Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФГБОУ ВПО.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
323.77 Кб
Скачать

«Медный всадник»

Напротив Сената в 1782 г. был установлен памятник Петру I работы Э. М. Фалько-не - знаменитый «Медный всадник»: С алтарным камнем финских чернобогов, Растоптанным копытами коня, И с озарённым лаврами и гневом Безумным ликом медного Петра.

Таврический дворец

Шедевр русского зодчества, построенный в 1783-1789 гг. архитектором Иваном Евгеньевичем Старовым для светлейшего князя Г. А. Потёмкина-Таврического. Отточенные, гармоничные формы производят на зрителей умиротворяющее впечатление. В центре композиции - невысокое двухэтажное здание с шестиколонным портиком в античном стиле. Оно соединено галереями с боковыми двухэтажными корпусами и вместе с ними образует обширный парадный двор. Скромной простоте фасадов дворца противостояло великолепие его внутреннего убранства, особенно величественного Белоколонного зала (за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад), а также громадного Купольного зала. К дворцу прилегал обширный Таврический сад - также владение Потёмкина. Судьба интерьеров дворца оказалась печальной - их неоднократно до неузнаваемости переделывали, когда здание переходило из рук в руки. Уже после смерти князя, в 1797 г., ненавидевший его Павел I передал дворец Конногвардейскому полку. В Купольном зале был устроен манеж для тренировок в конной выездке. Помещения Таврического дворца значительно перестраивались с 1906 г., когда в нём разместилась Государственная дума. После Великой Отечественной войны дворец отдали Ленинградской высшей партийной школе, а ныне его занимает Межпарламентская ассамблея Содружества Независимых Государств (СНГ).

Кунсткамера

Кунсткамеру, пожалуй, можно назвать первым в Санкт - Петербурге научным учреждением. Как и многие начинания Петра 1, его коллекция «редкостных предметов» вызывала недовольство в стране. Ещё в 1698 году, когда он приобрёл в Голландии первые экспонаты, начался ропот: везёт - де царь из-за границы «безделушки всякие», чтобы создать «бесовское скопище» и смущать православную Русь.

Нашёптывали враги Петра 1, будто всё, что он привёз из-за границы - картины, оружие, инструменты, чучела животных, книги, - «мечены антихристом», и что эти предметы не держат свою тень. Как только попадает на них свет от солнца или свечи - так тень отделяется от хозяина и начинает самостоятельную жизнь.

Оттого в первые годы существования Кунсткамеры народ боялся туда ходить. Царь приказал вход сделать бесплатным. Мало того, велел каждого посетителя музея угощать водкой, вином и кофе. Допускали туда всех, кроме крестьян.

На водку и вино находились желающие. По нескольку раз в день приходили они в Кунсткамеру «просвещаться». Водку выпивали, кофе сплёвывали тут же на музейный пол и, немного постояв в одной из комнат Кунсткамеры, мчались в церковь замаливать грех. А потом снова возвращались за очередной рюмкой в музей.

3.2. Мосты

Трудно представить Санкт - Петербург без мостов. Не случайно говориться: без них не возникла бы Северная столица. Может, Петербург без мостов и существовал бы, но стал другим городом, с иными судьбами его жителей.

Потребность в мостах возникла с первых же дней основания Петербурга. Так, в год закладки нового города - крепости в устье Невы с Заячьего на Городовой остров был наведён вначале наплавной, а затем плашкоутный мост - с подъёмными элементами. Так появился первый мост в Северной столице. Недолгой была его жизнь.

Стремительно развивался город. С каждым днём возрастала необходимость в более совершенных дорогах, путях и связях между островами в устье Невы. Да и многочисленные водные протоки в городе вызывали необходимость строительства мостов.

В 1711 г. существовал деревянный подъемный мост, соединявший Петропавловскую крепость с Городским островом. Это был первый мост в городе. Вскоре вместо первенца Петербургского мостостроения был возведён на его месте свайный подъёмный мост. Называли его и Петровским, и Красным. Чтобы давать проход кораблям, с помощью лебёдок производился подъём и опускание створок моста. Для создания и содержания мостов необходимы были немалые деньги. Поэтому первоначально за проход и проезд по ним взималась плата. Прохожий платил копейку, всадник - две, а проезжающий в карете - пятак.

В золотой век Екатерины II Петербург украсили каменные набережные и мосты. Первыми появились Прачечный, Верхне-Лебяжий и Эрмитажный мосты, затем Казанский и Каменный. Эти мосты были относительно короткими - от 15 до 22 м, но широкими, чтобы по ним могли проезжать громоздкие кареты. Сооружали их в основном из гранита, без особых архитектурных излишеств. Однако вскоре сообразили, что мосты могут служить украшением города. В 80-х гг. XVIII в. были возведены семь однотипных каменных мостов через Фонтанку, включая Аничков( в 1715 году солдатами подполковника Аничкова. От его фамилии пошло название моста, и слободы, в которой жили солдаты - строители. Это деревянное сооружение было примерно в четыре раза длиннее современного Аничкова моста), Обуховский и Старо-Калинкин. По краям их стояли гранитные башни с фонарями, гармонирующие с гранитом набережных. Старо-Калинкин, а также более поздние Ново-Калинкин и Мало-Калинкин мосты получили название не от ягоды калины, а от финской деревушки Каллина. Эти мосты были уже более длинными - до 70 м. Их впервые сделали не подъёмными, как прежние деревянные, а разводными, чтобы пропускать в центр города военные суда и баржи с товарами. Именно тогда мосты обрели свою главную особенность, которой петербуржцы гордятся до сих пор. В начале XIX столетия в Петербурге инженеры впервые в России опробовали технологию изготовления мостов из тюбингов - пустотелых чугунных секторов. В первой половине столетия появилось 12 таких мостов, включая Полицейский (ныне Народный), Поцелуев, Конюшенный и Театральный.

Особенно были известны четыре относительно коротких моста через Мойку, выкрашенные в разные цвета; петербуржцы называли их Цветными. Это Жёлтый (позже Певческий), Зелёный, Красный и Синий мосты. На них впервые появились витые чугунные решётки, которые позже украсили многие другие мосты и набережные Петербурга. На этих мостах были установлены фонари - вначале масляные, а в 30-х гг. XIX в. газовые.

Общественная и экономическая, да и личная жизнь петербуржцев всегда была связана с мостами. На них назначались встречи и свидания, вблизи располагались трактиры, и велась бойкая торговля, оглашались указы и повеления государей.