. Маркса и Ф. Энгельса в России важную роль сыграл бывший народник Г. В. Плеханов создавший в 1883 г. в Швейцарии группу «Освобождение труда». Плеханов вы­ступал за свержение самодержавия как тормоза на пути развития капитализма в России. Считая капиталистический путь развития прогрессивным, а социалисти­ческую революцию — отдаленной перспективой, он выступал за создание рабо­чей партии, действующей в союзе с либералами. В 1880-е гг. возник ряд маркси­стских кружков (Д. Благоева, М. И. Бруснева, Н. Е. Федосеева).

Осенью 1895 г. петербургские марксисты объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который имел связи с десятками заводов и фабрик, издавал листовки, помогал в проведении забастовок, пропагандировал марксизм среди рабочих. Среди петербургских марксистов в качестве теоретика и органи­затора выдвинулся В. И. Ульянов, который вместе с другими членами «Союза» был арестован и сослан в Сибирь. Оставшиеся на свободе марксисты в 1898 г. в Минске создали Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП). В. И. Ульянов, выбравший псевдоним Ленин, анализировал развитие капитализ­ма в России, видел в российском пролетариате движущую силу социальной рево­люции, придавал решающее значение деятельности хорошо организованной про­летарской партии.

Сторонниками либерализма, последовательного реформирования России были образованные чиновники, дворяне, предприниматели, профессора, ученые, дру­гие люди, понимавшие опасность революционного взрыва в России. Уже в феврале 1862 г. на собраниях тверского дворянства критиковалась непоследовательность царского правительства и ставился вопрос о созыве народного представительства. В 1880 г. министр внутренних дел граф М. Т. Лорис-Меликов заявил о снижении выкупных платежей, отмене подушной подати и созыве временных подготови­тельных комиссий для обсуждения вопросов о представительном строе. После 1 марта 1881 г. Лорис-Меликов получил отставку. Российские либералы добива­лись политических свобод, расширения функций органов местного самоуправле­ния, укрепления законности и отказа от полицейского произвола. Они хотели выбить почву из-под ног у революционеров, но действовали слишком осторожно. Только к началу XX в. они решились создать за границей свою организацию — «Союз освобождения».

Во главе российского консерватизма стояли последние Романовы: Алек­сандр II, Александр III и Николай П. На реформы они шли под давлением об­стоятельств. Особенно жестко охранялся государственно-политический строй, неограниченная самодержавная власть. Социальную опору консерватизма состав­ляло большинство дворян-помещиков, духовенства, которое стремилось сохра­нить свое привилегированное положение и не желало ничего уступать другим со­циальным слоям.

Особую роль играло национальное движение. В 1863 г. вспыхнуло и было подав­лено очередное восстание в Польше, руководители которого стремились к созданию независимого государства и пользовались симпатиями европейского обществен­ного мнения1. Польский сепаратизм рассматривался российскими самодержцами как опасный пример для других национальных окраин империи.

После гибели Александра II на престол вступил его 36-летиий сын Александр III. Наследником он стал лишь в двадцать лет, после смерти старшего брата Николая, и только с этого времени начал получать образование, необходимое самодержцу.

У трона развернулась острая борьба. Сторонники реформ — министр внут­ренних дел М. Т. Лорис-Меликов, министр финансов А. А. Абаза, военный ми­нистр Д. А. Милютин — настаивали на созыве представительства, одобренного Александром II в день смерти, 1 марта. Противники реформаторства, в частности К. П. Победоносцев, доказывали, что это будет гибелью России.

Сам царь Александр III на первых порах умалчивал о своем внутриполитиче­ском курсе, но вскоре стало ясно, что серьезная опасность для властей миновала: общество было растеряно и испугано цареубийством, а горстка террористов ис­черпала свои силы.

Александру III понадобилось всего два с небольшим года, чтобы придать са­модержавию новое обличье. Участники покушения на Александра II были аре­стованы и в начале апреля казнены. Министры-либералы изгнаны из правитель­ства — Лорис-Меликов, Абаза и Милютин.

Ближайшее окружение императора, оказывавшее влияние на правительствен­ную политику, составили наиболее консервативно настроенные политические и общественные деятели. Виднейшими последователями и проводниками консер­ватизма в конце XIX в. были: литературный критик, поэт-переводчик, профессор философии Московского университета и впоследствии редактор журнала «Рус­ский вестник» М. Н. Катков, примыкавший в молодости к либеральному тече­нию; Н. П. Игнатьев — граф, дипломат, министр внутренних дел; Д. А. Толстой был обер-прокурором Синода, министром народного просвещения, министром внутренних дел; И. И. Воронцов-Дашков — генерал-адъютант, а впоследствии министр императорского двора и др.

Социальную основу консерваторов составляло реакционное дворянство, духо­венство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем госу­дарства. Православие провозглашалось духовной основой жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение с народом, что подразумевало от­сутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели свое­образие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость са­модержавия и свертывание реформ. В сфере внешней политике развивали идеи панславизма — единение славянских народов вокруг России. В социально-эконо­мической сфере ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение поме­щичьего землевладения. В духовной сфере представители консервативной интел­лигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти.

После эпохи «великих реформ» 1860-1870-х гг. страна вступила в следующий этап своей истории, получивший название «контрреформ». При Александре III многие преобразования, проведенные правительством его отца, были серьезно уре­заны, а некоторые и прямо отменены.

Автономия университетов была отменена. Университетский устав 1884 г. отме­нил выборы профессоров, деканов и ректоров, теперь их стали назначать. Из уни­верситетов были уволены известные прогрессивные преподаватели. Для студен­тов вводилась форменная одежда, плата за обучение возросла. Все студенческие организации запрещались.

В 1887 г. министр народного просвещения И. Д. Делянов издал так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», запретив принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Реальные училища были преобразованы в технические школы, их окончание не давало права поступления в высшие учебные заведения.

Современники по-разному оценивали события 1880-х — начала 1890-х гг. Охра­нители прославляли Александра III — царя-«миротворца», в правление которо­го Россия не вела войн и отличалась относительной внутренней стабильностью. Александр III был волевым, упорным и твердым человеком. В отличие от пред­шественников вел образ жизни примерного семьянина, играл на духовых инстру­ментах, интересовался живописью и русской историей. Критически настроенные современники считали, что во 2-й половине 1890-х гг. сложилась такая социаль­но-политическая обстановка в стране, которая не позволила правительству в пол­ной мере реализовать принятые реакционные законодательные акты и повернуть вспять исторический процесс.