Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IND.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
135.68 Кб
Скачать

Г.И. Ханин, О.И. Полосова, Н.В. Иванченко

Промышленное производство России

в 1996-1999 гг. :

альтернативная оценка

(Статья продолжает исследования Г. И. Ханина по альтернативным оценкам советской и российской экономики. В ней с использованием некоторых новых методов рассчитаны альтернативные оценки динамики российской промышленности за 1996-1999гг. с разбивкой по годам. Показано, что в официальной статистике сохранились искажения в оценке этого показателя, как и динамики оптовых цен промышленности. Доказана возможность получения оценок динамики промышленности с меньшими финансовыми и трудовыми затратами.)

Общеизвестны недостатки экономической статистической информации в советский период в отношении определения динамики экономического развития в целом и промышленного производства в частности [1]. Уже в конце 80-х годов советские статистические органы признали справедливость критики западных и ряда советских экономистов (в том числе и одного из авторов данной статьи), которые указывали на ошибочность определения динамики экономического развития СССР официальной статистикой. ЦСУ СССР, а затем и Госкомстат РФ для определения динамики экономического развития перешли на общепринятые в мировой практике методы. Поэтому многие претензии теперь отпали. Однако сомнения в достоверности определения динамики экономического развития в России остаются. Эти сомнения основаны на том, что, во-первых, данные Госкомстата РФ занижают реальную динамику из-за недоучета теневой экономики и повышения качества продукции [2]; во-вторых, в отдельные годы преувеличивают динамику экономического развития из-за произвольного повышения доли теневого сектора по сравнению с предыдущими годами и по некоторым другим причинам [3].

Наиболее важной из претензий является возможность более экономичного способа исчисления этого индекса. Очевидно, что ежемесячное получение у большого количества предприятий данных о выпуске огромного количества видов промышленной продукции связано со значительными трудовыми и финансовыми затратами, в том числе в многочисленных статистических организациях. Если бы удалось показать, что использование небольшого числа показателей не ухудшает результаты, это позволило бы сберечь значительные ресурсы. Отметим, что несравненно более богатые США уже давно идут по этому пути, как и другие развитые капиталистические страны.

При этом возникает важная теоретическая проблема: какой объем натуральных показателей необходим для получения относительно надежных показателей динамики промышленной продукции. На этот вопрос нельзя ответить с помощью каких-то априорных рассуждений. Он требует проведения расчетов при различном наборе натуральных показателей и сопоставления результатов этих расчетов. И в этом состоит отличие нашего подхода от методик многих других авторов альтернативных оценок динамики продукции промышленности России. Они такой проблемы не ставили.

Таким образом, и в настоящее время в России сохраняется необходимость проведения альтернативных официальным расчетов динамики экономического развития.

Конечно, в распоряжении независимых исследователей российской экономики намного меньше данных, чем у официальных статистических органов РФ, в частности, о номенклатуре произведенных в России продуктов, их качестве, ценах по отдельным видам продукции, необходимых, например, для исчисления индекса промышленной продукции. Поэтому недостаток в количестве данных независимые исследователи должны компенсировать изобретением новых методов оценки динамики экономического развития, основываясь на небольшом числе экономических показателей. Заметим, что такие выдающиеся западные исследователи, как Колин Кларк и Наум Ясный, в 30-50-е гг. сумели с помощью очень небольшого количества данных получить достоверную оценку реальной динамики советской экономики [4].

Исключительно большой интерес представляет исследование американского экономиста Д. Ходжмена по большому и меньшему числу продуктов. При расчете индекса промышленной продукции СССР за 1930-1937гг. он обнаружил, что прирост по большому числу продуктов (137) составил 167%, а по меньшему (22) – 147%; при сопоставлении плановых заданий на 1941г. с 1934г. по 89 и 22 продуктам индекс составил соответственно 180% и 175%, т. е. разрыв был совершенно незначителен [5].

Аналогичные выводы были получены западными экономистами и при анализе индексов промышленной продукции в своих странах. Так, при сопоставлении цензового индекса обрабатывающей промышленности, рассчитывавшегося в довоенный период в гораздо большей степени на основе прямых данных по выпуску отдельных видов продукции и по гораздо большему их кругу, получено почти полное соответствие с индексом, который рассчитывался на основе гораздо меньшего круга продуктов и с большим использованием косвенных показателей, определяемых ежемесячно Федеральной резервной системой США [6].

В своих исчислениях альтернативных индексов промышленной продукции СССР один из авторов данной статьи в одном из методов использовал данные о производстве 104 видов продукции гражданской промышленности [7]. Результаты расчетов практически совпали с окончательной оценкой индекса промышленной продукции, рассчитанного как среднеарифметическая величина из индексов, полученных всеми остальными методами.

Хотя после 1990г. научный интерес к исследованиям темпов роста советской экономики в России и на Западе заметно снизился, приятно отметить, что он не исчез. Одним из авторов, продолжающим эти исследования, является финский экономист Сеппо Руохо. Еще в 1991г. он произвел исчисления экономического роста в СССР на основе ограниченного числа натуральных показателей. Свой индекс экономического роста Руохо остроумно назвал тогда «индексом бедного человека», имея в виду экономиста, обладающего ограниченным количеством экономической информации. В этом отношении Руохо шел по пути, проложенному еще в 30-40-е гг. К. Кларком и Н. Ясным. Впоследствии С. Руохо продолжил свои расчеты «индекса бедного человека» [10].

Значительную работу по исчислению индексов промышленной продукции в советской и постсоветской России на основе ограниченного количества данных об объеме производства промышленной продукции проделал японский экономист М. Сухара [11].

Среди немногочисленных российских экономистов, которые продолжали рассчитывать и анализировать альтернативные индексы промышленной продукции на основе ограниченного набора показателей промышленной продукции, необходимо отметить К Холодилина [12].

Наши оценки динамики промышленной продукции охватывают период 1996-1999 гг., либо не исследованный другими авторами альтернативных оценок, либо исследованный ими частично. Так, К. Холодилин и С. Руохо ограничиваются в своих расчетах первой половиной 90-х годов; Сухара провел расчеты только для 1996-1997гг.

Существуют и некоторые информационные отличия в наших расчетах и расчетах указанных выше авторов альтернативных оценок.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]