Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Художественная культура России конца XIX века.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
311.3 Кб
Скачать
    1. «Мамонтовский кружок».

      1. Начало Пути.

Родился 3 октября 1841 в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны (Лахтиной), был четвёртым ребёнком.

В 1852 умерла мать Саввы Мамонтова — Мария Тихоновна. Семья Мамонтовых переехала в более простой (но и более обширный) дом. Савва вместе со своим братом был отдан в гимназию и проучился там год без особых успехов. Видя это, отец определил его в Петербургский Институт Корпуса гражданских инженеров (Горный институт), учащиеся которого получали как инженерные, так и военные знания.

Начиная с 1858 Савва регулярно посещал театр и высказывал своё мнение о постановках в дневнике. Семья Саввы устраивала вечера, где проводились обсуждения спектаклей и книг, пение, музицирование.

В начале 1864 года молодой русский негоциант Савва Мамонтов прибыл в Италию – в Милан. В его жизни начался новый этап.

Он принялся прилежно изучать постановку шелкового производства в стране - бывал на ткацких фабриках, ездил на шелковичные плантации.

Но Милан – это не только цент шелкового производства.

Милан – это город, где есть знаменитая «Ла Скала», первая сцена мировой оперы. А помимо неё, в те времена в этом городе было еще 12 театров.

И Мамонтов исполняет свою мечту. Он знакомится с лучшими оперными постановками, слушает ведущих вокалистов и начинает брать уроки пения у маэстро Фарриани.

Конечно, не всё у него сначала получалось. Как не без юмора позднее писал сам Савва Иванович, во время его занятий с маэстро извозчики, стоянка которых располагалась под окнами снимаемой им комнаты, "не выдерживали и уезжали". Мамонтов не отступал, маэстро, хотя и сердился на него поначалу, не отступал тоже. Его удивлял этот удивительный «русский коммерсант». Фарриани повидал немало людей, желавших научиться петь. Но и это нетерпение его нового ученика, и его старание одновременно удивляли итальянца. Русский хотел если не овладеть, то непременно понять все подробности итальянской науки петь, знаменитой школы бельканто. И такое рвение Фарриани встречал впервые.

В августе 1869 года умер в Кирееве отец Саввы Ивановича.

Еще при своей жизни отец приобщал Савву Ивановича к своему новому деле - железнодорожному предпринимательству. Но изначально у Саввы был «свой бизнес» - он является владельцем собственной торговой конторы, специализировавшейся на поставках строительных материалов (операции с шелком будут вскоре, в конце 60-х годов, прекращены). Помимо этого, Савва принимает активное участие в общественных делах московского купечества. Так, в справочной книге купеческого общества на 1873 год говорится: "Мамонтов Савва Иванович, 31 год, купец 1 гильдии, потомственный почетный гражданин, в купечестве с 1866 года. Жительствует в Сретенской части, в приходе церкви Святого Панкратия у Сухаревой башни, на Садовой улице в собственном доме. Торгует лесом. Состоит выборным от московского купечества с 1869 года".

Вскоре, в начале 70-х годов, Савву Мамонтова выберут гласным Городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний (было и такое).

Теперь к Мамонтову переходит всё железнодорожное дело отца. Это для него новое дело, незнакомое, но ему оказывает большую помощь Федор Чижов. Под его влиянием Савва Иванович не только не покинул деловой мир (однажды у него мелькнуло такое желание), а постепенно все больше и больше втягивается в коммерческое дело, набирается соответствующего опыта и знаний.

В течение нескольких лет Савва фигурировал в качестве кандидата в члены правления, затем члена правления, а в 1872 году, по рекомендации Чижова, занял ответственный пост директора Общества Московско-Ярославской железной дороги с местными властями.

Среди знакомых С. И. Мамонтова в конце 60-х годов появляются художники.

Первым вошел в дом на Садовую Иван Алексеевич Астафьев. Известно, что в свое время этот художник сблизился с В. Г. Белинским. Мамонтов заказал И. А. Астафьеву копию портрета своей матери, подлинник оставался в Кирееве, перешедшем по наследству к старшему брату. С И. А. Астафьевым Мамонтов будет поддерживать отношения до конца жизни художника.

В эти же, 60-е годы, у Мамонтова стал часто бывать другой русский художник – передвижник Николай Васильевич Неврев. Их будет связывать длительная и тесная дружба все последующие годы. И именно Н. В. Неврев сыграет большую роль в приобщении Саввы Мамонтова к русской художественной жизни того времени.

Однако самой значительной для Мамонтова была встреча с художником-архитектором Виктором Александровичем Гартманом. Тогда его пригласили в Москву из Петербурга в качестве главного архитектора Всероссийской выставки 1870 года.

Как раз на этой выставке и состоялось знакомство с ним Мамонтова. Отношения их с момента первой встречи оставались близкими и дружественными. Желание Гартмана создавать многоэтажные здания, постройки, выдержанные в русском стиле, увлеченность красотой деревянной русской архитектуры были понятны и близки Мамонтову. Виктор Александрович стал бывать в доме на Садовой.

Работы Гартмана, осуществляемые и в проектах, нравились, привлекали его акварели, творческий размах. Савва Иванович специально ездил в Петербург посмотреть новую театральную работу художника — оформление декораций зала Черномора в опере Глинки «Руслан и Людмила».

Гартман был интересен Мамонтову не только как художник, но и как человек, искренне любящий музыку. Этот архитектор учился в петербургской Академии художеств, и там, в Петербурге же, он сблизился с композиторами «Могучей кучки». Особенно дружен был Гартман с М. П. Мусоргским, часто встречаясь с ним и позднее, в свои наезды из Москвы в Петербург.

И именно В. А. Гартман впервые познакомил Савву Ивановича с музыкой Модеста Петровича Мусоргского. Нередко звучала она в начале 70-х годов в доме на Садовой в исполнении Виктора Александровича. Гартман и Мамонтов немало говорили об искусстве, и часто предметом их бесед была Италия. Виктор Александрович кончил Академию художеств с золотой медалью и, следовательно, получил заграничную командировку, большую часть которой провел в Италии.

И именно благодаря Гартману Мамонтов начинает постепенно расширять свой круг знакомых в среде русских деятелей культуры и искусства.