Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_TON.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
445.44 Кб
Скачать

52. Таксономические единицы экономического районирования. Территориальная структура экономического района.

Современное экономическое районирование России включает три основных

таксономические единицы: крупные экономические районы; районы

среднего звена – края, области, республики; низовые районы –

административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

[15, c. 33]

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5–7 отраслей). Чем больше территория крупного

экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

54. Государственно-территориальное и административно-территориальное устройство (ату) российского государства. Принципы ату.

Административно-территориальное устройство обычно соответствует целям и сущности исторически определенного типа государства. Оно находится в неразрывной связи с политической структурой государства и складывается исторически в зависимости от того, какие основные функции осуществляет государство, какую политику оно проводит на местах, в какой степени население участвует в политической жизни, а также как разрешается вопрос о государственно-правовом положении национальных меньшинств. В этом отношении современное государство характеризуется применительно к данному его типу одними и теми же общими чертами, хотя в процессе создания административно-территориального деления в отдельных странах было немало особенностей.

Административно-территориальное устройство государст-ва -- это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-террито-риальными единицами. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд.- М.: Норма, 2001.-С.246.

Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное госу-дарство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление име-ют лишь субъекты федерации.

В Российской Федерации административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов.

Важнейшим из них является экономический принцип, требующий при образовании административно-территори-альных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения, состояния путей сообщения. Реализация этого принципа спо-собствует как развитию производительных сил страны и от-дельных ее частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и органами местного само-управления стоящих перед ними задач в хозяйственном и со-циальном развитии соответствующих территорий.

В условиях многонационального государства, каким яв-ляется Российская Федерация, важную роль играет нацио-нальный принцип административно-территориального уст-ройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изме-нении административно-территориальных единиц, что спо-собствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы населения, опираться на его помощь. Поэтому максимальное приближение, как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом, в соответствии с которым строится административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

Действующая Конституция Российской Федерации не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Эти вопросы -- область деятельности главным образом субъектов Российской Федерации, каждый из которых решает их самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других ее субъектов.

55. Проблемы территориальной организации населения в РФ: особенности демографического развития и динамики системы расселения.

По своей раздробленности и бессистемности наше государственно-территориальное устройство (республика, край, область, автономный округ), сохранявшееся в принципе шесть десятилетий, не имеет аналогов. В России на одну высшую административно-территориальную единицу приходится населения в несколько раз меньше, чем в целом ряде крупных государств.1[1].

Т.о. совершенствование субъектного состава Российской Федерации представляет собой одну из серьезных проблем долгосрочной стратегии развития российского федерализма, со всей ясностью демонстрирующей весь массив противоречий, накопившихся в государственном устройстве за последние годы. Не случайно проблема изменения субъектного состава всякий раз начинала активно обсуждаться при выборе той или иной парадигмы развития РФ: в 1992 году (во время подписания Федеративного договора), в 1993 году (при принятии Конституции РФ2[2]), и, наконец, на рубеже тысячелетий, когда в очередной раз назрели предпосылки для реформирования федеративной структуры государства.

На этом фоне и происходило формирование современного субъектного состава. Оттуда же берут начало его проблемы, среди которых и слишком большое количество субъектов, и “пестрота” их статуса, позволяющая говорить о неравноправии, и неопределенность в правовом положении отдельных субъектов. Существует и проблема неустойчивости внутренних административных границ. Многие из них устанавливались произвольно и не раз пересматривались. При этом рассекались ареалы расселения народов, значительные территории волевым образом переподчинялись другим областям и республикам. Нередко происходило и перемещение больших групп людей в чуждое им социокультурное пространство. Подобная практика применялась на Северном Кавказе, в Поволжье, в Крыму, в том числе в связи с депортацией, а затем - реабилитацией ряда народов.

