Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
seminar_rpc_holokost 2.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
291.78 Кб
Скачать

Приложение 2 . Нужно ли изучать Холокост в российских школах? – Мнения священнослужителей. 04.05.2012

Намеченное Минобрнауки специальное изучение Холокоста в российских школах – это "неверный шаг в верном направлении", пишет публицист Андрей Десницкий на портале "Православие и мир".

По его словам, выделение трагедии европейского еврейства в особую категорию имеет смысл в Западной Европе, но не в России. "Мы должны почитать память всех тех людей, которые были убиты просто потому, что они мешали строить правильное будущее", - подчеркивает А.Десницкий.

"Стоит проводить и школьные уроки, и экскурсии на тот же Бутовский полигон и в другие подобные места. Надо обязательно показывать и объяснять, как цивилизованный на внешний взгляд человек становится людоедом по идеологическим мотивам", - пишет А.Десницкий.

Напомним, в марте этого года СМИ сообщили, что Министерство образования и науки официально включило тему Холокоста в обязательную учебную программу средних школ. Уже подготовлены учебные материалы, а для преподавательских кадров подготовлена программа "Уроки по теме холокоста. Путь к толерантности", рассчитанная на 72 часа. 10 вопросов по Холокосту даже включены в программу единого госэкзамена.

Признавая всю важность изучения истории Холокоста, российские священнослужители отметили, что в многонациональной стране выделять трагедию одного народа было бы неправильным. Они также высказались о преподавании истории и изучении сталинских репрессий.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:

К сожалению, мы очень плохо, поверхностно и подчас извращенно знаем историю мировую и в большей мере - историю своей страны. Задача предмета истории – постараться привить детям любовь к истории, дать им почувствовать, что такое исторический процесс, выработать объективный взгляд на исторические события.

Говорить об одном Холокосте - это как раз взгляд субъективный. В истории человечества страдало множество людей: взять, например, негров в период работорговли, взять индейцев, взять русских крестьян, которых уничтожали в годы советской власти и, конечно, чудовищные потери, которые русский народ понес в Великую Отечественную войну. Говорить о том, что происходило, выпячивая какие-то существенные исторические события, но в ущерб другим не менее существенным историческим событиям – это, конечно, ошибка. Конечно, детей нужно знакомить и с тем, что происходило за рубежом, но в первую очередь нужно знакомить с тем, что происходило здесь.

Посещение Бутовского полигона и подобных мест, которых множество на земле нашей многострадальной Родины, это одно из таких действий, способствующих образованию и созданию объективного представления об истории. История должна быть и объективной, и беспристрастной. Эту цель должен преследовать и школьный курс истории, и сама история как наука. А если появляются какие-то пристрастия и какие-то односторонние оценки, то это приносит только вред.

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак:

Введение у нас специального курса по изучению Холокоста может вызвать отнюдь не политкоррктные антисемитские выпады и комментарии, вызвать мощную негативную волну. Ведь в XX веке пострадало очень много людей и по самым разным причинам. Только в годы Второй мировой войны погибло двадцать семь с половиной миллионов людей – граждан Советского Союза, людей разных национальностей, в основном русских. Если бы изучались эти потери или геноцид славянских народов во время Второй мировой войны, то это, естественно, было бы более понятно, более близко. Кроме того у нас есть множество новомучеников, пострадавших за веру, за свои религиозные убеждения. История этих репрессий очень поучительна и назидательна. Конечно, она не должна повториться. О ней нужно знать, нужно чтить подвиг этих людей. Это было бы и правильным, и более справедливым.

Но даже это, наверное, все-таки не стоит выделять в какую-то отдельную категорию, поскольку это часть нашей общей истории, в которой, конечно, должны присутствовать разделы, рассказывающие об этих гонениях. Но не должно быть только отрицательной информации. Она должна уравновешиваться положительными примерами. А новомученики подают именно такой пример, поскольку они не просто пострадали, но пострадали за Христа, за человеческие идеалы, которые понятны современному человеку. Поэтому нужно говорить не столько о репрессиях, сколько об образе человека, который несет в себе духовный идеал и может быть нравственным ориентиром для современных молодых людей.

Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области:

Это почти как у Крылова: "А Васька слушает да ест". Мы видим на таких примерах, что как бы ни складывалась внутренняя или внешняя ситуация, все равно продолжается целенаправленное строительство нового мирового порядка. И частью этого нового мирового порядка является предельная идеализация, почти обожествление еврейского народа и нарочитое выделение еврейского вопроса. В этой связи для России, которая должна как паззл рано или поздно занять свое место в этой новой картине мира, предусмотрен именно этот шаг. Но в то же время, это шаг к большей ясности в том смысле, что наше руководство не имеет никаких представлений о подлинно самостоятельном и независимом Русском государстве. Хотя это и не произносится вслух.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии:

Действительно, выделять трагедию какой-то одной национальности в таком многонациональном государстве, как Россия, кажется, мягко выражаясь, несколько тенденциозным. Ведь на самом деле пострадали практически все народы, жившие на территории бывшего СССР, и некоторые, как например, поляки, жившие в государствах, граничивших с ним. Смерть одного человека – уже трагедия. А здесь – тысячи и тысячи. И если мы будем акцентировать внимание на какой-то одной национальности, то это может привести к еще большему разделению.

