Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 12 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕЖИМЫ СОБСТВЕННОС...docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
72.44 Кб
Скачать

12.2. Возникновение исключительных прав

В главе 3 уже было введено понятие «свободный доступ». Если ресурс находится в режиме свободного доступа, то все заинтересованные индивиды могут реализовывать как право пользования ресурсом, так и право получать доход. При этом каждый определяет для себя вариант реализации прав, не согласовывая его с другими пользователями. Однако ключевым аспектом режима свободного доступа является то, что ни один из индивидов не обладает правом исключить других из доступа к ресурсу.

Свободный доступ — это режим, при котором ни один из индивидов не обладает исключительными правомочиями в отношении данного ресурса.

Несмотря на то, что все индивиды имеют доступ к ресурсу, их возможности реализовывать права де-факто могут быть ограничены. Как было показано в главе 3, в режиме свободного доступа возникает эффект сверхиспользования ресурсов или «трагедии общего».

Права собственности на нефтеносные участки

В США до 1909 г. права собственности на федеральные нефтеносные участки предоставлялись в соответствии с действовавшим горнорудным правом. Экономический агент имел право претендовать на 20 акров земли (примерно 8 га) для разведки нефти. В случае обнаружения нефти можно было закрепить титул собственности по цене 2,5 долл. за акр. Проблема состояла в том, что исключительные права собственности возникали только в отношении земельных участков, площадь месторождений нефти может превышать площадь отдельных участков во много раз. Соответственно нефть оставалась фактически в свободном доступе.

Это привело, во-первых, к неэффективному использованию ресурса. Вдоль границ участков бурили лишние скважины, чтобы откачивать нефть с соседних участков. Высокие темпы добычи ослабляли давление под поверхностью, которое необходимо для естественного выхода нефти. В 1926 г. Федеральное управление по консервации нефти оценило нормы нефтеодачи при конкурентной добыче в 20-25%, при том что в условиях контролируемой добычи нефтеодача могла составлять до 85-90%. Директор бюро разработки полезных ископаемых оценил потери от избыточного бурения в 50 млн долл. Стоимость продукции нефтедобывающей промышленности составила 214 млн долл.

Во-вторых, не было возможности производительно использовать всю нефть, оказавшуюся в частной собственности. Добытую нефть хранили в открытых резервуарах, где нефть испарялась и была подвержена возгоранию. Потери нефти в результате такого хранения оценивались в 5-11% всей добычи.

Несмотря на отсутствие стимулов к эффективному использованию ресурсов и существование отрицательных внешних эффектов, режим свободного доступа может сохраняться в течение долгого времени в отношении большого количества благ, причем не только неэкономических, но и редких. Почему не происходит изменение, выражающееся в переходе к одному из перечисленных выше режимов собственности, предполагающих возникновение исключительных правомочий?

Ответ можно найти в наивной теории прав собственности1. «Наивной» теория называется потому, что в ее рамках возникновение исключительных прав объясняется соотношением издержек и выгод индивидов, без учета влияния государства и групп интересов. Как только выгоды начинают превышать издержки, происходит спецификация правомочий, повышающая эффективность использования ресурса. Как будет видно из примеров, наивная теория хорошо подходит для объяснения возникновения режимов собственности в первобытных обществах или в условиях, когда власть государства не распространяется на какие-то территории, как это было, например, в период заселения американского Запада. Более развернутый вариант теории возникновения прав собственности, и шире институциональных изменений, будет рассмотрен в последующих главах.

На величину выгод оказывают влияние следующие факторы.

Во-первых, в результате сверхиспользования ресурса последний становится редким и его стоимость повышается. Например, если первоначально ресурсов пруда, расположенного возле дачных участков, хватало и для купания и для рыбалки и для полива, то, несмотря на периодически возникающие конфликты, жители могли счесть нерентабельной спецификацию правомочий. Если же пруд обмелеет настолько, что в нем невозможно ни купаться, ни ловить рыбу, возникают стимулы к ограничению использования воды из пруда для полива или доступа к пруду посторонних.

Во-вторых, возможно обнаружение новых свойств ресурса. Ценность участка земли, находящегося в свободном доступе, может резко повыситься, если на нем будет открыто месторождение полезных ископаемых. Это часто имело место в истории европейских колоний: земли аборигенов приватизировались европейскими колонизаторами, которые использовали эти земли не для охоты или традиционного земледелия, а для добычи полезных ископаемых или для выращивания новых культур. Такое же влияние оказывает открытие технологии, позволяющей извлечь полезные свойства, а также новых рынков для сбыта ресурса.

Появление частной собственности на землю у североамериканских индейцев-охотников

Один из примеров возникновения исключительных прав благодаря росту выгод от использования ресурса был рассмотрен Гарольдом Демсецем. В течение долгого времени охота на бобров индейцами восточной части Канады велась только для удовлетворения собственных потребностей. В этот период бобры и земля, на которой они обитали, находились в свободном доступе. По мере развития коммерческой торговли мехами, спрос на бобров возрос, что привело к увеличению их добычи. Потребовались инвестиции в восстановление популяции, которые имели смысл, только если у отдельных охотников или у общины появлялись исключительные права контролировать действия других охотников. В результате в начале XIX в. у индейцев-охотников сформировались исключительные права на охотничьи угодья.

Демсец также отмечает, что на юго-западе США у индейцев не возникли исключительные права, поскольку там не водилось столь же ценных животных, кроме того, виды, обитавшие в прериях, кочевали на широких пространствах.

На величину издержек также влияет несколько факторов.

