Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры минич.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
78.85 Кб
Скачать

7. Сандинистская революция в Никарагуа.

Главным событием революционного подъема в Центральной Америке стала победа революции в Никарагуа. Она явилась результатом обострения противоречий зависимого капиталистического развития, усугубленных существованием многолетней диктатуры семейства Сомосы (1936– 1979).

В Никарагуа царил диктаторский режим, опиравшийся на Национальную гвардию (вооруженные силы), репрессивный полицейский аппарат, военную помощь США. С 1967 г. страной правил Анастасио Сомоса – второй сын убитого в 1956 г. основателя династии диктаторов Анастасио Сомосы-отца. Жестоко пресекались проявления оппозиции. Правительство Никарагуа активно поддерживало интервенционистские акции США в регионе (в Гватемале в 1954 г., на Кубе в 1961 г., в Доминиканской Республике в 1965 г.).

Диктатура ущемляла интересы и права подавляющего большинства населения, включая основную часть предпринимателей. Это усиливало изоляцию режима. Но национальная буржуазия ввиду ее слабых экономических и социально-политических позиций не была способна на успешную самостоятельную борьбу с диктатурой. Основной силой антидиктаторской борьбы стали наемные трудящиеся города и деревни, составлявшие экономически активного населения, радикально настроенная молодежь. Правда, низкий уровень политического сознания, забитость, неграмотность или малограмотность большей части населения, узость интеллигентской прослойки, суровые репрессии затрудняли формирование массовой революционной организации.

Создать такую организацию и осуществить революцию поставила своей целью группа молодежи во главе с Карлосом Фонсекой (1936–1976), находившаяся под влиянием марксизма. В 1961 г. эта группа основала

8. Центральноамериканский конфликт

В центральноамериканской политике Вашингтона в период первого срока пребывания Рейгана на посту президента условно просматриваются четыре периода.

Первый — с начала 1981 г. по лето 1982 г., когда первостепенное значение в американской внешней политике было придано сальвадорской проблеме. Сальвадор был объявлен передовым рубежом борьбы между Востоком и Западом — плацдармом, на котором развертывалась битва с «международным терроризмом». Началась кампания угроз и поддержания напряженности в Центральной Америке, разнузданная антикубинская и антиникарагуанская истерия. В этот период Вашингтон прилагал особые усилия, чтобы добиться от латиноамериканских стран поддержки своей политики в Сальвадоре. Одновременно ЦРУ приступило к созданию групп наемников для совершения с территории Гондураса пиратских рейдов в глубь Никарагуа и начало формировать такие группы в Коста-Рике.

Второй период, продолжавшийся примерно до начала 1983 г., — период постепенного, развертывания необъявленной войны против Никарагуа. Вместе с тем для него характерно и некоторое ослабление вниманий Вашингтона к сальвадорской проблеме, чему способствовал и англо-аргентинский конфликт на юге Атлантики, серьезный кризис, возникший вследствие военной и политической поддержки США Англии в вооруженном конфликте из-за Мальвинских (Фолклендских) островов. Кроме того, Белый дом был вынужден учесть недовольство некоторых влиятельных американских деловых и политических кругов «чрезмерным креном» в сторону Сальвадора в ущерб другим направлениям американской' внешней политики и внести коррективы во взятый с самого начала политический курс по отношению к Центральной Америке и к Сальвадору; все большее внимание стало уделяться Никарагуа.

Третий период, начавшийся с первых месяцев 1983 г., ознаменовался возвращением администрации Рейгана к крайне жестким позициям, которые она занимала в отношении событий в Сальвадоре в 1981 г. Более открыто, чем раньше, делалась ставка на использование силы, дальнейшее усиление военно-политического давления на Никарагуа, на разные меры по укреплению антинародных режимов в Гватемале и Гондурасе. Одновременно усилилось нагнетание напряженности в районах гондурасско-никарагуанской границы, провоцирование вооруженного конфликта между Никарагуа и Гондурасом. Более широко осуществлялась военная и финансово-экономическая помощь Гондурасу, Сальвадору и Гватемале, а также никарагуанским контрас.

Четвертый период начинается с середины 1983 г., когда администрация Рейгана взяла твердый курс на эскалацию военного вмешательства США в Центральной Америке. Дело в том, что за 2,5 года пребывания у власти правительству Рейгана так и не удалось добиться в субрегионе серьезных успехов. Силовые приемы, примененные Вашингтоном в Сальвадоре, не дали ожидаемых результатов. Битей оказалась и ставка на вооруженные акции контрас в Никарагуа, а также на ее политическую изоляцию при помощи дипломатических служб.

Кроме того, Белый дом предпринял более активные пропагандистские акции, призванные убедить американцев и мировое общественное мнение в том, что в Сальвадоре США помогают «бороться за демократию», что Никарагуа — «угроза США». Внимание администрации Рейгана стало все более фокусироваться на извращении сути событий, их подоплеки, на дискредитации сальвадорских революционных организаций, сандинистских властей, на массированных психологических атаках с целью запугивания американцев призраком тоталитаризма недалеко от границ США. Параллельно с этим был взят широко рекламируемый курс на проведение «свободных выборов» в Сальвадоре. Причем предусматривалось в случае поражения режима и провала трюка с выборами осуществление прямой военной интервенции США.

Усиление злонамеренной и лживой пропаганды, направленной против Никарагуа и сальвадорских патриотов, к концу первого срока президентства Рейгана было вызвано в значительной степени и тем, что эскалация американского военного вмешательства в Центральной Америке, характерная для всех четырех периодов первого срока президентства Рейгана, вызывала в определенных политических кругах в США серьезную обеспокоенность возможными осложнениями в отношениях с латиноамериканскими и западноевропейскими союзниками Вашингтона, которые явно склоняли Белый дом к политическому урегулированию в регионе.

К 1984 г. в американской правящей элите более четко выявились сторонники правого и «умеренного» течений. Правые предлагали ориентироваться только на силовые приемы, «дипломатию канонерок», вооруженную интервенцию. Они выступали против каких-либо «центристских решений».

«Умеренные» (они в основном группируются в демократической партии) настаивали на поисках путей мирного урегулирования. Сначала Сальвадор, а потом и Никарагуа оказались в центре дискуссии. Это особенно проявилось в конгрессе. «Умеренные» не были склонны принимать концепцию Рейгана, согласно которой все конфликты в Центральной Америке следует рассматривать в плоскости противостояния и противопоставлейия Востока Западу.