Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ Microsoft Word (4).doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
572.93 Кб
Скачать

Реформы избранной рады

Б урные события 1547 г. обусловили необходимость глубоких государственных преобразований. Вскоре вокруг молодого царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которую один из ее участников, князь А.М. Курбский, впоследствии назвал Избранной радой.

Во главе этого кружка служилой знати и придворных встали дворянин из богатого, но незнатного рода А.Ф. Адашев и протопоп Благовещенского собора Кремля Сильвестр. К ним примыкали знатные князья А. Курбский, Н. Одоевский, М. Воротынский и др. В состав Рады входил и первый начальник Посольского приказа думный дьяк И.М. Висковатый. Активно поддерживал деятельность этого кружка митрополит Макарий.

Не являясь формально государственным учреждением, Избранная рада была, по сути, правительством России и в течение 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя целую серию крупных реформ. По своему содержанию эти преобразования совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, которые были написаны в 1549 году талантливым публицистом дворянином Иваном Пересветовым. Он выступал за решительное укрепление основ Российского государства.

В русле централизации находился и новый Судебник, который был принят в 1550 году. Он базировался на Судебнике 1497 года, но включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян, ограничил права наместников, ужесточил наказания за разбой, вводил статьи о наказании за взяточничество. В Судебник были внесены изменения и дополнения, связанные с усилением центральной власти: контроль над наместниками, взимание единой государственной пошлины, право сбора торговых пошлин (тамги) переходило к царской администрации. Население должно было нести тягло — совокупность натуральных и денежных повинностей.

В середине XVI века была установлена единая для всего государства мера взимания налогов — «соха»(земельная единица, зависевшая от положения владельца и качества земель, в среднем от 400 до 600 га).

В целях укрепления вооруженных сил в 1550 г. правительством Ивана IV начали осуществляться военные реформы. Так, было отменено местничество (порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности) на время походов.

В Московском уезде в соответствии с указом Ивана IV от 1 октября 1550 г. была «испомещена»«избранная тысяча» — 1078 провинциальных дворян, «лутчих слуг», которые должны были составить ядро дворянского ополчения, опору самодержавной власти. (Этот проект, по-видимому, так и не был до конца реализован.)

Наконец, был определен единый порядок прохождения воинской службы: «по отечеству» (по происхождению) и «по прибору» (по набору). Службу «по отечеству» проходили дворяне и дети боярские (мелкие феодалы на службе князей и бояр). Служба регулировалась изданным в 1556 г. «Уложением о службе», она переходила по наследству и начиналась с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. Эта категория служилых людей формально обеспечивалась окладом от 150 до 450 десятин земли в трех полях и от 4 до 7 руб. в год. Фактически же у государства не было ни таких денег, ни столько свободных земель. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного воина «конно и оружно», в случае недодачи налагался штраф.

В 1550 году из числа служилых людей «по прибору» формируется стрелецкое войско, имевшее как огнестрельное (пищали), так и холодное (бердыши и сабли) оружие. Сначала в стрельцы было набрано 3 тыс. человек, которые были сведены в 6 «приказов» (полков). Они составили личную охрану царя. К концу XVI века в постоянном стрелецком войске насчитывалось до 25 тыс. человек, которые являлись наиболее мощной боевой силой русской армии. К «приборным людям» относились также казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы и некоторые другие. Неся службу по городам и на границах, «приборные люди» селились отдельными слободами, получая за службу коллективные земельные «дачи», а также, крайне редко, хлебное и денежное жалованье. В военную службу нанимались и иностранцы (поляки и немцы), число которых в русской армии к концу XVI века составляло около 2,5 тыс. человек.

П равительство Избранной рады уделяло большое внимание укреплению царского госаппарата. В 1550-е гг. совершенствуется приказная система. совершенствуется приказная система. Число приказов - центральных государственных учреждений - постоянно растет в связи с усложнением функций управления (к концу XVI века - 30 приказов). Наряду с учреждениями общегосударственными появляются и приказы, «ведающие» делами отдельных территорий (например, приказ Казанского дворца — по управлению присоединенным Казанским ханством). Растет и бюрократический аппарат. Во главе приказа стоял боярин или дьяк, которому подчинялись подьячие и другие мелкие служащие.

