Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИОГП 1-80.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
10.09.2019
Размер:
1.59 Mб
Скачать

Вопрос № 72 КоБсо и дальнейшее развитие семейно-брачного права в 40-60годы

Вот здесь я не знаю- у Белковца в учебнике написано кодекс КЗАГС 1926 года, но в интернете пишут КЗоБСО. Поэтому: КОДЕКС ЗАКОНОВ О БРАКЕ, СЕМЬЕ И ОПЕКЕ 1926 г. (КЗоБСО) - единый систематизированный законодательный акт, принятый ВЦИК РСФСР 19.11.1926 г., введенный в действие с 1.01.1927 г. вместо Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. КЗоБСО состоял из 4 разделов и 143 статей. В КЗоБСО фактически брачные отношения были приравнены к зарегистрированному браку, устанавливался единый минимальный возраст лиц, вступающих в брак - 18 лет, определены условия регистрации брака: достижение брачного возраста, взаимное согласие вступающих в брак, отсутствие близкого родства между ними, отсутствие др. зарегистрированного брака одного из брачующихся, состояние «в здравом уме».

По КЗоБСО прекращение брака, зарегистрированного и фактического, если он был установлен судом, регистрировали органы загса. В случае отсутствия регистрации факт прекращения брака мог устанавливаться и в судебном порядке. На имущество, нажитое в семье во время брака, супруги имели равные права (кроме имущества общего пользования в составе крестьянского двора, судьба которого решалась по нормам Земельного кодекса).

По Кодексу нуждавшийся и безработный супруг имел право получения содержания от др. супруга. Признавалось право на алименты за нуждавшимися несовершеннолетними братьями, сестрами, нетрудоспособными дедом и бабкой. Суду предоставлялось право при невыполнении родителями их обязанностей или неправомерном осуществлении родительских прав, а также в случаях жестокого обращения с детьми выносить решение об отобрании детей у родителей и передаче их органам опеки и попечительства, возобновлялось действие института усыновления. Усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям и усыновители по отношению к усыновляемым и их потомству были приравнены в личных и имущественных правах к родственникам по происхождению. Если усыновление было совершено без согласия родителей, то решение об усыновлении по их заявлению могло быть отменено районным или городским исполкомом, если он признавал, что отмена соответствует интересам усыновленного. Отменить усыновление мог и суд по просьбе любого лица или учреждения, если признавал, что этого требуют интересы ребенка. Как и при вынесении решения об усыновлении, отмена его обусловливалась согласием усыновленного, если он достиг 10-летнего возраста.

В КЗоБСО подробно определялись права и обязанности опекунов и попечителей и порядок производства дел об опеке и попечительстве. Опека учреждалась над несовершеннолетними до 14 лет и над признанными в установленном порядке слабоумными и душевнобольными. Все дела по опеке и попечительству сосредоточивались в соответствующих отделах исполкомов. КЗоБСО действовал до введения в действие Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г. (1.11.1969 г.)

Белковец.: Новый KЗАГС 1926 г. признал фактический брак, то есть уравнял в правах зарегистрированный и незарегистрированный браки. Все правовые последствия для мужчин и женщин наступали с момента вступления их в сожительство. Главным доказательством наличия семьи становилось общее хозяйство, совместное воспитание детей, свидетельство третьего липа. Ныл введён институт об­щей собственности супругов. При прекращении брака предполагался раз­дел имущества и обязательное содержание нетрудоспособного супруга в течение года, а безработного в течение 6 месяцев.

С этого времени исчезло из употребления такое понятие, как внебрач­ные дети. Любое сожительство считалось браком, что не устраняло, одна­ко, процедуры установления отцовства. Забота о детях возлагалась на мужчину (или на мужчин), который после установления отцовства обязан был платить алименты. Брачный возраст для женщин при этом повышал­ся с 16 до 18 лет. Кодекс разрешил отмененное прежде усыновление. Мно­гобрачие не разрешалось (запрет регистрации лип, уже состоявших в фак­тических брачных отношениях). За калым, принуждение женщины к бра­ку, многоженство вводилась уголовная ответственность.