Сейчас фактически только одна тема нас всех объединяет. Это тема Великой Отечественной войны, которая всех нас делает братьями. Поэтому хотелось бы, чтобы в нашей школьной программе появлялись не какие-то новомодные и малопонятные слова, не характерные для нашей исторической науки и нашего исторического взгляда, а по-настоящему важные уроки, которые всегда нам были известны, и чтобы они снова и снова повторялись, и чтобы в них вводилась и какая-то новая информация, которая раньше, может быть, и замалчивалась.

Главный редактор журнала "Наследник", протоиерей Максим Первозванский:

Самая главная ошибка здесь в том, что в очередной всей российской общественности продемонстрировано, как можно без широкого обсуждения вводить специфический курс в обязательную программу средней школы. К сожалению, Министерство образования и науки часто ставит нас просто перед фактом, включая новую программу в систему обучения.

Конечно, тема Холокоста в русле общей политкорректности крайне важна, но к чему российским школьникам изучать ее 72 часа, когда вполне достаточно было бы одного-двух уроков? Детям и так не хватает времени на изучение основных предметов, из-за этого сокращаются программы, а тут 72 часа выделяется на предмет, который напрямую не касается истории нашей страны.

Безусловно, Холокост - это трагедия европейского еврейства, но для современного мира это уже стало новой религией. Возможно, стоило включить эту тему в общий курс истории, но выделять отдельно, причем вот так – без широкого обсуждения, на мой взгляд, просто преступно.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери:

Думаю, что Десницкий в этом вопросе совершенно прав. Во-первых, у нас в СССР проводившиеся репрессии не затрагивали какую-то национальность персонально. Они касались всех инакомыслящих, и поэтому изучение Холокоста не имеет у нас особой почвы.

На Западе сегодня есть тенденция обращать особое внимание на те или иные формы национального геноцида. К примеру, во Франции приняли даже закон о геноциде армян. Но для нас это не актуально. Не надо уделять одному народу особое внимание, иначе это вызовет вопросы другого характера.

Думаю, Холокост точно не следует изучать в школе еще и потому, что дети всегда получают готовую идеологическую продукцию. А в таких тонких национальных вопросах разобраться сможет не каждый, чтобы преподнести ее максимально объективно.

руководитель Миссионерского отдела Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев:

«Мне это решение не просто странно, мне как работнику Высшего образования имеющему стаж работы 21 год бросается в глаза совершенная ангажированность этого решения министерства народного образования РФ. Если уж речь зашла о крайней необходимости изучения русскими и прочими ребятишками одного момента, пусть и очень страшного, из многотысячелетней истории еврейского народа, численность которого в России равна 0,158%, то почему мы не видим подобного решения по изучению геноцида армян в османской империи, а ведь армян в нашей стране значительно больше проживает, ведь армян у нас 0,779%(!!!).

Мне еще более странно то, почему так же остро не поднят вопрос изучения в российских школах явления голодомора в Украине, о котором нам так много твердят наши украинские братья, а ведь украинцев в нашей стране 2,027%? А трагическая судьба российских немцев.., которых у нас тоже поболее, нежели евреев, проживает (их у нас 0,411%), она что не аспект нашей истории и она что недостойна 10 часов в году для углубленного изучения?

Я вижу явную ангажированность в подобном решении минобра и выступаю против этого решения и всех призываю то же самое сказать вслух. Мне вообще все это дико воспринимать... Ну.., если минобр пытается навязать нам холокост как нечто очень важное из истории евреев, то почему он всячески вставляет палки в колеса нашему желанию поглубже изучить ветхозаветную историю евреев в курсе ОПК? Что же это за наука и национальная политика такая у нас, когда мы по желанию израильского министра должны изучать холокост, который был не у нас, а в совершенно другой географии, а историю своих собственных народов (сокращая учебные часы) подвергаем забвению? Неужели в учебной программе израильских школ введено особенно углубленное изучение российской истории? Да там и близко такого не будет.

Я против этого решения господина Фурсенко, как отец шести учеников, как историк, как школьный и университетский учитель, как гражданин, как священник наконец. Подобные события мировой истории, если они подтверждены историческими фактами, должны изучаться, как и все прочие факты из жизни иных народов - в контексте всей истории и кратко, а если кому холокост особенно интересен, то его можно изучать факультативно или на истфаке университета. И потом, про внедрение в среднюю школу ОПК говорили долго и много, обсуждали всей страной, а холокост в обязательном порядке уже навязали сверху без общественного обсуждения и научного осмысления. Это как?»

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]