В 1552 году была создана Дворовая тетрадь - список членов Государева двора (около 4 тыс. человек), из числа которых назначались высшие должностные лица государства: военачальники, городские воеводы, дипломаты и др.

2 После смерти Петра I в России начался период названный «периодом временщиков», длившийся с 1725 по 1741 год. В это время в составе династии не было людей, способных держать власть в своих руках, и она переходила в руки придворных вельмож - случайных любимцев, «временщиков». Во главе государства стоял престолонаследник, но вся власть была сосредоточенна в руках людей, которые посадили его на «царство».

В этот период у власти благодаря вражде соратников Петра I стояли: Екатерина I Алексеевна (1725 - 1727), Пётр II Алексеевич (1727 - 1730), Анна Ивановна (1730 - 1740), и наконец, Иван VI Антонович (1740 - 1741).

Анна Ивановна скончалась в 1740 году, оставив престол сыну своей племянницы Анны Леопольдовны и Брауншвейгского принца Антона, только что родившемуся Ивану Антоновичу. Воля покойной Анны Ивановны была исполнена: двухмесячный младенец Иван VI Антонович был объявлен новым императором России, а герцог Бирон - регентом - правителем с самодержавными полномочиями до совершеннолетия царя.

Бирон был любимцем Анны Ивановны. Обласканный ею, он достиг прочного положения. Сила его основывалась исключительно на любви государыни. Эгоистичный приспособленец, он не имел симпатий ни в царском окружении, ни в народе. Со смертью Анны Ивановны для него наступили тяжёлые времена.

Иван VI мало имел прав на российский престол. Он приходился лишь правнуком царю Ивану V. Мать его, Анна Леопольдовна - дочь старшей дочери царя Ивана V, Екатерины, - была любимой племянницей Анны Ивановны. Анна Леопольдовна была приятной миловидной блондинкой, добродушной и кроткой, но вместе с тем она была ленива, неряшлива, бесхарактерна. Отец императора Ивана V, принц Брауншвейгский Антон Ульрих, был сосватан за Анну Леопольдовну русской императрицей. Ещё, будучи женихом, он прибыл в Россию и поступил на военную службу. Вместе с Минихом участвовал в Турецкой войне.

Бирон, зная о недоброжелательном отношении к себе русского народа, начал своё правление с милостей. Он отменил несколько смертных приговоров, снизил подушный налог, смягчил судебные кары. Предчувствуя, что может быть зависим от Елизаветы Петровны, единственной прямой наследницы престола, он назначил на её содержание большую пенсию. У него был тайный план женить на Елизавете собственного сына и, низложив Ивана VI, объявить её императрицей. Правил регент Бирон прежними методами: угрозами, наказаниями, унижениями, вызывая новые волны озлобленности.

Не совсем понятное многим назначение регентом постороннего в царской семье человека обещало между Бироном и родителями императора борьбу за власть. Симпатии большинства были на стороне родителей Ивана VI. В гвардии также назревал бунт против Бирона. Чувствуя шаткость своей позиции, Бирон стремился утвердить своё верховное положение. По всей вероятности, он намеривался выслать родителей Ивана VI из России. Однажды фельдмаршал Миних застал Анну Леопольдовну в слезах: «Яне в силах более терпеть беспрестанных огорчений от Бирона. Мне остаётся с мужем и сыном уйти за границу. Пока Бирон будет регентом, ясных дней не видать нам в России». Миних обещал ей поддержку. «Не вас одних вооружил Бирон против себя. Вся Россия страшиться, что за семнадцать лет регентства он успеет признать настоящего императора недееспособным и отстранить его от престола». Миних воспользовался услугами гвардии и без труда осуществил заговор. В ночь на 8 ноября 1740 года Бирон был арестован и заточён в Шлиссельбургскую крепость. Затем он со своей семьёй был сослан в Тобольскую губернию.

После падения Бирона правительницей России объявили Анну Леопольдовну. Правление Анны Леопольдовны, сначала сочувственно принятое народом и высшим обществом, вскоре стало вызывать осуждение. Ключевые посты в управлении государством оставалось в руках немцев, которые пришли во власть ещё в бытность правления Анны Ивановны.