Исторически процессы укрупнения протекали волнообразно, чередуясь с процессами разукрупнения. Например, в 1924 г. – Юго-Восточная область, переименованная в Северо-Кавказский край; впоследствии произошло дробление этих территорий; сегодня снова ставится вопрос об их укрупнении. Поэтому в дальнейшем законодательном регулировании процессов укрупнения необходимо учесть весь опыт прошлых укрупнений, дабы в очередной раз не повторять их ошибок.

Очевидно, что при построении сетки АТЕ необходимо учитывать ряд требований, к числу которых нужно отнести, прежде всего, ограничения по числу входящих в состав территории нижестоящих АТЕ.

Таким образом, налицо отсутствие юридических критериев оптимальной численности субъектов федеративного государства, ибо правовым инструментарием можно только оформить критерии численности, взятые из других научных дисциплин. Теория управления, например, говорит об оптимальном количестве “единиц управления”, которое колеблется между пятью и девятью (при числе управляемых более девяти управленческие решения перестают быть оптимальными)3[6]. Можно представить, какой управленческий дисбаланс испытывает российский федерализм ввиду десятикратного превышения оптимального количества субъектов Федерации.

Немало препятствует устойчивости и безопасности государства гипертрофия национального фактора в территориальном устройстве. Пагубность для российских регионов политики беспредельной суверенизации на национальной почве, неизбежно переросшей в общерегиональный сепаратизм, высветили события в Чечне. Несмотря на многонациональный по форме характер России, преувеличивать значение этого обстоятельства нельзя хотя бы потому, что коренное население (русские) составляет здесь 4/5 всех жителей — больше, чем в США и Канаде, любой другой республике СНГ (кроме Армении) и в любой бывшей АССР. Однако в федеративном устройстве страны до сих пор делается упор не столько на административную самостоятельность и экономические интересы взаимодействия, сколько на национальную автономию. 4[10].

Начало административным и политическим изменениям положил "парад суверенитетов" республик и автономий, который начался именно на Северном Кавказе - с Северной Осетии, в июле 1990 г. провозгласившей себя Северо-Осетинской ССР. Заканчивался "парад суверенитетов" тоже на Северном Кавказе - в мае 1991 г. в Дагестане, где сложная межнациональная обстановка заставляла особенно осторожно относиться к резким политическим шагам. В промежутке между ними о суверенитете и повышении статуса заявили все остальные северокавказские национальные образования, включая две существовавшие тогда автономные области - Адыгейскую и Карачаево-Черкесскую, входившие, соответственно, в Краснодарский и Ставропольский края. Преобразование автономных областей в республики и их выход из состава краев был подтвержден законами, принятыми Верховным Советом России в июле 1991 г.

На начало 1990-х годов приходится ряд самопровозглашений новых национальных республик. Большинство из них не получило официального статуса, за исключением образовавшихся на месте единой Чечено-Ингушской республики двух: Чеченской, провозглашенной в октябре 1991 г., и Ингушской, официально образованной российским законом в июне 1992 г.

Что касается этно-национальной структуры населения автономных республик, областей и округов, то только в восьми из них численно преобладает коренное (или титульное) население. Сюда входят такие республики СКЭР, как Республика Дагестан, в котором коренные народы составляют около 76% всего населения, Республика Ингушетия - около 75% и Республика Чечня - около 70%.

Хотя "парад суверенитетов" ослаб, этнократические элиты держат курс на возвышение титульных этносов до статуса однозначно доминирующих. Идет замена кадров на национальные, увеличивается миграция славян из ряда республик (Северная Осетия-Алания), дает о себе знать бытовой национализм, противостояние языков общения, особенно в сфере образования.

Опрос в Краснодарском крае местной элиты показал, что здесь продолжается накопление конфликтогенных факторов в межнациональных отношениях. В крае с 4-миллионным русским населением живут представители 22 народов, причем большинство из них - компактно, сохраняя свой язык и традиции. Свыше 51% опрошенных высказали обеспокоенность, 27,4% - сильную обеспокоенность проблемами межнациональных отношений в регионе.

1

2

3

4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]