Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
11Идеология контрреволюции в работе де Местра Р...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
229.89 Кб
Скачать

1.2.Природа и источник Французской Революции

Для начала приведем определение французской революции, которую дает сам де Местр: «Революция – это всего лишь политическое движение, которое должно через определенное время привести к определенным следствиям»72. С виду кажется, что это определение весьма нейтрально, и его уж никак нельзя приписать тому, кого называют реакционером, консерватором и контрреволюционером. Но под эти понятием кроется сложная и достаточно противоречивая система воззрений на Революцию.

«Самое поразительное во Французской Революции – увлекающая за собой ее мощь, которая устраняет все препятствия73», - пишет Жозеф де Местр. Но кто управляет этой мощью? Кто или что направляет ее в нужное русло? «Французская революция управляет людьми более, чем люди управляют ею74», - дает ответ сам Жозеф де Местр. Читатель спросит, как это возможно, ведь именно люди, а не кто иной начал Французскую Революцию, именно по их воле начала происходить смена Старого порядка на Новый. Но у де Местра другое мнение на этот счет.

Для начала стоит отметить, что для де Местра одним из самых больших чудес являются поступки свободных существ под божественной дланью75. Он пишет, что «покоряясь добровольно, они действуют одновременно по собственному желанию и по необходимости: они воистину делают, что хотят, но не властны расстроить всеобщие начертания76». Речь идет о том, что по сути люди вольны делать, что угодно, но они никогда не смогут нарушить того порядка вещей который установлен сверху, т.е. Провидением. Люди не могут его изменить вследствие своей несовершенности, убогости и ограниченности действий77, а вот в руках божественного Провидения все податливо, и ничто не может устоять против него78.

Французская революция и все то, что происходит в Европе сей час, столь же чудесны в своем роде, как и внезапное плодоношение дерева, так как чудо – это следствие, производимое божественными или сверхчеловеческими намерениями, которое приостанавливает обычную причину и противодействует оной79. Из этого мы можем сделать вывод, что де Местр считал, что Революция есть явление не земное, а божественное, а раз оно божественное, значит она является чудом, то есть закономерным следствием исторического процесса, что избежать ее не возможно и что она призвана создать что-то новое, так как сам человек не создает ничего ,он может только изменить все в области совей деятельности80. Более того, де Местр говорит о том, что революция – это проявление порядка и божества, так как никогда порядок так не очевиден, никогда Провидение так не осязаемо, как тогда, когда высшая сила подменяет силы человека и действует сама по себе81.

Злодеи, вожаки революции не могли создать ее, так как они участвуют в ней лишь в качестве простых орудий, и как только они проявляют намерение возобладать над ней, они подло низвергаются82. Все, что случилось во время Революции, как например установление республики, революционного правительства и режима террора, явилось лишь следствием событий и обстоятельств, и о влиянии действий каких-то личностей говорить не приходится. Все люди – это орудия некой силы. Подтверждение этому является то, что в Революции есть свой поток, и видные люди революции получали какую-то власть и известность , которые могли им принадлежат лишь в этой струе. Как только они пытались пойти против течения, они тот час же исчезали со сцены83. Как мы видим здесь речь идет о том, что человек не подвластен божественной силе, что все, что происходит в Революции, это воля Провидения. Главная суть вопроса состоит в том, что именно Франция избрана Провидением местом резиденции, и в этом очаге раздвигается ткань видимости, обнажая скрытый механизм действия мирового закона, контекста истории, пружины ее коллизии84.

Де Местр придает революции религиозную окраску, что говорит о его приверженности догматам католической церкви, в особенности такому отцу церкви как Св.Августин, из сочинений которого он взял идеи о порочности и слабости человека, о его неспособности к творению и способности к изменению, о подчиненности всего мира воле Божьей85. Но в то же врем здесь присутствует и дух некой таинственной иррациональности, истоки которой лежат в прошлом увлечении иллюминатством автора произведения: «иногда увлекаемой неведомой силой он (человек) досадует на нее, и вместо того, чтобы поцеловать руку, что удерживает его, отрекается от этой силы, или наносит ей оскорбление»86.

Де Местр сам делает вывод о природе Революции : «Очень верно, когда говорят, что она совершается сама собой … эти слова означают, что никогда доселе Божество не являло себя столь зримо в человеческих событиях. И если оно прибегает к самым презренным орудиям, то потому, что карает ради возрождения»87. Как мы видим, несмотря на то, что де Местр называет революцию чудом, божественным явлением, он не говорит о том, что оно было благим в плане принесения добра и свободы народу, а как раз наоборот, Проведение ниспослало наказание, кару французам за их дурное поведение, так как Революция ассоциировалась у де Местра и с «сатанинскими свойствами»88: торжество отступничества священников, осквернение предметов культа, которые били весьма важным минусом, так как все вообразимые учреждения покоятся на религиозной идее, и прочность их зависит от обоготворенности89, и, следовательно, у нации, которая отказалась от религии, не может быть никаких постоянных учреждений.К это можно отнести революционный террор , войны, постоянную смену правительств. В революции не содержится ничего великого, она преступна, поскольку она является карой, а не милостью.