Конституция 1936 г. закрепила формальное равенство мужчины и женщины в СССР. Стремясь создать стимулы к увеличению деторожде­ния, сильно упавшего в 1930-е годы, правительство предпринимает меры, укрепляющие семью и брак. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 ию­ня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам. установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законода­тельстве о разводах» ввело ряд новелл. Отныне брак расторгался только при условии обязательного вызова супругов в ЗАГС, который был обязан принять все возможные меры к примирению супругов. Отметка о разводе ставилась в паспорта, увеличилась цена развода: от 50 рублей в первый раз до 300 рублей за третий развод.

Закон расширил круг лиц, которые могли подавать заявления об али­ментах. Кроме родителя или опекуна это могли сделать прокурор, проф­союз, органы ЗАГС и др. Размеры алиментов определялись теперь не су­дом, а заработной платой ответчика: 1/4 часть заработной платы на 1 ре­бенка, 1/3 – на двух, 1/2 – на трех и более детей. Для обеспечения али­ментных исков мог быть наложен арест на долю зарплаты ответчика, произведены опись и арест его имущества. За неуплату алиментов уста­навливалось уголовное наказание до 2 лет лишения свободы.

Уголовная ответственность за аборты, запрещенные в 1936 г., была отменена для беременных женщин только в 1954 г., а для лиц, производя­щих аборты или понуждающих к ним, в 1955 г.

К признанию зарегистрированного брака единственной его формой, порождающей юридические права и обязанности супругов, советское за­конодательство вернулось в 1944 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля этого года отменил было и право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и взыскания алиментов, если брак не был зарегистрирован. Но это право женщин было восстановлено при Брежневе. Ещё более ужесточился порядок развода. Он мог быть оформ­лен только публично, в суде, который определял и все ею юридические последствия.

Указом были установлены государственные пособия многодетным и одиноким матерям, учреждены медали материнства двух степеней (за 5 и 6 детей), орден «Материнская Слава» трех степеней (за 7, 8 и 9 детей), и по­чётное звание «Мать-героиня» за 10 детей. Для выплаты пособий увели­чили введенный ещё в 1941 г. налог на холостяков, одиноких и малосе­мейных граждан.

Наследование по закону и по завещанию было восстановлено ГК 1922 г., но круг наследников и свобода завещания были сильно ограничены. До 1926 г. сохранялось ограничение наследственной массы 10 тысячами руб­лей. С отменой лимита на массу был введен налог на наследство: с сумм, превышающих 1 тысячу рублей, он составлял 50 %, с сумм свыше 500 ты­сяч рублей – 90 %.

Наследовать могли супруги, нисходящие и лица, в течение последнего года находившиеся на иждивении наследодателя. Чтобы рассредоточить капитал, закон призывал к наследованию всех наследников. Завещание ограничивалось кругом наследников по закону, воля была лишь в выборе их в одинаковой доле или в доле увеличенной. Но с 1928 г. закон за­претил лишать наследства несовершеннолетних, наследственная доля которых не могла быть ниже 3/4 причитавшейся по закону доли, и разрешил завещать имущество в пользу государства, его органов и общественных организаций.

Последующие изменения в порядке наследования произошли уже в 1945 г. после указа 14 марта «О наследниках по закону и по завещанию». Наследниками по закону были признаны дети, супруг и нетрудоспособные родители умершего, а также другие нетрудоспособные, состоявшие на его иждивении не менее одного года до его смерти (1 ряд). Если кто-либо из детей умирал раньше наследодателя, то наследственная доля их переходи­ла к их детям (то есть к внукам наследодателя), в случае смерти последних — к их детям (правнукам). При отсутствии указанных наследников право наследования переходило к трудоспособным родителям (2 ряд), а при их отсутствии – к братьям и сестрам умершего (3 ряд). Завещатель мог рас­поряжаться имуществом и по своей воле, он только не мог лишить наслед­ственной доли несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных лиц. Таким образом государство, взяв на себя функции социального обес­печения, вновь переложило их часть на самих трудящихся.