Анна Леопольдовна, как и её муж, не имели элементарных понятий по управлению государством, которое всё более хирело в иноземных руках. К тому же Анна Леопольдовна была чужда русской культуре, глуха к заботам и страданиям россиян. Недовольные немецким засильем группировались вокруг царевны Елизаветы Петровны. Народ и гвардия видели в ней освободительницу России от иноземного управления. Зрел заговор против правительницы Анны Леопольдовны и её младенца - императора Ивана VI.

Толчком к выступлению заговорщиков стало решение Анны Леопольдовны объявить себя императрицей. Торжественная церемония была назначена на 9 декабря 1741 года. Медлить было нельзя, и в ночь с 24 на 25 ноября 1741 года Елизавета Петровна с верными ей гвардейцами «вошла в царский дворец и арестовала Брауншвейгскую «фамилию», то есть императора Ивана VI, Анну Леопольдовну и её мужа».

Семье бывшей правительницы вместе с низложенным императором Иваном VI была обещана свобода и беспрепятственный выезд за границу. Их отправили сначала в Ригу, где неожиданно взяли под стражу. Потом, предъявив обвинение в том, что будучи правительницей, Анна Леопольдовна намеривалась заключить Елизавету Петровну в монастырь, их посадили в Шлиссельбургскую крепость. После всю семью перевели в Воронежскую губернию, а затем в Холмогоры, где Иван VI содержался отдельно от других членов семьи.

В 1746 году Анна Леопольдовна умерла, её похоронили по указу Елизаветы Петровны в Александро-Невской лавре.

В1756 году экс-император Иван VI Антонович был заключён в Шлиссельбургскую крепость, где ему суждено было просидеть в заточении до дня своей гибели.

Пришедшая к власти в 1762 году Екатерина II хотела было, для придания законности своему правлению, выйти замуж за Ивана VI, но, повидав его, отказалась от задуманного.

В1764 году Ивана VI был убит охранниками, когда подпоручик Мирович с отрядом солдат предпринял попытку его освобождения.

Судьба жестоко обошлась с младенцем-императором Иваном VI, которому судила править из колыбели лишь один год, а остальные 23 года из своей 24-летней жизни провести в заключении.

С именем печальной памяти Ивана VI закончилось царствование ветви «скорбного главою» Ивана V Алексеевича, которая не принесла России ни славных дел, ни доброй памяти.

В заключении отметим, что мы рассказали только об Анне Леопольдовне и Иване VI Антоновиче, из всей плеяды правителей правивших в «период временщиков». Настоящей властью в России обладали «временщики». Кто они такие? Это сотрудники Петра I, которые жаждали власти. Начался этот период тем, что Меншиков овладел, как временщик, правлением и готовился породниться с царской семьёю. Свергли его Долгорукие и, завладев властью, также надеялись войти в родство с императором Петром II Алексеевичем. Князь Дмитрий Михайлович Голицын думал бороться с временщиками. Но его затея не удалась, и при императрице Анне Ивановне появились новые фавориты. На этот раз были немцы: господствовал Бирон, а правили делами сотрудники Петра I: Остерман и Миних.

Интересна последовательность в смене временщиков: сперва, в лице Меншикова и его друзей, главное место заняли неродовитые сотрудники Петра I, затем возобладали представители старой знати, а затем делами овладели иностранцы. Во взаимной борьбе за власть временщики и придворные партии искали себе опоры и поддержки в гвардейских полках. Меншиков с помощью гвардии настоял на воцарении Екатерины I, Миних с помощью них сверг регента Бирона и посадил на регентство Анну Леопольдовну, мать Ивана VI. Словом гвардейские полки явились тою силою, которая поддерживала или же ниспровергала известных лиц или же политический порядок.

Так как гвардия состояла из дворян, то, стало быть, главная сила в столице принадлежала дворянам, имевшим военную организацию. Гвардейцы чувствовали своё значение, когда сами предлагали Елизавете Петровне принять власть. Императрица Анна Ивановна и правительница Анна Леопольдовна опасались гвардии и следили за её настроением. Такой рост политической силы дворянства составляет самое главное и важное явление этого периода временщиков. Оно имело большие исторические следствия.