Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психодиагностика ответы.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
247.3 Кб
Скачать

30. Методики рисования. Игровые методики и кукольные тесты.

 Рисуночные методики в психологической диагностике Широкая категория методик, включающая достаточно много форм относительно свободного самовыражения. Используются как терапевтические, так и как собственно диагностические.  Первые попытки психологического анализа рисунка относятся к 1-й четверти XX века. 1913 г. Э.Торндайк – классификация рисунков, их качественная оценка. 1921 г. – К.Барт – количественная шкала оценки мужской фигуры (дети с 3-х до 14 лет). Ф.Гудинаф – тест «Нарисуй человека» как интеллектуальный. Далее – особое внимание психоаналитической интерпретации рисунка человеческой фигуры (Карен Маховер) – 1949. К.Кох – «Дерево», Дж. Бук – «ДДЧ». Коппиц – РЧФ (рисунок человеческой фигуры).  Оценка рисунка – художественно-эстетическая и собственно психологическая. Для нас важнее – вторая.  Психологические функции рисунка. 1. Функция опосредования субъективных эмоциональных переживаний. 2. Передача информации. В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего мира и его внутреннего состояния, отражает уровень образного развития, графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, этических и эстетических идей. Результат адресован не к логическим, а к образным, невербальным структурам психики. Смысл графических изображений весьма сложен, т.к. в них слиты воедино и образы, и отношение человека к миру, и личный опыт переживания субъекта.  ^ Классификация рисуночных методик (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой).  1. Свободные.  Максимум личностных проявлений – в спонтанных рисунках. «Свободный», «Спонтанный», «Мое настроение», «Самоощущение на данный момент», «Рисунок с закрытыми глазами».  2. Тематические.  Тематические инструкции – задания, имеющие выраженную структуру или идею.  2.1. Традиционные – известные, популярные, апробированные тесты.  2.1.1. «Личностные» – диагностирующие индивидуальные особенности – «Человек», «Автопортрет» (Р.Бернс), «Дерево», «ДДЧ», «РНЖ», «Картина мира», «Рисунок человека из геометрических фигур» (Э. Махони). 2.1.2. «Семейные» – диагностирующее особенности внутрисемейных отношений – «Рисунок семьи» (В.Вульф), «Кинетический Рисунок Семьи» (Р.Бернс, Кауфман), «Семья в образах животных».  2.2. Нетрадиционные – не являются собственно тестами, применяются в ходе коррекционной работы для актуализации различных состояний.  2.2.1. «Символические» - символика процесса «В кого бы меня заколдовал …», «Мой маскарадный костюм», «Каким видят меня другие». 2.2.2. «Моделирующие» - моделирование ситуации прошлого или будущего.  «Я через 5 лет», «Карта сказочной страны», «Жизненные ценности».  31. Надежность проективных методик, проективные методики как клинические инструменты.

Проективные методики: общая характеристика

Эти методы основаны на анализе продуктов воображения и фантазии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий. Приоритет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов принадлежит Л. Франку, выделившему ряд общих признаков у некоторых известных к тому времени и весьма заметно отличающихся друг от друга техник оценки личности. Напомним специфические особенности проективных методик:

- относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных ответов;  - неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана», на который испытуемый может проецировать характерные для него личностные черты, проблемы, состояния;  - глобальность подхода к оценке личности и, прежде всего, к выявлению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон.

Возникая, как правило, в клинических условиях, проективные методы были и остаются в основном инструментом психолога-клинициста. На их теоретических обоснованиях отразилось влияние психоаналитических концепций и перцептивных теорий личности.

Проективные методы в настоящее время распространены, их число велико и продолжает увеличиваться; литература по ним обширна — по отдельным техникам число публикаций превышает 6000.

Вместе с тем они продолжают оставаться излюбленной мишенью для критики. Общепринятым является мнение о недостаточной объективности проективной техники, о несоответствии многих методик требованиям, обычно предъявляемым к психодиагностическому инструментарию. Так, А. Анастази отмечает, что с точки зрения психометрики они «в подавляющем большинстве выглядят жалко».

В числе их недостатков обычно видят отсутствие или неадекватность нормативных данных, что приводит к трудностям и субъективизму интерпретации индивидуальных результатов, когда психолог вынужден доверяться своему «клиническому опыту». Другой недостаток состоит в том, что в некоторых проективных методиках отсутствует объективность в определении показателей, часто неудовлетворительными являются коэффициенты гомогенности и ретестовой надежности.

Попытки их валидизации страдают методическими недостатками либо из-за плохой контролируемости условий эксперимента, либо из-за необоснованности статистического анализа, либо из-за неверного формирования выборки. Как указывает А. Анастази, число работ, потерпевших неудачу в доказательстве какой-либо валидности таких проективных методик, как «Нарисуй человека» и «Чернильные пятна» Роршаха, поистине впечатляет.

Однако, несмотря на отмеченные недостатки, популярность и статус проективных методик практически не меняются. В первую очередь это объясняется тем, что они, по признанию психодиагностов, в меньшей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности. Это преимущество проективных методов связано с тем, что их цель обычно замаскирована, и испытуемый не может угадать способы интерпретации диагностических показателей и их связь с теми или иными проявлениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям при обследовании.

Кроме того, проективные методы эффективны для установления контакта с испытуемым, в работе с маленькими детьми. Они, как правило, вызывают интерес со стороны испытуемого, который вовлекается в их выполнение.

Таким образом, при использовании проективных методик проблема создания и поддержания мотивации на диагностирование не является такой острой, как при применении других типов методов.

Вместе с тем некоторые психологи (Л. Каплан, Л. Кронбах) все чаще рассматривают проективные методики как клинические инструменты, которые могут служить дополнительным качественным средством ведения диалога с обследуемым пациентом. При таком подходе их ценность зависит от умений клинициста, а психометрические характеристики оказываются ненужными.

Однако продолжается работа по психометрической квалификации многих проективных методик. Психологи собирают все более полные и обобщенные сведения относительно их нормативных показателей, осуществляются попытки модификации процедур и способов обработки. Работа в этом направлении позволит, вероятно, в будущем расширить сферу и доступность применения проективных методик широкому кругу диагностов и исследователей.