Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты по ПГ.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
156.4 Кб
Скачать

38.Сепаратизм в современной зарубежной Европе

Сепаратизм в современной зарубежной Европе имеет широкое распространение. Многие обозреватели считают такие тенденции не менее сильными, чем интеграционные. Так, например, РИА «Новости» прогнозирует, что в XXI веке в Старом Свете теоретически могут возникнуть более 10 новых государств. Подъём сепаратистских настроений, затрагивающий ныне почти все страны зарубежной Европы, в значительной степени обусловлен притоком нелегальных и легальных мигрантов, вызывающим рост напряжённости в принимающем обществе. С другой стороны — это своеобразная реакция на жёсткие процессы централизации и унификации, проводившиеся авторитарными, диктаторскими, националистическими режимами ряда европейских стран в течение нескольких десятилетий XX века: после падения этих режимов (в основном, в результате Второй мировой войны), набрало силу обратное движение. Проецируя этот процесс в будущее, можно ожидать ситуации, когда жители Европы будут ассоциировать себя не со своей страной, а с регионом или даже городом. Такие процессы уже заметны.

Современный европейский сепаратизм классифицируют в зависимости от доминирующих проблем, обусловливающих центробежные тенденции в каждом конкретном случае:

  • национально-языковой;

  • социально-экономический;

  • экономико-языковой.

В основном, в Европе преобладают этно-конфессиональный и социально-экономический факторы, методы борьбы остаются в политических рамках, а создание суверенного государства как цель борьбы сменяется максимальной национально-культурной, экономической и политической автономией в пределах границ современных государств.

Испания

Страна Басков. В этой провинции с 1959 года существует леворадикальная террористическая организация ЭТА. Террористические акции ЭТА начала в 1968 году, а всего, по данным РИА «Новости», ею убито более 800 человек (2009). Сторонники ЭТА требуют отделения провинции от Испании и объединения в отдельное государство с сопредельной частью Франции, где также проживают баски. Первоначально сепаратизм был обусловлен притеснениями басков со стороны режима Франсиско Франко — запрещался баскский язык, баскские имена, баскский национальный флаг. После смерти генералиссимуса ситуация постепенно менялась, в настоящее время Страна Басков имеет статус автономии, баскский язык имеет права государственного, а уровень жизни в провинции превышает средний по стране. Более того, это — единственная и из испанских автономий, в бюджет которой поступают все собранные на её территории налоги. Однако ЭТА продолжает настаивать на самоопределении, хотя официально считается, что её поддержка в обществе постоянно снижается. Несмотря на многочисленные аресты членов организации, включая её высших руководителей, а также заявления лидеров сепаратистов о намерениях прекратить вооруженную борьбу, террористические акты продолжаются.

Каталония. Эта провинция тоже имеет автономный статус и национальный язык в качестве официального, а её отношения с центральным правительством регулируются отдельной хартией. В последней редакции этого документа закреплён статус каталонцев как отдельной нации, а Каталонии — как государства. В 2010 году конституционный суд Испании указал на отсутствие правовой основы, чтобы считать каталонцев отдельной нацией, и это вызвало беспрецедентные акции протеста — так, в июле того же года в состоявшейся в столице провинции Барселоне демонстрации приняло участие от 1,1 до 1,5 млн человек, то есть от 15 % до 20 % населения Каталонии. Кроме того, с 2009 года в Каталонии проводятся неофициальные референдумы, на которых за отделение от Испании высказываются почти 100 % голосующих. Впрочем, участвует в них, как правило, не более половины населения. Центральная власть результатов этих референдумов не признаёт, но многочисленные политические и общественные организации Каталонии, борющиеся за полную независимость от Испании, планируют до 2014 года провести и официальный референдум.

Другие провинции

Автономного статуса добились также Валенсия, Галисия и Андалусия. Валенсийский национализм, официально ведущий свою историю с 1902 года, расколот на две части по вопросу национальной идентичности. Часть валенсийцев идентифицируют себя с каталонцами и настроены более радикально, а остальные считают, что каталонцы пытаются навязать им свой язык и культуру. Эту часть валенсийцев устраивает автономия в составе Испании, и они борются только за её развитие. Галисия и Андалусия требуют ещё большей самостоятельности, а андалусийские сепаратисты борются ещё и за законодательное признание андалусийцев отдельной нацией.

Есть свои сепаратисты и в Леоне, они стремятся присоединить территории, входившие в это средневековое королевство, — это Самора, Саламанка, а также Браганца, которая в настоящее время принадлежит Португалии.

Есть общественное движение и за создание Великой Кастилии, в которую вошли бы регионы Кантабрия, Кастилия и Леон, Мадрид, Ла-Риоха и Кастилия-ла-Манча. Кроме того, Канарские острова требуют автономии в течение, по крайней мере, 80 лет. Особенно заметным это движение было в 1970-х. Тогда пропагандировалась идея берберского единства, поскольку большинство населения этих островов составляют этнические берберы. Однако в настоящее время идея отделения не пользуется популярностью среди местного населения.

Италия

В Италии с 1991 года действует партия «Северная лига» (или «Лига Севера»), выступающая за усиление автономии северной части Италии. У сторонников Лиги сложилась даже определённая национальная идеология, в рамках которой отрицается родство с другими итальянцами, а происхождение ведётся от цизальпинских галлов. В середине 1990-х годов лидер лиги Умберто Босси даже обещал создать независимую республику Паданию со столицей в Венеции, но пока требование независимости снято, и в настоящее время северяне борются лишь за федерализацию Италии. В первую очередь это означает так называемый «фискальный федерализм» — усиление автономии регионов в сфере налогообложения. Обозреватели считают перспективу превращения Италии в федерацию (и даже в конфедерацию) вполне реальной, поскольку «Северная лига» имеет значительное влияние: в некоторых регионах, например в Венеции и Ломбардии, за неё голосуют до 30 % избирателей, уже в середине 1990-х у неё было несколько десятков парламентских мандатов, а в настоящее время она является ключевым стратегическим союзником правящей партии, и последней придётся идти на значительные уступки ради сохранения власти. В районах Южного Тироля, отошедших к Италии после Первой мировой войны, есть сторонники воссоединения с Австрией. В 1950—1980-х годах было даже совершенно более 300 терактов, но в настоящее время сепаратистские настроения реализуются в мирной форме. Большинство местного населения составляют этнические немцы, итальянцев постепенно выживают, а правящая партия ведёт переговоры с Австрией о воссоединении. Сепаратистские настроения в Италии не исчерпываются деятельностью «Северной лиги» и южнотирольских немцев. Своя сепаратистская партия есть почти в каждом регионе. Так, автономии — финансовой, а в перспективе, и политической — требуют крупные средиземноморские острова Сардиния и Сицилия, некоторые жители провинции Венето считают незаконным включение Венеции в состав Италии в 1866 годуи утверждают, что есть отдельный венетский язык, который должен быть признан официальным в регионе.