Во-первых, режим свободного доступа сохраняется из-за высоких трансакционных издержек спецификации прав. Снижение этого вида издержек может происходить, если появляются институты или технологии, облегчающие спецификацию прав; издержки берет на себя третья сторона (например, государство). Если спецификация прав происходит путем захвата, то на величину издержек влияет распределение потенциала насилия между претендентами.

Во-вторых, если исключительность прав возникает в результате договоренности, то необходимо принимать во внимание издержки переговоров. Для жителей дачного поселка может оказаться выгоднее получить кратковременные преимущества от пользования прудом, чем вести долгие утомительные переговоры о том, кто, когда и в каком объеме будет реализовывать свои права. Кроме того, может возникнуть вопрос о величине компенсации, которая будет выплачена тем, кому не позволят использовать пруд. Выплата компенсаций, как правило, осложняется тем, что люди хотят получить больше, чем в действительности стоит для них отказ от прав. Наконец, свободный доступ означает, что договариваться надо не только с соседями, но и с неопределенным кругом лиц, случайно проезжающим, проходящим и пролетающим мимо пруда. При прочих равных условиях, чем шире круг лиц, потенциально имеющих доступ к ресурсу, тем выше издержки ведения переговоров.

В-третьих, недостаточно быть наделенным правами, надо позаботиться об их защите. Снижению издержек защиты правомочий способствует возможность оказать насильственное воздействие на конкурентов, в том числе возникающая благодаря развитию технологии средств защиты. Издержки также снижаются при выработке консенсусной идеологии, поддерживающей установленные формальные и неформальные правила, регулирующие доступ к объекту. Издержки защиты правомочий иногда оказываются ниже при несении их специализированными агентами.

Наконец, режим свободного доступа может сохраняться ввиду высоких издержек измерения, препятствующих обнаружению полезных свойств блага. Люди не будут задумываться о спецификации прав, если не осознают, что это рентабельно. Например, на дне пруда образуется ил, повышающий плодородие почвы в несколько раз. Если эта информация не будет выяснена случайно, то вряд ли кто-то потратит деньги на проведение лабораторных анализов, чтобы понять: урожайность повысилась именно за счет этого удобрения и затем огородить пруд и продавать ил желающим.

Исключительные права на землю, воду и скот на Великих Равнинах американского Запада1

В своем исследовании эволюции исключительных прав на землю, воду и скот в прериях во второй половине XIX в., Андерсон и Хилл учитывают в явном виде не только выгоды, но и издержки спецификации и защиты прав. Величина предельных выгод и предельных издержек является функцией от инвестиций в спецификацию и защиту прав (например, строительство оград). Снижение цены ресурсов, приобретаемых для защиты объекта собственности, или изменение технологии защиты (изобретение колючей проволоки) сокращает предельные из­держки. При прочих равных условиях это ведет к расширению исключительных прав и увеличению деятельности по их спецификации и защите. То же влияние оказывает увеличение предельных выгод. Предельные выгоды растут, если растет цена ресурса и увеличивается вероятность посягательства на него посторонними лицами. Исследователи отмечают, что в современных условиях на увеличение выгод от инвестиций в замки и сигнализацию влияют рост преступности, плот­ность населения, культурные и нравственные стандарты, существующие институты.

Еще одним примером применения наивной теории прав собственности к возникновению исключительных прав может служить объяснение периода в экономической истории, получившего название неолитической революции, суть которой заключается в постепенном переходе от охоты и собирательства к оседлому земледелию. Поскольку такой переход неизбежно сопровождался спецификацией прав собственности на землю, Д. Норт назвал ее также первой экономической революцией1. Движущей силой изменений в модели Норта—Томаса выступает «демографическое давление». Пока растения и животные имеются в достаточном числе и сравнительно доступны, издержки установления исключительных прав собственности на эти ресурсы превышают потенциальные выгоды, вследствие чего данные природные ресурсы остаются в общей собственности, доступ к ним является свободным. Однако, по мере роста населения в условиях постоянной ресурсной базы и возникновения конкуренции между его отдельными группами, режим открытого доступа к пищевым ресурсам ведет к снижению результатов охоты и собирательства. С течением времени оседлое земледелие постепенно становится более привлекательным, чем охота, хотя оно и требует более дорогостоящего установления исключительных прав и их защиты от посягательств со стороны посторонних. Норт и Томас теоретически показали, что первые сообщества оседлых земледельцев основывались на исключительных правах коммунальной собственности на землю, причем система обычаев и табу ограничивали стимулы к сверхэксплуатации земли внутри каждого сообщества (земледельческой общины).

«Первая экономическая революция была революцией не потому, что она перевела основную экономическую деятельность людей из сферы охоты и собирательства в сферу оседлого земледелия. Она была революцией потому, что этот переход обусловил фундаментальное изменение человеческих стимулов. Это изменение стимулов явилось следствием различий в правах собственности, присущих упомянутым двум системам. Когда существуют общие права собственности на ресурсы, нет стимулов к использованию более совершенных технологий и обучению. Напротив, исключительные права собственности, которые вознаграждают их владельцев, обеспечивают прямые стимулы повышать продуктивность и производительность, или, в более общих терминах, приобретать больше знаний и новых технологий. Это те изменения в стимулах, которые объясняют быстрый прогресс человечества в последние десять тысяч лет в противоположность его медленному развитию в течение сотен тысяч лет как сообщества собирателей и охотников»2.

Таким образом, спецификация прав собственности произойдет в результате либо снижения издержек, либо роста выгод от такой спецификации. При этом возможно различное распределение правомочий между участниками взаимодействия. Мы рассмотрим три режима собственности, основанных на исключительности прав, которые часто выделяются в литературе: режим частной собственности, режим коммунальной собственности, режим государственной соб­ственности.